№ 4 (2025)
ПЕДАГОГИКА
Историко-культурные основы реформирования педагогического образования: китайский и российский опыт
Аннотация
Актуальность темы вызывает необходимость обращения автора к опыту сравнительной педагогики в изучении проблемы историкокультурных основ реформирования педагогического образования в условиях стремительного сегодня развития информационного общества. Две цивилизации: Китай и Россия, столкнувшись с вызовами постиндустриальной эпохи, которая стремительно движется в освоении передовых технологий, в том числе связанных с искусственным интеллектом, показали в исторических реалиях разные интерпретации ответов на эти проблемы. В немалой степени разница состоит в осмыслении дискретности и непрерывности развития своего прошлого и будущего. Исследование заданных вопросов обращает автора к изучению своеобразия опыта, представленного конфуцианством и отечественной мыслью, актуализировавшей мировоззренческую сторону социокультурных проблем. Например, в дискуссиях XIX в. вокруг нигилизма скрывается глубокий пласт мировоззренческих вопросов, осмысление которых подводит исследователя к пониманию, что такое ядро цивилизации, слагающее облик общего русского мира или китайского общества. В условиях механизации, схематизации, формализирования человеческой деятельности – процессов, набирающих обороты еще с ХХ в., автор обращает внимание на значимость герменевтического подход и интерпретационного метода, позволяющих рассуждать о важности развития понимающего образования, которое открывает мир человеку, а человека миру. Герменевтически-ориентированный на тип образования подход открывает механизм саморегуляции, ставит вопрос о человеке, понимающем себя и свое место в мире. Автор делает выводы о том, что накопленный двумя разными цивилизациями и системами образования опыт позволяет решать современные задачи и отвечать на риски информационной эпохи, где должен быть реализован главный принцип о гармоничном сочетании традиций и новаций.
5 - 25
Основы педагогики: дисциплина или уклад?
Аннотация
Рассматривается одна из ключевых проблем, сложившихся в истории педагогики под влиянием двух концепций образования и способов его организации. Это механистический и гуманистический подходы. Противопоставление естественннучной парадигмы и гуманитарной парадигмы для педагогики не ново. В данном случае актуальность обращения к проблеме определяется необходимостью рефлексии отношения к наследию классической дидактики. Анализируются исторические условия возникновения дидактики, когда научное объяснение опиралось на достижения механики и математики. Именно математические и механистические способы понимания мира и его законов предопределили подход Я.А. Коменского к построению дидактической системы. Из всего наследия философии рационализма мы выбрали научные построения В.Г. Лейбница. Это яркий образец претензии математического подхода к пониманию всего мироустройства. Механическое устройство и числовой порядок легли в основу организации времени и пространства в школе, в основу школьной дисциплины. Обобщенная характеристика дисциплинарной системы образования дана с привлечением работ М. Фуко. Различия дисциплинарной педагогики и гуманистической педагогики представлено противопоставлением «механизм – организм», «механический агрегат – органическая система». Для объяснения этого противопоставления использована аргументация, данная российским философом и психологом А.С. Арсеньевым. Проекты школы как органической системы рассмотрены на примерах экспериментальной школы № 91 г. Москвы и школы «Универс» г. Красноярска. Для понимания особенностей организации образования в этих школах использовано понятие «уклад», введенное основателем «Школы самоопределения» А.Н. Тубельским. Уклад школы ассоциируется с теми феноменами, которые определяются как «скрытое образование» – это влияние среды школы, ее неформальной жизни на становление мировоззрения ее учеников. В завершение приведено описание проекта И.Д. Фрумина и Б.Д. Эльконина, реализованного в школе «Универс» и названного «Школой взросления». Основная идея проекта состоит в разграниченгиии возрастного и невозрастного пространств школы. Возрастное пространство строится в соответствии с идеей взросления, особенности возраста отражены в регламентации занятий, в архитектуре и дизайне учебных помещений. Невозрастное пространство это пространство общения всех возрастов, место их встречи.
26 - 42
Виртуальное практическое обучение: подход к пробуждению субъективного сознания студентов в процессе идеолого-политического воспитания
Аннотация
Виртуальное практическое обучение, формирующееся в эпоху Интернета, представляет собой новую форму, измерение и направление развития практической подготовки. Данная модель опирается на современные информационные технологии и интеллектуальные сетевые коммуникационные платформы, обеспечивающие интеграцию онлайн- и офлайн-образовательных ресурсов. Создание виртуальных библиотек практико-ориентированных материалов способствует формированию у студентов субъективного сознания и выступает важным дополнением к традиционным форматам практического образования. Глубокое исследование возможностей виртуального практического обучения стимулирует реформирование системы идеолого-политического воспитания в высшей школе, усиливает убедительность, привлекательность и коммуникативный потенциал данных дисциплин, а также способствует инновационному развитию образовательных концепций и дидактических систем в сфере идеолого-политического воспитания.
43 - 59
Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов (на примере представителей стран центрального азиатского региона)
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление роли межкультурной компетентности как предиктора успешности социально-психологической и академической адаптации иностранных студентов из стран Центрального Азиатского региона (ЦАР) – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Объем выборки составил 106 человек. Проведен корреляционный анализ, выявивший статистически значимые положительные связи между показателями межкультурной компетентности и различными аспектами адаптации. Результаты исследования подтверждают гипотезу о межкультурной коммуникации как важном предикторе адаптационного потенциала студентов из ЦАР. При этом выявлены некоторые специфические особенности связи компонентов межкультурной компетентности с адаптационными параметрами. Полученные данные подчеркивают необходимость целенаправленного развития межкультурной компетентности в программах поддержки иностранных студентов из ближнего зарубежья.
60 - 78
ПСИХОЛОГИЯ
Цифровые измерения личности в профессиональном становлении
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена стремительной цифровизацией профессиональной деятельности при сохраняющейся недостаточной изученности ее психологических последствий для развития личности. В статье исследуются изменения личности в условиях цифрового профессионального становления, затрагивающие когнитивную, идентификационную, мотивационную и социально-адаптационную сферы. Анализ степени теоретическую основу разработанности составили проблемы показал, что концепции профессионального становления (Э.Ф. Зеер, В.А. Толочек и др.), концепции цифрового профессионализма и метакогнитивных механизмов адаптации (А.В. Карпов, С.Л. Леньков и др.), теории цифровой социализации (О.А. Карабанова, Т.Д. Марцинковская и др.), модели гибридной идентичности (А.В. Конева и др.). Цель исследования – выявить и систематизировать структурные изменения личности в условиях цифрового профессионального становления. В статье представлен комплексный анализ изменений ключевых сфер личности и раскрывается двойственная природа цифровизации, которая, с одной стороны, расширяет профессиональные возможности, а с другой – создает риски дезадаптации (клиповое мышление, кризисы идентичности, профессиональная разобщенность). Теоретическая значимость заключается в разработке интегративной четырехкомпонентной модели профессионального становления личности, включающей: 1) когнитивный (гибкость мышления и цифровая компетентность), 2) идентификационный (динамика профессионального «Я»), 3) эмоционально-мотивационный (цифровая резилентность), 4) социальный (сетевое взаимодействие) аспекты. Практическая значимость исследования подтверждена эмпирическими данными, выявившими связи между стратегическим мышлением и цифровой адаптацией, а также противоречивые эффекты, такие как когнитивно-мотивационный парадокс. Практические рекомендации включают тренинги метакогнитивного контроля, гибридные форматы коммуникации и системы мониторинга профессионального развития. Отмечается необходимость баланса между цифровыми инновациями и сохранением детерминант профессиональной деятельности.
79 - 92


