Медицинские научные конференции и социальные сети. Как российские врачи обмениваются профессиональными знаниями, полученными во время медицинских конференций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование: врачи, посещающие международные конференции, освещают их содержание в социальных сетях. Такие сообщения вызывают активный отклик и обсуждение в комментариях с участием других врачей. Невозможно посетить все конференции, если они проходят одновременно, поэтому краткие сообщения, отражающие суть пропущенного доклада, востребованы и вызывают немедленный отклик, а также быстро повышают осведомлённость о новых клинических исследованиях и научных данных. В России данный феномен не был изучен, но мы проанализировали посты и увидели активность среди российских врачей и интерес к теме.

Цель: изучить, как часто российские врачи используют доступные социальные сети для того, чтобы делиться с коллегами информацией, полученной в ходе научных конференций.

Методы: проведён поиск постов за последние 4–12 мес в российских соцсетях: «ВКонтакте» (vk.com), «ВрачиРФ» (vrachirf.ru), «Доктор на работе» (doktornarabote.ru) по ключевым словам: «доклад», «конференция», «конгресс», «симпозиум», «медицинская конференция». Отбор записей проводился по ключевым словам. Отобранные записи были распределены по 6 категориям (анонсы конференций; сообщения о прошедших конференциях без раскрытия содержания докладов; профессиональные журналистские репортажи, раскрывающие содержание докладов; сообщения от врачей, раскрывающие содержание докладов; видео докладов с раскрытием темы; видео докладов без раскрытия содержания доклада) и пересчитаны (всего проанализировано 1373 поста). При этом особое внимание уделено категории «сообщения от врачей, раскрывающие содержание некоторых выбранных частей доклада, фактов и идей, представленных в докладе», так как она даёт полезную информацию с конференций и повод дискутировать в комментариях. Также проанализированы исследования на эту тему, выполненные авторами из других стран, и проведено сравнение с нашими результатами.

Результаты: проанализированы 1373 поста (поиск произведён по ключевым словам), из которых 65 относились к категории «сообщения от врачей, раскрывающие содержание некоторых выбранных частей доклада, фактов и идей, представленных в докладе» и раскрывали содержание докладов на российских медицинских конференциях. Количество таких постов мало, но они интересуют врачей (большое количество просмотров, десятки комментариев под ними). Для сравнения: в других странах число таких сообщений может исчисляться сотнями только на одной конференции. Исходя из зарубежного опыта, можно сказать, что обсуждение содержания докладов в соцсетях помогает не только распространению новых знаний, но и совместному обучению и взаимодействию врачей, что способствует генерации полезного материала, прошедшего равноправную экспертизу. Выделены следующие возможные причины малого числа таких постов в российских соцсетях: в основном сообщения и обсуждение происходят в профессиональных врачебных соцсетях («Врачи РФ», «Доктор на работе»); зарубежные организаторы активно стимулируют участников к использованию соцсетей с хештегами конференций; многомиллионная англоязычная аудитория стимулирует своим откликом авторов писать больше постов.

Заключение: врачи очень редко делятся в российских соцсетях фактами, представленными на российских научных медицинских конференциях. При этом пользователи соцсетей проявляют существенный интерес к этим записям и активно их обсуждают. Изучение данного феномена позволит оценить и эффективно использовать его образовательный потенциал.

Об авторах

Александр Евгеньевич Алфимов

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Автор, ответственный за переписку.
Email: alex.alfimov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9064-7881
Россия, Москва

Анжелика Алексеевна Трофимова

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Email: alex.alfimov@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-2372-7168
Россия, Москва

Арсений Александрович Матвиенко

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Email: scp.alpha9@gmail.com
ORCID iD: 0009-0003-3858-0338
Россия, Москва

Марина Владимировна Кодалаева

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Email: marinacb66@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-6626-6485
Россия, Москва

Список литературы

  1. Power B.J. How to use Twitter at a Scientific Conference // mSphere. 2022. Vol. 7, N 3. P. e0012122. doi: 10.1128/msphere.00121-22
  2. Katz M.S., Utengen A., Anderson P.F., et al. Disease-Specific Hashtags for Online Communication About Cancer Care // JAMA Oncol. 2016. Vol. 2, N 3. P. 392–394. doi: 10.1001/jamaoncol.2015.3960
  3. McGuckin D.G. Live tweeting: a tool for learning and reflection // BMJ. 2016. Vol. 354. P. i3975. doi: 10.1136/bmj.i3975
  4. Mihailidou A.S., McCall D., Hiremath S., et al. Use of Social Media at Cardiovascular Congresses: Opportunities for Education and Dissemination // Curr Cardiol Rev. 2021. Vol. 17, N 2. P. 129–136. doi: 10.2174/1573403X16666200206103328
  5. Velin L., Lartigue J.W., Johnson S.A., et al. Conference equity in global health: a systematic review of factors impacting LMIC representation at global health conferences // BMJ Glob Health. 2021. Vol. 6, N 1. P. e003455. doi: 10.1136/bmjgh-2020-003455
  6. Cohen D., Allen T.C., Balci S., et al. #InSituPathologists: how the #USCAP2015 meeting went viral on Twitter and founded the social media movement for the united states and Canadian academy of pathology // Mod Pathol. 2017. Vol. 30. P. 160–168. doi:10.1038/ modpathol.2016.223
  7. Leary M., McGovern S., Dainty K.N., et al. Examining the Use of a Social Media Campaign to Increase Engagement for the American Heart Association 2017 Resuscitation Science Symposium // J Am Heart Assoc. 2018. Vol. 7, N 8. P. e008710. doi: 10.1161/JAHA.118.008710
  8. Carroll C.L., Dangayach N.S., Khan R., et al. Social Media Collaboration of Critical Care Practitioners and Researchers (SoMe-CCCPR). Lessons Learned From Web- and Social Media-Based Educational Initiatives by Pulmonary, Critical Care, and Sleep Societies // Chest. 2019. Vol. 155, N 4. P. 671–679. doi: 10.1016/j.chest.2018.12.009
  9. Carroll C.L., Kaul V., Dangayach N.S., et al. Comparing the Digital Footprint of Pulmonary and Critical Care Conferences on Twitter // ATS Sch. 2021. Vol. 2, N 3. P. 432–441. doi: 10.34197/ats-scholar.2021-0041OC
  10. Lavorgna L., Brigo F., Moccia M., et al. e-Health and multiple sclerosis: An update // Mult Scler. 2018. Vol. 24, N 13. P. 1657–1664. doi: 10.1177/1352458518799629
  11. Mishori R., Levy B., Donvan B. Twitter use at a family medicine conference: analyzing #STFM13 // Fam Med. 2014. Vol. 46. P. 608–614.
  12. Attai D.J., Radford D.M., Cowher M.S. Tweeting the Meeting: Twitter Use at The American Society of Breast Surgeons Annual Meeting 2013–2016 // Ann Surg Oncol. 2016. Vol. 23, N 10. P. 3418–3422. doi: 10.1245/s10434-016-5406-x
  13. Chaudhry A., Glodé L.M., Gillman M., Miller R.S. Trends in twitter use by physicians at the american society of clinical oncology annual meeting, 2010 and 2011 // J Oncol Pract. 2012. Vol. 8, N 3. P. 173–178. doi: 10.1200/JOP.2011.000483
  14. Carroll C.L., Szakmany T., Dangayach N.S., et al. Growth of the Digital Footprint of the Society of Critical Care Medicine Annual Congress: 2014–2020 // Crit Care Explor. 2020. Vol. 2, N 11. P. e0252. doi: 10.1097/CCE.0000000000000252
  15. Søreide K., Mackenzie G., Polom K., et al. Tweeting the meeting: Quantitative and qualitative twitter activity during the 38th ESSO conference // Eur J Surg Oncol. 2019. Vol. 45, N 2. P. 284–289. doi: 10.1016/j.ejso.2018.11.020
  16. Christiansen S.M., Oetting T.A., Herz N.L., et al. Twitter at the 2014 and 2015 Annual Meetings of the American Academy of Ophthalmology // Ophthalmology. 2016. Vol. 123, N 8. P. 1835–1837. doi: 10.1016/j.ophtha.2016.03.012
  17. Mohammadi D. Conference organisers swimming against the tide of Twitter // BMJ. 2017. Vol. 358. P. j3966. doi: 10.1136/bmj.j3966
  18. Chapman S.J., Mayol J., Brady R.R. Twitter can enhance the medical conference experience // BMJ. 2016. Vol. 354. P. i3973. doi: 10.1136/bmj.i3973
  19. Razzano D., Ziemba Y.C., Booth A.L., et al. Utilizing Social Media to Spread Knowledge: The Association of Pathology Chairs Experience at the 2018 Annual Meeting // Acad Pathol. 2020. Vol. 7. P. 2374289520901342. doi: 10.1177/2374289520901342
  20. Groves T. Tweeting and rule breaking at conferences // BMJ. 2016. Vol. 353. P. i3556. doi: 10.1136/bmj.i3556
  21. Light D., Pawlak M., de Beaux A., Brady R.R.. Is sharing speaker’s slides from conference presentations on social media a breach of intellectual property or a delegate’s right? Depends who you ask // Int J Surg. 2018. Vol. 58. P. 22–25. doi: 10.1016/j.ijsu.2018.08.010
  22. Vukušić Rukavina T., Viskić J., Machala Poplašen L., et al. Dangers and Benefits of Social Media on E-Professionalism of Health Care Professionals: Scoping Review // J Med Internet Res. 2021. Vol. 23, N 11. P. e25770. doi: 10.2196/25770
  23. Vukušić Rukavina T., Viskić J., Machala Poplašen L., et al. Dangers and Benefits of Social Media on E-Professionalism of Health Care Professionals: Scoping Review // J Med Internet Res. 2021. Vol. 23, N 11. P. e25770. doi: 10.2196/25770
  24. Ekins S., Perlstein E.O. Ten simple rules of live tweeting at scientific conferences // PLoS Comput Biol. 2014. Vol. 10, N 8. P. e1003789. doi: 10.1371/journal.pcbi.1003789
  25. Grajales F.J. 3rd, Sheps S., Ho K., Novak-Lauscher H., Eysenbach G. Social media: a review and tutorial of applications in medicine and health care // J Med Internet Res. 2014. Vol. 16, N 2. P. e13. doi: 10.2196/jmir.2912
  26. Ziemba Y.C., Razzano D., Allen T.C., et al. Social Media Engagement at Academic Conferences: Report of the Association of Pathology Chairs 2018 and 2019 Annual Meeting Social Media Committee // Acad Pathol. 2020. Vol. 7. P. 2374289520934019. doi: 10.1177/2374289520934019
  27. Parwani P., Choi A.D., Lopez-Mattei J., et al. Understanding social media: Opportunities for cardiovascular medicine // J Am Coll Cardiol. 2019. Vol. 73, N 9. P. 1089–1093. doi: 10.1016/j.jacc.2018.12.044
  28. Parwani P., Alasnag M., Mamas M.A. Social Media for Cardiovascular Medicine: Real Reflections from Virtual Medium // Curr Cardiol Rev. 2021. Vol. 17, N 2. P. 116–117. doi: 10.2174/1573403X1702210311093359

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».