Взаимосвязь психологических характеристик и успешности обучения курсантов гражданской авиации
- Авторы: Сазонов Ю.В.1, Синельников С.Н.1, Дудина Е.А.1, Соколов И.Р.1, Шмурак Е.С.1
-
Учреждения:
- Военно-медицинская академия
- Выпуск: Том 42, № 1 (2023)
- Страницы: 15-21
- Раздел: Оригинальные исследования
- URL: https://bakhtiniada.ru/RMMArep/article/view/264773
- DOI: https://doi.org/10.17816/rmmar100959
- ID: 264773
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Исторически развитие профессионального отбора, гигиены и психологии труда в наибольшей степени происходит в авиации, т. к. доказано, что до 50–80 % летных происшествий связано непосредственно с человеческим фактором. Так, С.Е. Минц, авиационный военный врач, проанализировав 364 авиакатастрофы, пришел к выводу, что в 90 % случаев катастроф решающим фактором выступают индивидуальные качества летчиков. Определение типичных личностных характеристик лиц, пригодных и непригодных для летной профессии, является достаточно непростой задачей, стоящей перед специалистами по профессиональному отбору. Первичная профессиональная подготовка летчика осуществляется в летных училищах и совершенствуется при их дальнейшей работе. Одной из главных целей летного обучения является формирование у обучаемого пилота прочных профессиональных навыков пилотирования самолета, обеспечивающих безопасность полета. В исследовании рассмотрены психологические характеристики, влияющие на успешность курсантов как в теоретическом обучении, так и при выполнении упражнений на тренажерах.
Цель: изучить влияние психологических характеристик на успешность обучения курсантов гражданской авиации.
Материалы и методы. Проведен статистический анализ значимых различий «успешных» и «менее успешных» студентов по следующим методикам: 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (форма C); Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса; Личностный опросник Г. Айзенка (EPI); Методика «Мотивы выбора профессии» (автор Р.В. Овчарова); Опросник «Стили саморегуляции поведения» (автор В.И. Моросанова).
Результаты. В теоретическом обучении более успешными являются те студенты, у которых преобладают спокойствие, выдержка, невозмутимость и эмоциональная стабильность. Для них характерны устойчивые интересы, развитая воля и целеустремленность, а также самостоятельность, гибкость и не враждебность. Наиболее успешными при выполнении упражнений на тренажерах являются студенты с развитым абстрактным мышлением. Они быстро соображают, легко обучаются. Отличаются решительностью, предприимчивостью, активностью при достижении целей. Данные студенты готовы действовать в одиночку, самостоятельны и независимы. Они отличаются активностью, собранностью и высоким уровнем мотивации. Для них характерен рациональный подход при решении проблемных ситуаций.
Заключение. Было выявлено, что более успешными в ходе теоретического обучения являются студенты, обладающие следующими психологическими характеристиками: высокие показатели по шкалам эмоциональная стабильность – нестабильность, расслабленность – напряженность, планирование, общий уровень саморегуляции и низкие показатели по шкале конфронтация, а при выполнении упражнений на тренажерах — имеющие высокие показатели по шкалам интеллект, робость – смелость, конформизм – нонконформизм, расслабленность – напряженность дисциплинированность, самоконтроль, принятие ответственности, гибкость, самостоятельность и низкие показатели фактора поиск социальной поддержки и по шкале внутренние индивидуально значимые мотивы выбора профессии.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Юрий Владимирович Сазонов
Военно-медицинская академия
Email: sazonyu@mail.ru
SPIN-код: 5443-3400
Scopus Author ID: 976687
канд. мед. наук
Россия, Санкт-ПетербургСергей Николаевич Синельников
Военно-медицинская академия
Email: serg_sineln@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5088-7146
SPIN-код: 8010-0284
Scopus Author ID: 55135735000
канд. мед. наук
Россия, Санкт-ПетербургЕлизавета Андреевна Дудина
Военно-медицинская академия
Автор, ответственный за переписку.
Email: elizaveta-dudina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3834-1639
SPIN-код: 6837-2069
Scopus Author ID: 1087876
старший лаборант кафедры авиационной и космической медицины
Россия, Санкт-ПетербургИван Русланович Соколов
Военно-медицинская академия
Email: ivan.ruslanovich.sokolov@yandex.ru
младший научный сотрудник
Россия, Санкт-ПетербургЕгор Сергеевич Шмурак
Военно-медицинская академия
Email: shmurak.egor@mail.ru
оператор научной роты, рядовой
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Константинов В.В., Юсупов В.В., Болехан В.Н., и др. История профессионального психологического отбора: научно-исследовательские подразделения Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. СПб.: ВМедА, 2018. 204 с.
- Агаджанов О.М., и др. Человек в измерениях ХХ века: прогресс человечества в двадцатом столетии: В 15 т. М.: Изд-во Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике, 2005.
- К истории отечественной авиационной психологии / Сост. К.К. Платонов и др. М.: Наука, 1981. 318 с.
- Бодров В.А., Малкин В.Б., Покровский Б.Л., Шпаченко Д.И. Психологический отбор летчиков и космонавтов / Под ред. А.М. Уголева. Проблемы космической биологии. В 75 т. Т. 48. М.: Наука, 1984. 264 с.
- Благинин А.А. Психофизиологические механизмы достижения успеха в процессе обучения курсантов // Актуальные проблемы психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-учебных заведениях. Материалы научно-практической конференции. СПб.: ВМедА, 2002. С. 13–15.
- Благинин А.А., Ороховская М.В. Взаимосвязь психологических особенностей курсантов с успешностью обучения // Психофизиология профессиональной подготовки и проблемы безопасности труда специалистов гражданской авиации. Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: ОЛАГА, 2002. С. 106–124.
- Благинин А.А., Синельников С.Н., Шевелько А.А. Психологические детерминанты успешности обучения пилотов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 5, № 4. С. 12–20.
- Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. 11-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 375 c.
- Тесты по профориентации для учащихся / Cост. А.А. Аркадьев. Минск: Современная школа, 2008. 272 с.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2018. 384 c.
- Благинин А.А., Торчило В.В. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие. СПб.: ЛГУ, 2006. 84 с.
Дополнительные файлы
