Взаимосвязь психологических характеристик и успешности обучения курсантов гражданской авиации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Исторически развитие профессионального отбора, гигиены и психологии труда в наибольшей степени происходит в авиации, т. к. доказано, что до 50–80 % летных происшествий связано непосредственно с человеческим фактором. Так, С.Е. Минц, авиационный военный врач, проанализировав 364 авиакатастрофы, пришел к выводу, что в 90 % случаев катастроф решающим фактором выступают индивидуальные качества летчиков. Определение типичных личностных характеристик лиц, пригодных и непригодных для летной профессии, является достаточно непростой задачей, стоящей перед специалистами по профессиональному отбору. Первичная профессиональная подготовка летчика осуществляется в летных училищах и совершенствуется при их дальнейшей работе. Одной из главных целей летного обучения является формирование у обучаемого пилота прочных профессиональных навыков пилотирования самолета, обеспечивающих безопасность полета. В исследовании рассмотрены психологические характеристики, влияющие на успешность курсантов как в теоретическом обучении, так и при выполнении упражнений на тренажерах.

Цель: изучить влияние психологических характеристик на успешность обучения курсантов гражданской авиации.

Материалы и методы. Проведен статистический анализ значимых различий «успешных» и «менее успешных» студентов по следующим методикам: 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (форма C); Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса; Личностный опросник Г. Айзенка (EPI); Методика «Мотивы выбора профессии» (автор Р.В. Овчарова); Опросник «Стили саморегуляции поведения» (автор В.И. Моросанова).

Результаты. В теоретическом обучении более успешными являются те студенты, у которых преобладают спокойствие, выдержка, невозмутимость и эмоциональная стабильность. Для них характерны устойчивые интересы, развитая воля и целеустремленность, а также самостоятельность, гибкость и не враждебность. Наиболее успешными при выполнении упражнений на тренажерах являются студенты с развитым абстрактным мышлением. Они быстро соображают, легко обучаются. Отличаются решительностью, предприимчивостью, активностью при достижении целей. Данные студенты готовы действовать в одиночку, самостоятельны и независимы. Они отличаются активностью, собранностью и высоким уровнем мотивации. Для них характерен рациональный подход при решении проблемных ситуаций.

Заключение. Было выявлено, что более успешными в ходе теоретического обучения являются студенты, обладающие следующими психологическими характеристиками: высокие показатели по шкалам эмоциональная стабильность – нестабильность, расслабленность – напряженность, планирование, общий уровень саморегуляции и низкие показатели по шкале конфронтация, а при выполнении упражнений на тренажерах — имеющие высокие показатели по шкалам интеллект, робость – смелость, конформизм – нонконформизм, расслабленность – напряженность дисциплинированность, самоконтроль, принятие ответственности, гибкость, самостоятельность и низкие показатели фактора поиск социальной поддержки и по шкале внутренние индивидуально значимые мотивы выбора профессии.

Об авторах

Юрий Владимирович Сазонов

Военно-медицинская академия

Email: sazonyu@mail.ru
SPIN-код: 5443-3400
Scopus Author ID: 976687

канд. мед. наук

Россия, Санкт-Петербург

Сергей Николаевич Синельников

Военно-медицинская академия

Email: serg_sineln@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5088-7146
SPIN-код: 8010-0284
Scopus Author ID: 55135735000

канд. мед. наук

Россия, Санкт-Петербург

Елизавета Андреевна Дудина

Военно-медицинская академия

Автор, ответственный за переписку.
Email: elizaveta-dudina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3834-1639
SPIN-код: 6837-2069
Scopus Author ID: 1087876

старший лаборант кафедры авиационной и космической медицины

Россия, Санкт-Петербург

Иван Русланович Соколов

Военно-медицинская академия

Email: ivan.ruslanovich.sokolov@yandex.ru

младший научный сотрудник

Россия, Санкт-Петербург

Егор Сергеевич Шмурак

Военно-медицинская академия

Email: shmurak.egor@mail.ru

оператор научной роты, рядовой

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Константинов В.В., Юсупов В.В., Болехан В.Н., и др. История профессионального психологического отбора: научно-исследовательские подразделения Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. СПб.: ВМедА, 2018. 204 с.
  2. Агаджанов О.М., и др. Человек в измерениях ХХ века: прогресс человечества в двадцатом столетии: В 15 т. М.: Изд-во Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике, 2005.
  3. К истории отечественной авиационной психологии / Сост. К.К. Платонов и др. М.: Наука, 1981. 318 с.
  4. Бодров В.А., Малкин В.Б., Покровский Б.Л., Шпаченко Д.И. Психологический отбор летчиков и космонавтов / Под ред. А.М. Уголева. Проблемы космической биологии. В 75 т. Т. 48. М.: Наука, 1984. 264 с.
  5. Благинин А.А. Психофизиологические механизмы достижения успеха в процессе обучения курсантов // Актуальные проблемы психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-учебных заведениях. Материалы научно-практической конференции. СПб.: ВМедА, 2002. С. 13–15.
  6. Благинин А.А., Ороховская М.В. Взаимосвязь психологических особенностей курсантов с успешностью обучения // Психофизиология профессиональной подготовки и проблемы безопасности труда специалистов гражданской авиации. Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: ОЛАГА, 2002. С. 106–124.
  7. Благинин А.А., Синельников С.Н., Шевелько А.А. Психологические детерминанты успешности обучения пилотов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 5, № 4. С. 12–20.
  8. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. 11-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 375 c.
  9. Тесты по профориентации для учащихся / Cост. А.А. Аркадьев. Минск: Современная школа, 2008. 272 с.
  10. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2018. 384 c.
  11. Благинин А.А., Торчило В.В. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие. СПб.: ЛГУ, 2006. 84 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».