Когнитивные тесты зебраданио (Danio rerio): Т- и Y-образные лабиринты
- Авторы: Галстян Д.С.1,2,3, Колесникова Т.О.4, Косицын Ю.М.1, Забегалов К.Н.4, Губайдуллина М.А.4, Маслов Г.О.4,5, Демин К.А.1,4,3, Калуев А.В.1,2,4,3,5,6,7,8
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Российский научный центр радиологии и хирургических технологий им. акад. А.М. Гранова
- Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова
- Научно-технологический университет «Сириус»
- Уральский федеральный университет
- Новосибирский государственный университет
- Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины
- Московский физико-технический институт
- Выпуск: Том 20, № 2 (2022)
- Страницы: 163-168
- Раздел: Оригинальные исследования
- URL: https://bakhtiniada.ru/RCF/article/view/109705
- DOI: https://doi.org/10.17816/RCF202163-168
- ID: 109705
Цитировать
Аннотация
Т- и Y-образные лабиринты традиционно используются для оценки пространственного обучения и памяти зебраданио. В установке Т-образного лабиринта рыбу обучают заплывать в нужный рукав и не заплывать в «неправильный» с использованием как положительных (например, пищевое подкрепление), так и негативных (например, электрический ток) стимулов для формирования более стойких рефлексов. В основе Y-образного лабиринта лежит принцип спонтанного выбора. Поведение спонтанного выбора описывает тенденцию животных менять направление своего поворота в серии последовательных поворотов. Каждый выбор статистически зависит от предыдущего, что свидетельствует о его мнестическом происхождении. В отличие от других типов мнестических задач, тестирование в Y-образном лабиринте не требует предварительного обучения или подкрепления (как в Т-образном лабиринте). Оба теста рассматриваются как эффективные методы оценки аффективного фенотипа зебраданио.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Давид Самвелович Галстян
Санкт-Петербургский государственный университет; Российский научный центр радиологии и хирургических технологий им. акад. А.М. Гранова; Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова
Email: david_sam@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6213-5117
научн. сотр.
Россия, Санкт-Петербург; Санкт-Петербург; Санкт-ПетербургТатьяна Олеговна Колесникова
Научно-технологический университет «Сириус»
Email: philimontani@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5561-8583
SPIN-код: 8558-7887
научн. сотр.
Россия, СочиЮрий Михайлович Косицын
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: ikosicin53@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4266-808X
научн. сотр.
Россия, Санкт-ПетербургКонстантин Николаевич Забегалов
Научно-технологический университет «Сириус»
Email: hatokiri@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9748-0324
SPIN-код: 5993-6315
научн. сотр.
Россия, СочиМария Андреевна Губайдуллина
Научно-технологический университет «Сириус»
Email: mariangub@gmail.com
научн. сотр.
Россия, СочиГлеб Олегович Маслов
Научно-технологический университет «Сириус»; Уральский федеральный университет
Email: maslovog6@gmail.com
научн. сотр.
Россия, Сочи; ЕкатеринбургКонстантин Андреевич Демин
Санкт-Петербургский государственный университет; Научно-технологический университет «Сириус»; Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова
Email: deminkasci@gmail.com
SPIN-код: 3830-1853
канд. биол. наук, ст. научн. сотр.
Россия, Санкт-Петербург; Сочи; Санкт-ПетербургАлан Валерьевич Калуев
Санкт-Петербургский государственный университет; Российский научный центр радиологии и хирургических технологий им. акад. А.М. Гранова; Научно-технологический университет «Сириус»; Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова; Уральский федеральный университет; Новосибирский государственный университет; Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины; Московский физико-технический институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: avkalueff@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7525-1950
SPIN-код: 4134-0515
д-р биол. наук, профессор
Россия, Санкт-Петербург; Санкт-Петербург; Сочи; Санкт-Петербург; Екатеринбург; Новосибирск; Новосибирск; МоскваСписок литературы
- Itoh J, Nabeshima T, Kameyama T. Utility of an elevated plus-maze for the evaluation of memory in mice: effects of nootropics, scopolamine and electroconvulsive shock. Psychopharmacology. 1990;101:27–33. doi: 10.1007/BF02253713
- Williams FE, White D, Messer WS Jr. A simple spatial alternation task for assessing memory function in zebrafish. Behav Processes. 2002;58(3):125–132. doi: 10.1016/s0376-6357(02)00025-6
- Jouandot DJ, Echevarria DJ, Lamb EA. The utility of the T-maze in assessing learning, memory, and models of neurological disorders in the zebrafish. Behaviour. 2012;149(10–12):1081. doi: 10.1163/1568539X-00003027
- Ngoc Hieu BT, Ngoc Anh NT, Audira G, et al. Development of a modified three-day t-maze protocol for evaluating learning and memory capacity of adult zebrafish. Int J Mol Sci. 2020;21(4):1464. doi: 10.3390/ijms21041464
- Lalonde R. The neurobiological basis of spontaneous alternation. Neurosci Biobeh Rev. 2002;6(1):91–104. doi: 10.1016/s0149-7634(01)00041-0
- Estes WK, Schoeffler MS. Analysis of variables influencing alternation after forced trials. J Comp Physiol Psychol. 1955;48(5): 357–362. doi: 10.1037/h0043836
- Solomon RL. The influence of work on behavior. Psychol Bull. 1948;45(1):1–40. doi: 10.1037/h0055527
- Walker EL. Action decrement and its relation to learning. Psychol Rev. 1958;65(3):129–142. doi: 10.1037/h0049177
- Aoki R, Tsuboi T, Okamoto H. Y-maze avoidance: An automated and rapid associative learning paradigm in zebrafish. Neurosci Res. 2015;91:69–72. doi: 10.1016/j.neures.2014.10.012
