Основы педагогики: дисциплина или уклад?
- Авторы: Медведев А.М.1, Жуланова И.В.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: № 4 (2025)
- Страницы: 26 - 42
- Раздел: ПЕДАГОГИКА
- URL: https://bakhtiniada.ru/2782-2575/article/view/359885
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2025-4-26-42
- ID: 359885
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается одна из ключевых проблем, сложившихся в истории педагогики под влиянием двух концепций образования и способов его организации. Это механистический и гуманистический подходы. Противопоставление естественннучной парадигмы и гуманитарной парадигмы для педагогики не ново. В данном случае актуальность обращения к проблеме определяется необходимостью рефлексии отношения к наследию классической дидактики. Анализируются исторические условия возникновения дидактики, когда научное объяснение опиралось на достижения механики и математики. Именно математические и механистические способы понимания мира и его законов предопределили подход Я.А. Коменского к построению дидактической системы. Из всего наследия философии рационализма мы выбрали научные построения В.Г. Лейбница. Это яркий образец претензии математического подхода к пониманию всего мироустройства. Механическое устройство и числовой порядок легли в основу организации времени и пространства в школе, в основу школьной дисциплины. Обобщенная характеристика дисциплинарной системы образования дана с привлечением работ М. Фуко. Различия дисциплинарной педагогики и гуманистической педагогики представлено противопоставлением «механизм – организм», «механический агрегат – органическая система». Для объяснения этого противопоставления использована аргументация, данная российским философом и психологом А.С. Арсеньевым. Проекты школы как органической системы рассмотрены на примерах экспериментальной школы № 91 г. Москвы и школы «Универс» г. Красноярска. Для понимания особенностей организации образования в этих школах использовано понятие «уклад», введенное основателем «Школы самоопределения» А.Н. Тубельским. Уклад школы ассоциируется с теми феноменами, которые определяются как «скрытое образование» – это влияние среды школы, ее неформальной жизни на становление мировоззрения ее учеников. В завершение приведено описание проекта И.Д. Фрумина и Б.Д. Эльконина, реализованного в школе «Универс» и названного «Школой взросления». Основная идея проекта состоит в разграниченгиии возрастного и невозрастного пространств школы. Возрастное пространство строится в соответствии с идеей взросления, особенности возраста отражены в регламентации занятий, в архитектуре и дизайне учебных помещений. Невозрастное пространство это пространство общения всех возрастов, место их встречи.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Михайлович Медведев
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: al.medvedeff2009@yandex.ru
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Москва, Россия
Ирина Викторовна Жуланова
Московский городской педагогический университет
Email: irina.julanova2010@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент дирекции образовательных программ Москва, Россия
Дополнительные файлы



