Информирование СМИ на формирование отношения к болезни при COVID-19
- Авторы: Алёхин А.Н.1, Отсус А.Е.1
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Выпуск: № 88 (2023)
- Страницы: 14-21
- Раздел: Медицинская психология
- URL: https://bakhtiniada.ru/0132-182X/article/view/267303
- DOI: https://doi.org/10.25016/2782-652X-2023-0-88-14-21
- ID: 267303
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. На сегодняшний день средства массовой информации (далее – СМИ), особенно интернет, являются ведущим инструментом информирования, просвещения, обучения и развлечения для подавляющего большинства людей. Публикации СМИ о возможных угрозах жизни и здоровью человека, способны, по аналогии с лечащим врачом, нести в себе «психогенный» потенциал. Именно при непосредственном участии интернета, социальных сетей, СМИ пандемия COVID-19 приобрела характер экстремальной ситуации. Авторы публикаций в СМИ настойчиво заявляли о фатальном характере новой инфекции, о непосредственной угрозе жизни и здоровью людей, формируя доминанты, способствующие аберрациям восприятия действительности.
Очевидно, что такое информирование формировало отношение людей к создавшейся ситуации, их представления о риске, мотивации повседневного поведения, эмоциональный фон. И это отношение не могло не проявить себя в случае заболевания.
Цель – изучить влияние СМИ на процесс формирования отношения к болезни при COVID-19.
Методология. Исследование проходило на базе Санкт-Петербургской Городской больницы № 15, Российского государственного педагогического университета (далее – РГПУ) им. А.И. Герцена и с помощью интернет-ресурса docs.google.com/forms. Всего с помощью клинико-психологического метода обследованы 120 человек в возрасте от 16 до 65 лет. Диагностика отношения к болезни проводилась с помощью методики ТОБОЛ. Для уточнения социально-демографических характеристик и отношения респондентов к COVID-19 была разработана анкета «Отношение к COVID-19». Анализ эмпирических данных проводился с помощью методов описательной статистики и методов математико-статистической обработки данных.
Результаты и их анализ. Установлено, что СМИ оказывают психогенное влияние на формирование отношения к болезни при COVID-19.
Заключение. Полученные результаты могут быть использованы для разработки и планирования психопрофилактических мер в системе противоэпидемических мероприятий.
Полный текст
Введение
Отношение к болезни – динамическое образование, способное трансформироваться в зависимости от характера болезни (тяжесть, длительность, прогноз и пр.) и непосредственно влиять как на развитие болезни, так и на выздоровление человека при формировании у него конструктивного типа поведения.
Факторы, влияющие на особенности формирования отношения к болезни:
- клинический фактор (особенности и тяжесть самого заболевания);
- индивидуально-психологический фактор (возрастно-половые и индивидуальнотипические свойства);
- социальный фактор (социальные условия, образ жизни и труда) [5].
Пандемия COVID-19 явилась наиболее широко освещаемым в медийном поле заболеванием на протяжении всей истории. В сентябре 2020 года отмечалось более 2,7 миллионов упоминаний о пандемии COVID-19 в СМИ [3].
Главным образом именно под давлением СМИ пандемия COVID-19 приобрела характер экстремальной ситуации для огромного количества людей. СМИ систематически утрировали фатальный характер нового вируса, напоминали о непосредственной угрозе жизни и здоровью людей. Информация о количестве заражений, госпитализированных, больных, умерших и об ограничительных мерах с целью нераспространения COVID-19 интенсивно транслировалась. В этих условиях допустимо предполагать психогенное воздействие медиасреды на человека, предрасполагающее к сенсибилизации восприятия угрозы человеком, и формирование у большинства пациентов деструктивного типа отношения к болезни в случае заболевания [1, 2].
По результатам ряда исследований можно сделать вывод о том, что СМИ неоднократно прибегали к использованию агрессивных COVID-метафор, которые формируют отношение к болезни [4]. Так, в ходе анализа высказываний ведущих политических деятелей о ситуации с пандемией COVID-19 установлена доля военных метафор, которая составляет 72,25 %. Д. Кгейр (2020) в своем исследовании отмечает, что в метафорах о пандемии COVID-19 конструируется образ боевых действий, полномасштабной войны. Такие метафоры предрасполагают относиться к эпидемии COVID-19 как к военной ситуации со всеми ее опасностями [6].
По Л.С. Выготскому, знаковая система – один из наиболее важных признаков всех ВПФ, особенно мышления и восприятия. Информационное пространство, насыщенное особого рода знаками, побуждающими смыслы и значения опасности, формирует специфическую картину реальности, в которой у большинства людей неизбежно возникает тревожность и страх. Таким образом, у человека создается внеопытное представление о самой инфекции еще до самого заражения.
Характеристика выборки и методы
Для решения задач исследования было сформировано две выборки. Первая выборка состоит из 120 человек, в которую вошли 52 мужчины и 68 женщин. Большинство респондентов состоят в браке (52 %), имеют высшее образование (74 %), трудоустроены (87 %), принадлежат группе профессий «человек – человек» (по Е. А. Климову, 48 %), имеют средний доход (67 %). Во вторую, состоящую из 30 человек, –11 мужчин и 19 женщин. Большинство респондентов состоят в браке (33 %), имеют высшее образование (60 %), трудоустроены (80 %), принадлежат группе профессий «человек – человек» (по Е. А. Климову, 43 %), имеют средний доход (63 %).
Базой исследования выступили:
- ГБУЗ «Городская больница № 15», г. Санкт-Петербург;
- РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург;
- интернет-ресурс Google Forms (URL: docs.google.com).
Испытуемым была предоставлена информация о целях исследования и времени, необходимом для участия в нем. Все испытуемые проинформированы о принципе сохранения анонимности данных. Все респонденты свое дали согласие на участие в исследовании в добровольном порядке.
В текущем исследовании были использованы следующие методики:
- Анкета «Отношение к COVID-19». Была разработана и применена с целью выявления особенностей отношения респондентов к коронавирусной инфекции. Опросник включает в себя 21 вопрос, часть из которых направлена на уточнение социально-демографических данных.
- Модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения» Д. Сакса (1950). Применен с целью изучения особенностей отношения к пандемии COVID-19. Состоит из трех блоков. Каждый блок представлен 10 вопросами.
- «Тип отношения к болезни» (ТОБОЛ). Была разработана А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым в 1980 году с целью диагностики типов отношения к болезни. Состоит из 12 блоков утверждений.
- Клинический опросник невротических состояний К.К. Яхина, Д.М. Менделевича, который состоит из 68 вопросов.
Математико-статистическая обработка эмпирических данных производилась с помощью программы STATISTICA и Microsoft Office Excel.
Результаты и их анализ
Обработка эмпирических данных осуществлялась при помощи контент-анализа дополнений незавершенных предложений. С опорой на теорию отношений, разработанную В.М. Мясищевым, были выделены такие категории, как «Отношение к COVID-19», «Отношение к ОРВИ» и «Отношение к новостям о COVID-19».
Результаты исследования, полученные при помощи модифицированной методики «Незаконченные предложения», приводятся ниже.
«Отношение к COVID-19»
У испытуемых из обеих выборок в отношении COVID-19 наблюдаются установки в большей степени негативного характера независимо от факта перенесенного заболевания, что свидетельствует об особом отношении к заболеванию (76 % – первая выборка; 69 % – вторая).
Оценка достоверности полученных различий проводилась с помощью F-критерия Фишера. Полученные данные свидетельствуют о том, что у обеих групп для признаков «Нейтральный характер установок к COVID-19» (F эмп. = 1,1; при F кр. = 1,64) и «Отрицательный характер установок к COVID-19» (F эмп. = 0,65; при F кр. = 1,64) достоверность различий показателей дисперсии отсутствует.
«Отношение к ОРВИ»
В отношении к ОРВИ у испытуемых из обеих групп прослеживаются установки преимущественно негативного характера независимо от факта перенесенного заболевания (80 % – первая выборка; 75 % – вторая).
Оценка достоверности полученных различий проводилась с помощью F-критерия Фишера. Полученные данные свидетельствуют о том, что у обеих групп для признаков «Нейтральный характер установок к COVID-19» (F эмп. = 1,14; при F кр. = 1,64) и «Отрицательный характер установок к COVID-19» (F эмп. = 0,76; при F кр. = 1,64) достоверность различий показателей дисперсии отсутствует.
«Отношение к новостям о пандемии COVID-19»
Полученные данные свидетельствуют, что в обеих выборках в отношении новостей о пандемии доминируют установки отрицательного характера (F эмп. = 0,95; при F кр. = 1,64). Испытуемые, имеющие положительные установки в отношении новостей о пандемии COVID-19, в исследовании отсутствуют.
В обеих группах преобладают отрицательные установки как к COVID-19, так и к новостям о пандемии. Однако представителями обеих групп демонстрируются различия в особенностях эмоционального реагирования. Так, для лиц, перенесших COVID-19, новости о пандемии изначально носили более фатальный характер, чем для лиц, перенесших ОРВИ, которые испытывали менее выраженные по интенсивности эмоции и чувства (табл. 1).
Таблица 1. Наиболее часто встречающиеся утверждения респондентов по категории «Отношение к новостям о COVID-19» модифицированного варианта методики «Незаконченные предложения»
Группа | Утверждения |
1-я группа (COVID-19) | «страх/страшно», «тревога/тревожно», «паника», «пугают», «шок» |
2-я группа (ОРВИ) | «негативно», «устал», «надоело», «напряжение», «не радуют», «чрезмерно» |
На вышеуказанный факт указывают и полученные с помощью анкеты «Отношение к COVID-19» результаты исследования. Большая часть испытуемых отнеслась к первым новостям о появлении нового вируса SARS-CoV-2 сдержанно, без проявления эмоций (36 %). Это выражалось в суждениях «спокойно», «скептически», «нейтрально», «индифферентно», «никак» и т.д. Однако под влиянием СМИ бóльшая часть испытуемых стала избегать социальных контактов в начале пандемии (64 %) и придерживаться мер предосторожности (96 %). Это выражалось в соблюдении социальной дистанции и выполнении предписаний властей в виде ношения масок, обработки рук и т.д. («маска», «самоизоляция», «дистанция», «мытье рук», «перчатки» и т.д.).
Несмотря на то, что большинство респондентов считает, что информация о пандемии коронавирусной инфекции, транслируемая СМИ, являлась избыточной (64 %), они активно следили за новостями о пандемии (71 %). Это выражалось в таких суждениях, как «каждый день», «ежедневно», «постоянно», «регулярно», «часто», «очень часто» и т.д. Иными словами, большинство испытуемых, перенесших COVID-19, подвергалось систематической сенсибилизации со стороны СМИ путем многократно транслировавшейся информации о существовании непосредственной угрозы жизни и здоровью.
Представители обеих групп демонстрируют преимущественно негативное отношение как к COVID-19, так и к ОРВИ. Однако имеются отличия в особенностях эмоционального реагирования.
Так, в отношении COVID-19 в большей степени демонстрируются метафоры тревожно-фобического характера: «тревога/ тревожно», «страх/страшно», «недоверие», «беспокойство/обеспокоенность», «были опасения / было страшно», «пугает/испугало» и т.д., на фоне метафор, отражающих общее плохое самочувствие при перенесении ОРВИ («больно/болит», «недомогание/знобило/озноб», «плохое самочувствие», «плохое настроение / нет настроения», «апатия / нет сил / слабость» и др.), характерное для перенесения любого острого респираторного заболевания. Иными словами, в первую очередь внимание акцентируется не на самочувствии, а на беспокойстве по поводу прогноза и последствий лечения.
На это указывают результаты исследования, полученные с помощью анкеты «Отношение к COVID-19». Для большей части испытуемых был характерен эмоциональный отклик на новость об обнаружении у них COVID-19 с проявлением негативных и сильных по степени интенсивности эмоций и состояний (59 %). Это выражалось в следующих суждениях: «страх/страшно», «шок», «паника», «тревога/тревожно», «страх за других/ близких/коллег», «испуг» и др. Несмотря на то, что большинство испытуемых перенесли COVID-19 в легкой форме (68 %), COVID-19 с точки зрения переносимости воспринимался ими тяжелее, чем ОРВИ (87 %).
Этот факт подтверждается результатами исследования, полученными при помощи методики ТОБОЛ. Для большинства респондентов, вошедших в первую выборку, характерен тревожный тип отношения к болезни (22 %): пациенты демонстрировали недоверие к выбранным методам лечения, выражали опасения перед возможным неблагоприятным течением болезни и последствиями лечения. В то же время лица, перенесшие ОРВИ, демонстрировали анозогнозический тип (45 %): они отбрасывали мысли о возможных последствиях болезни и относились к своему состоянию несерьезно. Иными словами, лица, перенесшие COVID-19, относились к своему заболеванию более тревожно, чем лица, перенесшие ОРВИ, для которых поставленный диагноз не носил фатального характера.
Анализ наиболее популярных утверждений в двух сравниваемых выборках дал следующее результаты. Большинство лиц, перенесших COVID-19, характеризовалось плохим самочувствием (67 %), с признаками беспокойства о будущем (68 %) и опасениями по поводу потери трудоспособности (82,7 %) на фоне удовлетворительного самочувствия представителей из 2-й группы (65 %), которые считали, что не нуждаются в медицинском вмешательстве (63 %), и сохранили работоспособность (90 %). Настроение большинства испытуемых, вошедших в 1-ю выборку, находилось в зависимости от ожидания неудачи во время каких-либо событий (61 %) на фоне отбрасывания мыслей о своей болезни испытуемыми, переболевшими ОРВИ (51 %). Для большинства представителей группы с COVID-19 были характерны проблемы с аппетитом (54 %) и сном (56 %), что выражалось в нарушениях, связанных с функциональным состоянием организма, в то время как у большинства респондентов из группы ОРВИ подобных проблем отмечено не было. Для большей части испытуемых, перенесших COVID-19, были характерны признаки раздражительности из-за отсутствия позитивной динамики лечения, периодически проецировавшейся на лечащего врача и медицинский персонал (67 %). Пациенты считали свою болезнь необычной и требовали повышенного внимания к лечению, но при этом они демонстрировали отсутствие веры в успех при выбранной стратегии лечения (53 %).
Таблица 2 показывает, что для лиц, перенесших ОРВИ, нарушение психической и социальной адаптации не характерно. Большинство испытуемых из 1-й группы, напротив, характеризуется наличием нарушения психической и социальной адаптации.
Таблица 2. Различия долей выборки в соответствии с «блоками» отношения к болезни по методике ТОБОЛ
«Блоки» отношения к болезни | 1‑я группа (COVID‑19), абс. ед. | 2‑я группа (ОРВИ), абс. ед. | F эмп. | F кр. |
I | 11 | 20 | 6,346 | 2,28 |
II | 47 | 0 | 6,625 | 2,28 |
III | 20 | 0 | 4,12 | 2,28 |
Смешанный тип | 20 | 6 | 0,422 | 1,64 |
Диффузный тип | 22 | 4 | 2,393 | 2,28 |
Данный факт подтверждается результатами исследования, проведенного с помощью методики КОНС. У лиц, перенесших COVID-19, значения по шкалам «Тревога», «Астения» и «Вегетативные нарушения» соответствуют тестовой норме. Однако значения по шкалам «Невротическая депрессия», «Истерический тип реагирования» и «Обсессивно-фобические нарушения» свидетельствуют о тенденции к неустойчивой психической адаптации испытуемых, перенесших COVID-19. У испытуемых, перенесших ОРВИ, средние арифметические значения по всем представленным шкалам соответствуют тестовой норме, что служит показателем отсутствия у них основных синдромов невротических состояний. Средние арифметические значения по шкалам Клинического опросника невротических состояний (КОНС) представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования испытуемых по методике КОНС
Примечания: Т – тревога, НВ – невротическая депрессия, А – астения, ИТР – истерический тип реагирования, ОФН – обсессивно-фобические нарушения, ВН – вегетативные нарушения
Практические рекомендации
Полученные результаты исследования могут быть учтены при разработке программ психопрофилактической работы для населения в условиях ЧС, связанной с возникновением новых пандемий. Помимо этого, полученные результаты исследования могут быть полезными при разработке психокоррекционных программ для лиц, перенесших любые острые респираторные инфекции во время пандемии и массовых эпидемий.
Заключение
Таким образом, результаты исследования особенностей отношения к болезни при COVID-19 свидетельствуют о том, что при освещении пандемии коронавируса СМИ, используя агрессивные военные метафоры, посредством многократно транслируемой информации на протяжении продолжительного времени, могут оказывать психогенное воздействие на пациентов. Впоследствии это приводит к формированию деструктивного отношения к собственному заболеванию у лиц, перенесших COVID-19. У пациентов наблюдаются аффективные реакции на обстоятельство заражения коронавирусом. В отношении новостей, связанных с коронавирусной инфекцией, пациенты также демонстрируют эмоциональное реагирование. Они проявляют признаки раздражительности, плохого настроения и самочувствия; у них возникает чувство тревоги, сопровождающееся проблемами со сном и аппетитом, опасениями за собственное будущее и сужением социальных контактов, в том числе с родными и близкими людьми. В сравнении с больными ОРВИ, пациенты с COVID-19 демонстрируют недоверие к врачам и отсутствие веры в успешность лечения.
Об авторах
Анатолий Николаевич Алёхин
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Email: termez59@mail.ru
д-р мед. наук, проф., зав. каф. клинич. психологии и психологической помощи
Россия, Санкт-ПетербургАлександр Евгеньевич Отсус
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: susto111@yandex.ru
аспирант, каф. клинич. психологии и психологической помощи
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Алехин А.Н., Дубинина Е.А. Пандемия: клинико-психологический аспект // Артериальная гипертензия. 2020. № 3. С. 312–316.
- Алехин А.Н., Неберкулина Э.А. Психологические аспекты реакции адаптации в измененных условиях жизнедеятельности // Вестник психотерапии. 2023. № 85. С. 28–34.
- Бочарова С., Иванов М. СМИ все меньше замечают коронавирус // Ведомости. URL: https://www.vedomosti. ru/society/articles/2020/10/19/843826-zamechayut-koronavirus (дата обращения: 23.10.2023).
- Воробьева М.М., Захарова Д.С., Ефимова А.В. Формирование дискурсивного образа пандемии COVID-19 в институциональных СМИ (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6. Языкознание: Реферативный журнал. 2022. № 3. С. 80–95.
- Ельникова О.Е. Концепт «отношение к болезни» как научная проблема. Обзор литературы. // Комплексные исследования детства. 2020. Т. 2, № 4. С. 292–304. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-otnoshenie- k-bolezni-kak-nauchnaya-problema-obzor-literatury (дата обращения: 23.10.2023).
- Craig D. Pandemic and its Metaphors: Sontag Revisited in the COVID-19 Era // European Journal of Cultural Studies. 2020. Vol. 23 (6). P. 1025–1032. URL: https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/1367549420938403 (дата обращения: 23.10.2023).
Дополнительные файлы
