Учитель и власть: эволюция профессиональных требований в 1920–1930 годы
- Авторы: Лелюхин С.В.1
-
Учреждения:
- Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный центр «Компас»
- Выпуск: Том 3, № 1 (2023)
- Страницы: 64-71
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2782-2966/article/view/246921
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2023-3-1-64-71
- ID: 246921
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучение начального советского этапа истории общего образования важно как для понимания преобразовательных процессов в советском обществе в целом, так и в сравнительной перспективе советского и постсоветского обществ. Особую актуальность этой теме придаёт тот факт, что в соответствии с указом президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Определив в качестве предмета исследования воздействие государства на формирование приоритетов профессиональной деятельности в общем образовании, автор выделил воспитательное и учебное направление работы. Проведён анализ архивных документов, хранящихся в фондах Государственного архива новейшей истории Саратовской области. Изучены документы с 1918 года по 1941 год в рамках двух исторических периодов. Первый период от принятия положения «О единой трудовой школе» до 1930 года, возврата к стабильным программам и учебникам, а второй период с 1930 года до начала Великой Отечественной войны (1941 г.). В результате исследования установлено, что на смену лояльности к содержанию образовательных программ в двадцатых годах пришло усиление контроля в тридцатых годах. Для этого периода характерно расширение спектра объектов контроля деятельности учителей, среди которых были и успеваемость учащихся, и санитарное состояние школ, работа персонала школы, включая оценку соблюдения правил каллиграфии учителями при выставлении оценок в тетрадях учеников. Приоритетной оставалась воспитательная работа, поскольку учебная программа по любой дисциплине была связана с коммунистическим воспитанием. Социалистическое соревнование в школе стало инструментом контроля профессиональной деятельности учителей. В социалистическое соревнование образовательные учреждения были вовлечены наряду с предприятиями производственной сферы. Для школ это явилось объединением в одном инструменте обоих векторов контроля деятельности учителей, воспитательной и учебной работы. Широко распространенная практика игнорирования выполнения условий социалистического соревнования свидетельствует о его видимости. Это подтверждают сохраненные в областном архиве данные о случаях сознательного нарушения установленного порядка работы, имитации социалистического соревнования.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Викторович Лелюхин
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный центр «Компас»
Автор, ответственный за переписку.
Email: s.lel@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-2919-9506
Кандидат социологических наук, доцент, заместитель директора по научно-методической работе
Россия, 410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Университетская, д. 36, стр. 1, к. 417Список литературы
- Fitzpatrick, S. (1979), Education and Social Mobility in the Soviet Union 1921-1934, Cambridge University Press, Cambridge.
- Larson, M.S. (2013), The Rise of Professionalism: Monopolies of Competence and Sheltered Markets, Transaction Publishers, New Brunswick.
- Sieder, R. (1990), Was heißt Sozialgeschichte? Brüche und Kontinuitäten in der Aneigung des «Sozialen», Österreichische-Zeitschrift für Geschichtswissenschaften, vol. 1, no. 1, pp. 25–48.
- Belova, N.A. (2010), Public work as a characteristic feature of the everyday life of a Soviet teacher in the 1920s and 1930s (on the example of the Perm Territory), Anthropology of the Soviet school: Cultural universals and provincial practices, Perm State University, pp. 146–151.
- Block, M. (1986), Apology of history or the craft of a historian, Science, Moscow, Russia.
- Dolgova, E.A. (2020), Students of the Institute of Red Professors: recruiting, academic movement, employment, Sociological Journal, vol. 26, no. 1, pp. 124–140, doi: 10.19181/socjour.2020.26.1.7056.
- Kalsina, A.A. (2010), The formation of a unified state labor school in the Perm province (January 1918–1923), Anthropology of the Soviet school: Cultural universals and provincial practices, Perm State University, pp. 125–145.
- Kelly, K. (2004), "School waltz": everyday life of the Soviet school in the post-Stalinist time, Anthropological Forum, no. 1, pp. 104–154.
- Keirim-Marcus, M.B. (1980), State Cultural Leadership. Construction of the People's Commissariat of Education (November 1917–mid-1918), Science, Moscow, Russia.
- Konstantinovsky, D.L., Pinskaya, M.A., Zvyagintsev, R.S. (2019), Professional well-being of teachers: from enthusiasm to burnout, Sociological Research, no. 5, pp. 14–25, DOI: http://doi.org/10.31857/S013216250004949-6.
- Kurkin, E.B. (2012), How do we get rid of the old school? Public Education, no. 5, pp. 44–50.
- Leontieva, S. (2008), Discussion about the "living word": to the history of media education in a Soviet school, Inviolable Reserve, no. 2, pp. 132–139.
- Mansurov, V.A., Yurchenko O.V. Sociology of professions. History, methodology and practice of research, Sociological Research, no. 8, pp. 36–46.
- Mironov, B.N. (1999), Social history of Russia during the empire (XVIII - early XX centuries), vol. 1, Dmitry Bulanin, St. Petersburg, Russia.
- Mironov, B.N. (2004), Sociology and historical sociology: the view of the historian, Sociological Research, no. 10, pp. 55–63.
- Osipov, A.M. (2018), Teaching in the context of the sociology of education: theoretical approaches and research priorities, Sociological Research, no. 3, pp. 45–52, DOI: http://doi.org/10.7868/S0132162518030042.
- Osipov, A.M. (2022), To the theory of educational policy, Sociological Research, no. 2, pp. 45–52, DOI: http://doi.org/10.31857/S013216250018498-0.
- The main principles of a unified labor school: From the State. comis. on education on October 16, 1918 (1988), Minsk, Belarus.
- Pepelina, N.I. (2013), From the history of public education in the USSR in the 1930s: work on a school textbook of Russian history, Bulletin of Moscow State University named after M.A. Sholokhova, History and Political Science Series, no. 2, pp. 19–32.
- Romanov, P.V., Yarskaya-Smirnova, E.R. (2009), World of professions: revision of analytical prospects, Sociological research, no. 8, pp. 25–35.
- Romashova, M.V. (2007), "Did not separate training justify itself?!..." From the social history of the Soviet school, Historical Bulletin of the Universities of Ljubljana and Perm, Un-t in Ljubljana, Perm, Gos. un-t, Ljubljana, Perm.
- Fitzpatrick, Sh. (2008), Everyday Stalinism. Social history of Soviet Russia in the 30s: city, Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN); Foundation of the First President of Russia B.N. Eltsin, Moscow, Russia.
- Strain, S.I. (1985), Management of public education in the USSR (1917–1936). Historical and legal research, Science, Moscow, Russia.
- Ewing, E.T. (2011), Teachers of the era of Stalinism: power, politics and school life of the 1930s, ROSSPEN; Foundation "Presidential Center B.N. Yeltsin,", Moscow, Russia.
Дополнительные файлы
