Пандемия коронавирусной инфекции: вызов высшему медицинскому образованию и реагирование

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) стала вызовом для высшего образования во всем мире, затронув более 90 % студенческого сообщества. Пандемия потребовала адаптации учебного процесса к изменяющимся условиям. Усилия по пресечению распространения заболевания, в том числе социальное дистанцирование и самоизоляция, привели к необходимости внедрения новой модели образования и разработке эффективных коммуникаций в медицинском образовании с организацией учебного процесса в режиме онлайн с 23.04.2020. В ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России для дистанционного обучения студентов используется платформа Discord. Организовано проведение циклов повышения квалификации для врачей, осуществляющих работу в стационарах, перепрофилированных на работу с больными коронавирусной инфекцией, в дистанционном режиме с использованием платформы Moodle с доступом для регистрации слушателей и их контроля. Обучение преподавателей работе в данных интернет-пространствах потребовало минимального времени, что позволило перейти на дистанционное обучение своевременно. С целью демонстрации своевременности и адекватности реагирования системы высшего медицинского образования в условиях пандемии COVID-19, в статье представлен опыт использования дистанционного принципа для преподавания на кафедре инфекционных болезней взрослых и эпидемиологии. Продемонстрирована возможность проведения онлайн-занятий не только теоретических, но и практических по специальностям «инфекционные болезни» и «эпидемиология» со студентами, ординаторами, аспирантами и врачами.

Об авторах

Дмитрий Олегович Иванов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: doivanov@yandex.ru

д-р мед. наук, профессор, ректор, заслуженный врач РФ, главный внештатный специалист-неонатолог Минздрава России

Россия, Санкт-Петербург

Юрий Станиславович Алекандрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: jalex1963@mail.com

д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии ФП и ДПО

Россия, Санкт-Петербург

Василий Иванович Орел

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: viorel56@list.ru

д-р мед. наук, доцент, заведующий, кафедра социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО

Россия, Санкт-Петербург

Елена Владимировна Эсауленко

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: eve-gpmu@mail.ru

д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней взрослых и эпидемиологи

Россия, Санкт-Петербург

Ксения Егоровна Новак

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: kseniya.novak@mail.ru

канд. мед. наук, ассистент каф. инфекционных болезней взрослых и эпидемиологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета

Россия, Санкт-Петербург

Лилия Викторовна Дитковская

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: liliya-ditkovskaya@yandex.ru

канд. мед. наук, доцент, кафедра педиатрии, эндокринологии и абилитологии ФП и ДПО

Россия, Санкт-Петербург

Валентина Владимировна Басина

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: v.basina@mail.ru

ассистент кафедры инфекционных болезней взрослых и эпидемиологии

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Бегайдарова Р.Х., Стариков Ю.Г., Алшынбекова Г.К., и др. Активные методы обучения студентов на кафедре детских инфекционных болезней // Медицина и экология. – 2016. – № 2. – С. 102–105. [Begaydarova RKh, Starikov YuG, Alshynbekova GK, et al. Aktivnye metody obucheniya studentov na kafedre detskikh infektsionnykh bolezney. Meditsina i ekologiya. 2016;(2):102–105. (In Russ.)]
  2. Заявление по итогам третьего совещания Комитета по чрезвычайной ситуации, созванного в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005) в связи со вспышкой коронавирусной инфекции (COVID-19). who.int [интернет]. [Statement on the third meeting of the International Health Regulations (2005) Emergency Committee regarding the outbreak of coronavirus disease (COVID-19). Who.int [Internet]. (In Russ.)]. Доступно по: https://www.who.int/ru/news-room/detail/01–05–2020-statement-on-the-third-meeting-of-the-international-health-regulations-(2005)-emergency-committee-regarding-the-outbreak-of-coronavirus-disease-(covid-19). Ссылка активна на 02.07.2020.
  3. Гурьева Н.А., Орел В.И., Попова О.В., Орел О.В. Оперативный контроль качества организации медицинской помощи // Педиатр. – 2012. – Т. 3. – № 1. – С. 41–43. [Guryeva NA, Orel VI, Popova OV, Orel OV. Medical aid managment on-line quality control. Pediatrician (St. Petersburg). 2012;3(1):41-43. (In Russ.)]
  4. Давыдова Г.М. Применение мультимедийных технологий в преподавании лекционной части дисциплины «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии». nsportal.ru [интернет]. [Davydova GM. Primenenie mul’timediynykh tekhnologiy v prepodavanii lektsionnoy chasti distsipliny “Infektsionnye bolezni s kursom VICh-infektsii i epidemiologii”. Nsportal.ru [Internet]. (In Russ.)]. Доступно по: https://nsportal.ru/npo-spo/zdravookhranenie/library/2016/11/17/statya-primenenie-multimediynyh-tehnologiy-v. Ссылка активна на 02.07.2020.
  5. Половина учащихся в мире не посещают школу: ЮНЕСКО создает глобальную коалицию для ускорения внедрения решений для дистанционного обучения. ru.unesco.org [интернет]. [COVID-19: with half of world’s student population out of school, UNESCO launches coalition to accelerate remote learning solutions. Ru.unesco.org [Internet]. (In Russ.)]. Доступно по: https://ru.unesco.org/news/polovina-uchashchihsya-v-mire-ne-poseshchayut-shkolu-yunesko-sozdaet-globalnuyu-koaliciyu-dlya. Ссылка активна на 02.07.2020.
  6. Иванов Д.О., Александрович Ю.С., Кульбах О.С., и др. Качество последипломной подготовки ординаторов // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2019. – Т. 74. – № 5. – С. 333–341. [Ivanov DO, Aleksandrovich YuS, Kulbakh OS, et al. The quality of post-graduate training of residents. Annals of the Russian Academy of Medical Sciences. 2019;74(5):333-341. (In Russ.)]. https://doi.org/10.15690/vramn1177.
  7. Иванов Д.О., Орел В.И. Современные особенности здоровья детей мегаполиса // Медицина и организация здравоохранения. – 2016. – Т. 1. – № 1. – С. 6–11. [Ivanov DO, Orel VI. The modern features of health of children of the metropolis. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya. 2016;1(1):6-11. (In Russ.)]
  8. Кирланов Т.Г. Классификация методов активного обучения применительно к высшей школе // Молодой ученый. – 2010. – № 4. – С. 337–339. [Kirlanov T.G. Klassifikatsiya metodov aktivnogo obucheniya primenitel’no k vysshey shkole. Molodoy uchenyy. 2010;(4):337-339. (In Russ.)]
  9. Медведев Д.А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. – 2018. – № 10. – С. 5–28. [Medvedev DA. Russia-2024: the strategy of social and economic development. Problems of economics. 2018;(10):5-28. (In Russ.)]. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-10-5-28.
  10. Методические рекомендации Минобрнауки от 18.03.2020. Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции. [Metodicheskie rekomendatsii Minobrnauki ot 18.03.2020. Ekspertnye raz»yasneniya po voprosam, voznikayushchim v svyazi s ispol’zovaniem onlayn-kursov v tselyakh preduprezhdeniya rasprostraneniya koronavirusnoy infektsii. (In Russ.)]
  11. Новак К.Е., Эсауленко Е.В., Дьячков А.Г. Эпидемиологические и клинико-лабораторные особенности течения завозных случаев малярии на территории Северо-Западного федерального округа // Журнал инфектологии. – 2017. – Т. 9. – № 1. – С. 91–99. [Novak KE, Esaulenko EV, Dyachkov AG. Epidemiological, clinical and laboratory features of imported malaria in the North-West federal district. Z Infektol. 2017;9(1):91-99. (In Russ.)]. https://doi.org/10.22625/2072-6732-2017-9-1-91-99.
  12. Новак К.Е., Эсауленко Е.В., Дьячков А.Г., и др. Геоэпидемиология и клинико-лабораторные данные трансмиссивных завозных инфекций в Санкт-Петербурге // Практическая медицина. – 2019. – Т. 17. – № 8. – С. 17–23. [Novak KE, Esaulenko EV, Dyachkov AG, et al. Geoepidemiology, clinical and laboratory features of imported transmissible infections in Saint Petersburg. Prakticheskaya meditsina. 2019;17(8):17-23. (In Russ.)]
  13. Новак К.Е., Эсауленко Е.В., Федуняк И.П., Дьячков А.Г. Анализ завозных случаев лихорадки денге в Санкт-Петербурге // Эпидемиология и инфекционные болезни. – 2016. – Т. 21. – № 5. – С. 262–267. [Novak KE, Esaulenko EV, Fedunyak IP, Dyachkov AG. The analysis of imported cases of dengue fever in Saint Petersburg. Epidemiology and infectious diseases. 2016;21(5):262-267. (In Russ.)]. https://doi.org/10.18821/1560-9529-2016-21-5-262-267.
  14. Орел В.И., Гостимский А.В., Лисовский О.В., и др. Контроль практических навыков выпускников ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет в рамках аккредитации // Медицина и организация здравоохранения. – 2017. – Т. 2. – № 4. – С. 10–18. [Orel VI, Gostimsky AV, Lisovsky OV, et al. Control of the practical skills of graduates of the FSBEI HE “St. Petersburg State pediatric medical university” in the framework of accreditation. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya. 2017;2(4):10-18. (In Russ.)]
  15. Смолкин А.М. Методы активного обучения: научно-методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1991. [Smolkin AM. Metody aktivnogo obucheniya: nauchno-metodicheskoe posobie. Moscow: Vysshaya shkola; 1991. (In Russ.)]
  16. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Инфекционные болезни: лучшие учебные и лечебные практики — основа электронного медицинского образования. Итоги работы расширенного заседания Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. – 2019. – Т. 8. – № 4. – С. 58–61. [Yushchuk ND, Martynov YuV. Infectious diseases: best teaching and treatment practices-the basis of e-health education. results of the extended meeting of the educational and methodical commission on infectious diseases. Epidemiology and infectious diseases. 2019;8(4):58-61. (In Russ.)] https://doi.org/10.24411/2305-3496-2019-14008.
  17. Hui DS, E IA, Madani TA, et al. The continuing 2019-nCoV epidemic threat of novel coronaviruses to global health — The latest 2019 novel coronavirus outbreak in Wuhan, China. Int J Infect Dis. 2020;91:264-266. https://doi.org/10.1016/j.ijid.2020.01.009.
  18. Coronaviridae Study Group of the International Committee on Taxonomy of V. The species Severe acute respiratory syndrome-related coronavirus: classifying 2019-nCoV and naming it SARS-CoV-2. Nat Microbiol. 2020;5(4):536-544. https://doi.org/10.1038/s41564-020-0695-z.
  19. Wuhan pneumonia: how the search for the source of the mystery illness unfolded. Scmp.com [Internet]. [cited 2020 Jul 2]. Available from: https://www.scmp.com/news/china/society/article/3046233/wuhan-pneumonia-how-search-source-mystery-illness-unfolded.
  20. World Health Organization. Novel Coronavirus (2019-nCoV). Situation Report — 10. Who.int [Internet]. [cited 2020 Jul 2]. Available from: https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/situation-reports/20200130-sitrep-10-ncov.pdf?sfvrsn=d0b2e480_2.
  21. Undiagnosed pneumonia — China (HU) (01): wildlife sales, market closed, RFI Archive Number: 20200102.6866757. Promedmail.org [Internet]. [cited 2020]. Available from: https://promedmail.org/promed-post/?id=6866757.
  22. Education: From disruption to recovery. En.unesco.org [Internet]. [cited 2020 Jul 2]. Available from: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse.
  23. Emergencies preparedness, response. Pneumonia of unknown cause — China. Who.int [Internet]. [cited 2020 Jul 2]. Available from: https://www.who.int/csr/don/05-january-2020-pneumonia-of-unkown-cause-china/en/.
  24. WHO Director-General’s opening remarks at the media briefing on COVID-19-11 March 2020. Who.int [Internet]. [cited 2020 Jul 2]. Available at: https://www.who.int/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19—-11-march-2020.
  25. World Bank. 2020b. COVID-19 World Bank Education and COVID-19. Worldbank.org [Internet]. [cited 2020 Jul 2]. Available from: https://www.worldbank.org/en/data/interactive/2020/03/24/world-bank-education-and-covid-19.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Иванов Д.О., Алекандрович Ю.С., Орел В.И., Эсауленко Е.В., Новак К.Е., Дитковская Л.В., Басина В.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».