Возможности дистанционного обучения в период эпидемии СOVID-19

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цель. Сравнить результаты применения традиционных и дистанционных образовательных технологий в рамках обучения врачей акушеров-гинекологов на циклах непрерывного медицинского образования.

Методы. На базе кафедры акушерства и гинекологии с курсом дополнительного профессионального образования Башкирского государственного медицинского университета проведена оценка результативности применения традиционных и дистанционных образовательных технологий в рамках обучения врачей акушеров-гинекологов на циклах непрерывного медицинского образования. Исследование включало оценку знаний врачей акушеров-гинекологов, прошедших обучение по программе 36 часов. Было выделено две исследуемые группы. Первая группа включала 28 врачей, обучение и оценку знаний которых осуществляли преимущественно с использованием традиционных образовательных технологий. Во вторую группу вошли 30 врачей, обучение и оценку знаний которых проводили с использованием дистанционных образовательных технологий. Итоговую результативность применения исследуемых технологий оценивали на основании анализа результатов итогового тестирования и решения ситуационных клинических задач в форме общего собеседования. Результаты исследования были обработаны с помощью пакета статистических программ IBM SPSS Statistics Version 25.0.

Результаты. В ходе исследования выявлено, что применение дистанционных образовательных технологий не приводит к снижению степени обученности врачей: в первой группе она составила 70,0%, во второй группе — 60,7% (χ2=0,11, df=1, p=0,74). Между тем, дистанционный формат обучения вызывает затруднения у врачей старшей возрастной группы: в первой группе между возрастом и результативностью обучающегося существует прямая умеренная корреляционная связь (r=0,497, p=0,007), во второй группе — заметная обратная корреляционная связь (r=–0,689, p <0,001).

Вывод. С учётом полученных результатов исследования в дальнейшем следует дифференцированно подходить к формированию групп для дистанционного обучения.

Об авторах

Айдар Миндиярович Зиганшин

Башкирский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zigaidar@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5474-1080
Scopus Author ID: 57196372895
ResearcherId: V-1442-2017
Россия, г. Уфа, Россия

Виктор Андреевич Мудров

Читинская государственная медицинская академия

Email: zigaidar@yandex.ru
Россия, г. Чита, Россия

Светлана Фанилевна Насырова

Башкирский государственный медицинский университет

Email: zigaidar@yandex.ru
Россия, г. Уфа, Россия

Виталий Загитович Галимзянов

Башкирский государственный медицинский университет

Email: zigaidar@yandex.ru
Россия, г. Уфа, Россия

Дмитрий Александрович Салимоненко

Башкирский государственный университет

Email: zigaidar@yandex.ru
Россия, г. Уфа, Россия

Анастасия Юрьевна Алексеева

Читинская государственная медицинская академия

Email: zigaidar@yandex.ru
Россия, г. Чита, Россия

Ильдар Марсович Насибулин

Башкирский государственный медицинский университет

Email: zigaidar@yandex.ru
Россия, г. Уфа, Россия

Альфия Галимовна Ящук

Башкирский государственный медицинский университет

Email: zigaidar@yandex.ru
Россия, г. Уфа, Россия

Список литературы

  1. Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Российское общество акушеров-гинекологов в системе непрерывного медицинского образования. Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2019; (2): 64–67. doi: 10.24411/2303-9698-2019-12008.
  2. Указ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 2 апреля 2020 г. http://kremlin.ru/events/president/news/63134 (дата обращения: 02.09.2020).
  3. Бекетова О.Н., Демина С.А. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития. Социально-гуманитарные знания. 2018; (1); 69–78.
  4. Юпатов Е.Ю., Мальцева Л.И., Замалеева Р.С. и др. Новая коронавирусная инфекция COVID-19 в практике акушера-гинеколога: обзор современных данных и рекомендаций. Акушерство, гинекология и репродукция. 2020; 14 (2): 148–158. doi: 10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2020.142.
  5. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения). Вестн. науки и образования. 2020; (9-1): 53–56.
  6. Третьякова Н.В. Оценка качества работы преподавателя на основе методики многомерного анализа его деятельности. Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2011; (11): 151–155.
  7. Марухно В.М. Дистанционное обучение в медицине. Международн. ж. эксперим. образования. 2012; (4-2): 154–156.
  8. Воскресенский А.А., Певцова С.Г. Дистанционное обучение как педагогическая модель высшего образования. Вопр. педагогики. 2017; (10): 24–25.
  9. Свечникова И.А. Дистанционное обучение как продукт информационной эпохи. Человек в мире культуры. 2017; (1): 40–44.
  10. Хвостунов К.О., Лазарева О.Д. Дистанционное обучение в дополнительном профессиональном образовании специалистов: опыт медицинского вуза. Соврем. пробл. науки и образования. 2017; (5): 264.
  11. Lang T.A., Altman D.G. Basic statistical reporting for articles published in Biomedical Journals: The “Statistical Analyses and Methods in the Published Literature” or the SAMPL Guidelines. Intern. J. Nursing Studies. 2014; 1: 5–9. doi: 10.1016/j.ijnurstu.2014.09.006.
  12. Мудров В.А. Алгоритмы статистического анализа качественных признаков в биомедицинских исследованиях с помощью пакета программ SPSS. Забайкальский мед. вестн. 2020; (1): 140–150.
  13. Мочалова М.Н., Мудров В.А., Мироненко А.Ю. Олимпиадное движение как метод профилактики профессиональной некомпетентности будущих врачей акушеров-гинекологов. Соврем. пробл. науки и образования. 2020; (2): 85. doi: 10.17513/spno.29767.
  14. Jones O., Saunders H., Mires G. The E-lear­ning re­volution in obstetrics and gynaecology. Best Pract. Res. Clin. Obstet. Gynaecol. 2010; 24 (6): 731–746. doi: 10.1016/j.bpobgyn.2010.04.009.
  15. Sandars J. Technology and the delivery of the curriculum of the future: opportunities and challenges. Med. Teach. 2012; 34 (7): 534–538. doi: 10.3109/0142159X.2012.671560.
  16. Jones O., Reid W. The development of a new speciality training programme in obstetrics and gynaecology in the UK. Best Pract. Res. Clin. Obstet. Gynaecol. 2010; 24 (6): 685–701. doi: 10.1016/j.bpobgyn.2010.06.001.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Распределение врачей в первой и второй группах по итогам контроля знаний

Скачать (12KB)
3. Рис. 2. Абсолютная и качественная успеваемости исследованных групп

Скачать (12KB)

© 2020 Зиганшин А.М., Мудров В.А., Насырова С.Ф., Галимзянов В.З., Салимоненко Д.А., Алексеева А.Ю., Насибулин И.М., Ящук А.Г.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.



Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».