About Russian Departments of Analytical Chemistry
- 期: 卷 79, 编号 12 (2024)
- 页面: 1385-1386
- 栏目: IN THE SCIENTIFIC COUNCIL FOR ANALYTICAL CHEMISTRY OF THE RAS
- ##submission.dateSubmitted##: 06.03.2025
- ##submission.dateAccepted##: 06.03.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/0044-4502/article/view/282614
- ID: 282614
如何引用文章
全文:
全文:
В нашей стране немало кафедр, которые на хорошем уровне проводят исследования в области аналитической химии; готовят высококвалифицированных специалистов-аналитиков, будучи выпускающими, успешно преподают общий курс аналитической химии. Примерами таких кафедр могут служить кафедры ряда классических университетов (Московского, Петербургского, Саратовского, Казанского, Самарского, Кубанского, Воронежского, Омского), Уральского федерального университета, единичных политехнических и технологических (Томского). В специализированных отраслевых вузах, которых в стране большое число, таких кафедр немного. Можно назвать кафедры Воронежского университета инженерных технологий (в аспекте научной работы, а ранее – в аспекте подготовки кадров высшей квалификации), МИРЭА-МИТХТ (в аспекте подготовки учебников), МИСиС (в аспекте нацеленности на нужды отрасли). Число вузовских публикаций по аналитической химии сопоставимо с числом публикаций из научно-исследовательских институтов. Многие вузовские аналитики имеют широкую известность в научном мире.
Однако есть беспокоящие обстоятельства. Во многих классических и федеральных университетах кафедр аналитической химии нет или они себя не проявляют. В некоторых университетах кафедры были ликвидированы или слиты с другими кафедрами. Даже сильные кафедры иногда расширяли свое название, прибавляя к аналитической химии, скажем, фармацевтическую химию, химическую экологию, сертификацию или еще что-нибудь. Считается, что это укрепляет позиции кафедры; в тактическом плане это, возможно, и справедливо, но косвенно это подрывает статус аналитической химии, науки самодостаточной.
Научная тематика некоторых, даже сильных кафедр иногда смещается с сторону других наук – фармацевтики, медицины, геохимии и т.д. Это хорошо, когда решается крупная задача, когда от аналитиков требуется привлечение их интеллектуального потенциала; в этом случае демонстрируется важность, необходимость аналитической химии как науки, а не только возможность отшлифовать известную методику или помочь анализами.
С уходом тематики в другие сферы связан вопрос о заведующих кафедрами. Нередко даже в хороших университетах заведующими назначают неаналитиков. Конечно, это бывало и раньше: кафедрой аналитической химии Петербургского университета несколько десятилетий заведовал специалист по органической химии и химической кинетике коллега Д.И. Менделеева Н.А. Меншуткин, написавший известный учебник по аналитической химии. Целую серию учебников по аналитической химии подготовил в МИТХТ физико-химик А.А. Ищенко. И тем не менее очевидно: лучше, чтобы кафедру возглавлял аналитик.
Особое беспокойство вызывают отраслевые специализированные вузы. Еще в 1930 -е гг. наш аналитик-классик Н.А. Тананаев, хорошо знавший и производственный аналитический контроль, ставил вопрос о том, чтобы промышленные вузы выпускали специалистов по аналитическому контролю для своих отраслей – инженеров-аналитиков. Начиная с 1970 -х гг. в серии писем во властные структуры и в публикациях я ставил тот же вопрос, но уже в более широком плане – речь шла вообще о специализированных вузах, в том числе фармацевтических, сельскохозяйственных, медицинских и др. Некоторые ведомства задачу подготовки аналитиков поняли сами. Бывший Минсредмаш создал и сейчас существующую кафедру физико-химических методов анализа в Уральском политехническом институте. Попытки сделать выпускающие кафедры с переменным успехом делали и некоторые другие отраслевые вузы, но в целом проблема не решена и сейчас.
Но озабоченность, касающаяся специализированных вузов, не только и даже не столько в выпуске специалистов-аналитиков. Важнее то, насколько эти нужды, особенности отрасли учитываются в преподавании аналитической химии, как научная тематика кафедр вписывается в нужды отрасли. Положение кафедры укрепляется, если в научной работе она взаимодействует со специальными кафедрами или развивает методы, широко используемые в отрасли, и в преподавании делает акцент на методы и объекты, существенные для отрасли. Кафедра, скажем, металлургического вуза, научная тематика которой – хроматографический анализ биологически активных веществ, будет восприниматься в вузе чужой. Кафедра, преподающая аналитическую химии как в классическом университете, где в курсе всего понемногу, без акцентировки, сама делает себя посторонней.
Конечно, огромную роль играет личность лидера. Но надо быть Х.З. Брайниной, чтобы создать звучную школу в экономическом (экономическом!) вузе, или Я.И. Коренманом, чтобы образовать школу по экстракции на пустом месте, в пищевом институте. Но не все так могут, поэтому нужна общая методология.
Цель наша – много кафедр аналитической химии, хороших и разных.
Ю.А. Золотов, Химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН
参考
补充文件
