Изучение медико-биологических, медико-социологических и организационных факторов, влияющих на заболеваемость детей школьного возраста
- Авторы: Хузиханов Ф.В.1, Мухаметдинова А.А.1
-
Учреждения:
- Казанский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 99, № 3 (2018)
- Страницы: 467-471
- Тип: Социальная гигиена и организация здравоохранения
- URL: https://bakhtiniada.ru/kazanmedj/article/view/8902
- DOI: https://doi.org/10.17816/KMJ2018-467
- ID: 8902
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель. Изучение заболеваемости детей школьного возраста и разработка комплекса медико-биологических, медико-социальных и организационных мероприятий по укреплению состояния здоровья школьников.
Методы. Статистический, математический, социологический.
Результаты. Распространённость заболеваемости у детей г. Казани за 2015-2017 гг. увеличилась до 20,4%, первичная заболеваемость за этот период выросла на 38,6%. Проведённые исследования физического развития школьников выявили достоверное уменьшение доли учащихся с нормальным физическим развитием. Если в младших классах этот показатель составил 85,3±2,17%, то в 8-11-х классах он снизился до 77,8±1,98% (р <0,01). Социально-гигиеническая характеристика здоровья у школьников следующая: 25% обследованных учащихся проживают в семьях с низким уровнем прожиточного минимума; 30% школьников воспитываются в неполных семьях; в 10% случаев родители не выделяют деньги на питание ребёнка в школе; 30,5% школьников 8-11-хклассов курят; 35,9% учащихся 8-11-х классов употребляют алкогольные напитки; 34,9% школьников имеют конфликт с одноклассниками; 17,1% школьников 8-11-х классов не питаются горячей пищей в школе; 28% учащихся считают себя неинформированными в вопросах правильного питания и др. Проведённое исследование расписания уроков в школах показало, что учебная нагрузка учащихся младших классов превышает возрастные нормативы на 5-7 ч, в средних и старших классах нагрузка оказалось выше возрастных нормативов на 5-10 ч.
Вывод. Однофакторный дисперсионный анализ показал, что медико-биологические, медико-социологические и организационные факторы оказывают существенное влияние на формирование заболеваний у детей школьного возраста; на основании данных влияния неблагоприятных факторов риска на возникновение заболеваний у детей школьного возраста нами будут разработаны мероприятия по медико-социальной профилактике.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Фарид Вильямович Хузиханов
Казанский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: muhametdinovaadelina@gmal.com
г. Казань, Россия
Адэлина Айратовна Мухаметдинова
Казанский государственный медицинский университет
Email: muhametdinovaadelina@gmal.com
г. Казань, Россия
Список литературы
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: МГПИ. 2008; 222 с.
- Макарова Л.П., Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников. Вестн. Герценовского ун-та. 2007; (8): 47-48.
- Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград: Учитель. 2009; 207 с.
- Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сборник материалов (выпуск VІ). Под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. М.: ПедиатрЪ. 2013; 192 с.
- Онищенко Г.Г., Баранов А.А., Кучма В.Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. М.: ГУ НЦЗД РАМН. 2004; 154 с.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления. Методические рекомендации. М.: Минздравсоцразвития России. 2006; 47 с.
- Хузиханов Ф.В., Нурмиева А.А. Медико-социальные аспекты профилактики заболеваний органов пищеварения у школьников города Казани. Казань: Медицина. 2014; 108 с.
- Баранов A.A., Щеплягина Л.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков. Рос. педиатрич. ж. 2000; (5): 3-6.
- Кучма В.Р., Кардашенко В.Н., Суханова Н.Н. и др. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье. Методические рекомендации. М.: Госкомитет санэпиднадзора России. 1996; 55 с.
- Баевский P.M., Берсенёва А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. М.: Медицина. 1997; 197 с.
- Хузиханов Ф.В., Гатина Д.Н. Роль медико-биологических факторов в формировании репродуктивного здоровья девочек-подростков. Науч. обозрение. Мед. науки. 2014; (2): 180-180.
- Шаяхметова Р.Р., Хузиханов Ф.В. Сравнительный анализ заболеваемости репродуктивной системы девочек-подростков. Успехи соврем. естествознания. 2013; (9): 73-75.
- Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема. Соврем. пробл. науки и образования. 2012; (4): 242.
- Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Рос. гос. ун-та им. А.И. Герцена. 2012; (145): 90-96.
Дополнительные файлы
