🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Традиции и методы преподавания изобразительного искусства в начальных школах Ирика и России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуются особенности художественного образования младших школьников в Ираке и России. Цель данной статьи – выявить особенности, традиции, содержание и методы начального художественного образования в двух странах. Обучение художественным дисциплинам в России имеет давнюю традицию и опирается на педагогические и психологические разработки. В России принята единая программа по изобразительному искусству, в то время как в Ираке нет общей для всех школ программы, учителя имеют свободу в выборе программ или создании собственных. Программа художественного образования в России носит светский характер, направлена на знакомство с мировой художественной культурой, совмещает уроки творчества и знакомства с произведениями изобразительного искусства. В Ираке долгое время борются тенденции светского и религиозного образования, влияние Ислама на обучение изобразительному искусству прослеживается во многих школах, где отдается предпочтение традиционным видам искусства, таким как орнаменты и каллиграфия. Однако в сфере подготовки учителей изобразительного искусства сильны западные традиции, учителя и художники переосмысливают традиции исламского искусства с позиций современного мира, расширяя его границы и возможности.

Об авторах

Анна Анатольевна Адаскина

Московский государственный психолого-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: adaskinaaa@mgppu.ru
кандидат психологических наук, доцент Москва, Россия

Хуссейн Исмайл Аль-харган

Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: uyugum96@gmail.com
аспирант Москва, Россия

Список литературы

  1. Melik-Pashaev A.A., Novlyanskaya Z.N. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva. Razvitie khudozhestvennykh sposobnostei detei v prostranstve obshcheobrazovatel'noi shkoly: uchebnoe posobie dlya srednikh i vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh uchrezhdenii [Psychology of artistic creativity. Development of children’s artistic abilities in the space of a comprehensive school: a textbook for secondary and higher pedagogical educational institutions]. Moscow: Moscow State University Publ., 2022: 239 p. (in Russian).
  2. Nemenskii B.M., Polyakova I.B., Sapozhnikova T.B. Osobennosti obucheniya shkol'nikov po programme B.M. Nemenskogo “Izobrazitel'noe iskusstvo i khudozhestvennyi trud”: lektsii 1–4 [Features of teaching schoolchildren according to the B.M. program Nemensky “Fine art and artistic work”: lectures 1–4]. Moscow, Pedagogicheskii universitet “Pervoe sentyabrya” Publ., 2007. 124 p. (in Russian).
  3. UNESCO (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Road Map for Arts Education: The World Conference on Arts Education: Building creative capacities for the 21st century / UNESCO (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000384200 (Accessed April 8 2024).
  4. Mezentseva Yu.I., Rudnev I.Yu. O sovremennykh obrazovatel'nykh programmakh po izobrazitel'nomu iskusstvu [About modern educational programs in fine arts]. Pravo i praktika – Law and practice. 2017;2:204-214 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29364439 (Accessed 8 April 2024)
  5. Nemenskiy B.M. (ed.) Izobrazitel'noe iskusstvo. Sbornik primernykh rabochikh program [Art. Collection of sample work programs]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2020:304 p. (in Russian).
  6. Husseien Ismail Husseien Al-Hargani. Vliyanie kul’turnykh traditsii na khudozhestvennoe obrazovanie shkol’nikov Iraka i Rossii [The influence of cultural traditions on the art education of schoolchildren in Iraq and Russia]. In: Materialy konferentsii “Vyzovy sovremennosti i strategii razvitiya obshchestva v usloviyakh novoi real’nosti” [Proceedings of the conference “Challenges of our time and strategies for the development of society in the new reality”]. Moscow, Alef Publ., 2023:30-34 (in Russian).
  7. Gur’yanova I.V. Sovremennye kontseptsii prepodavaniya izobrazitel’nogo iskusstva v nachal’noi shkole [Modern concepts of teaching fine arts in primary school]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A.Nekrasova. Seria: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial’naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. – Bulletin of Kostroma State University. N.A. Nekrasova. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics. 2009;4(15):5-42 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15188911&ysclid=lupvlz7x1c393409817 (Accessed 08.04.2024)
  8. Different Cultural Traditions Around the World. Tomedes tomedes. URL: https://www.tomedes.com/translator–hub/24–cultural–traditions–around–world (Accessed 08.04.2024).
  9. Garber E. Teaching Art in the Context of Culture: A Study in the Borderlands. Studies in Art Education. 1995;36:218-232 (in Russian).
  10. Glossary of Arts and Education Terms. Grantmakers in the art. URL: https://www.giarts.org/article/glossary–arts–and–education–terms (Accessed 08.04.2024)
  11. Salam S. Promoting Cultural Identity Through Arts Education: The Indonesian Context. In: 1st International Conference on Language, Literature, and Arts Education (ICLLAE 2019). Atlantis Press, 2020:460-463.
  12. Allison B. The Relationship between Child Arts and Their Cultural Foundations. The Journal of Aesthetic Education. 1980;14:59-79.
  13. Rasheed Q.H. The Importance of cultural heritage in Iraq. World heritage review. 2015:4-7.
  14. Al'-Basiuni Makhmud. Iskusstvo dvadtsatogo veka. Dar Al'-Maaref [Twentieth Century Art, Dar Al-Maaref]. 1983. (in Arabic).
  15. Makhdi A.S. Dialektika traditsionnogo i novatorskogo v iskusstve sovremennogo Iraka [Dialectics of traditional and innovative in the art of modern Iraq]. Vestnik Dagestanskogo nauchnogo tsentra RAN – Bulletin of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013;49:126-129 (in Russian). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21175762 (Accessed 8 April 2024).
  16. Al'-Dzhazaeri M.K. Traditsii v sisteme khudozhestvennogo obrazovaniya v Irake [Traditions in the art education system in Iraq]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal – Siberian Pedagogical Journal. 2023;3:36-45 (in Russian). doi: 10.15293/1813-4718.2303.04
  17. Guruzhapov V.A. Problema formirovaniya zamysla syuzhetnykh risunkov mladshikh shkol’nikov (kommentarii k stat’e Yu.A. Poluyanova) [The problem of forming the concept of plot drawings of primary school students (comments on the article by Yu.A. Poluyanov)]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya – Cultural-Historical Psychology. 2018;3(14):114-118 (in Russian). doi: 10.17759/chp.2018140311
  18. Poluyanov Yu.A. Diagnostika obshchego i khudozhestvennogo razvitiya detei po ikh risunkam: posobie dlya shkol’nykh psikhologov [Diagnosis of the general and artistic development of children based on their drawings: a manual for school psychologists]. Moscow; Riga, Eksperiment Publ., 2000:160 p. (in Russian).
  19. Poluyanov Yu.A. Vzaimodeistvie uchitelya i uchenikov v situatsiyakh spontannogo proyavleniya uchebnoi samostoyatel’nosti mladshikh shkol’nikov na zanyatiyakh izobrazitel’nym iskusstvom v sisteme razvivayushchego obucheniya [Interaction between teacher and students in situations of spontaneous manifestation of educational independence of junior schoolchildren in fine arts classes in the system of developmental education]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya – Cultural-Historical Psychology. 2018;3(14):101-113 (in Russian). doi: 10.17759/chp.2018140310
  20. Melik-Pashaev A.A. et al. Psikhologiya odarennosti: khudozhestvennaya odarennost’ [Psychology of giftedness: artistic giftedness]. Moscow, MIOO Publ., 2005. 125 p. (in Russian).
  21. Prikaz Minkul'tury RF ot 28.12.2001 N 1403 “O kontseptsii khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossiiskoi FederatsiI” [Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation dated 12/28/2001 No. 1403 “On the concept of art education in the Russian Federation”]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rf-ot-28122001-n-1403/?ysclid=m4731manz3549204898 (Accessed 2 December 2014) (in Russian).
  22. Melik-Pashaev A.A., Novlyanskaya Z.N. (eds) Khudozhestvennaya odarennost' i ee razvitie v shkol'nye gody. Metodicheskoe posobie [Artistic talent and its development in school years. Methodical manual]. Moscow, Psychological Institute of Russian Academy of Education Publ., 2010:278 p. (in Russian).
  23. Gur’yanova I.V. Didakticheskie i metodicheskie osnovy prepodavaniya izobrazitel’nogo iskusstva v nachal’noi shkole [Didactic and methodological foundations of teaching fine arts in primary schools]. Kostroma, Kostroma State University Publ., 2006:40 p. (in Russian).
  24. Al'–Mokhammedavi Khaitam Saad Khasan. Osnovaniya Islama v razvitii khudozhestvennogo tvorchestva uchashchikhsya nachal'noi shkoly v Irake [Foundations of Islam in the development of artistic creativity of primary school students in Iraq]. In: Nauchnyi forum: pedagogika i psikhologiya: Sbornik statei po materialam X mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Collection of articles based on the materials of the X International Correspondence Scientific and Practical Conference]. Moscow, Mezhdunarodniy tsentr nauki i obrazovaniya Publ., 2017;8(10): 26-38 (in Russian). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29837886 (Accessed 08.04.2024).
  25. Ibragim i Fauzi. Uchebnye programmy i metody prepodavaniya khudozhestvennogo obrazovaniya [Art Education Curricula and Teaching Methods]. Mukhammad Abdul Karim Khasan Press. 2008 (in Arabic)
  26. Al'–Basiuni M. Problemy khudozhestvennogo obrazovaniya [Problems of art education]. World of Books Press, 1985 (in Arabic).
  27. Al'–Khamdani, Faiez Yakub. Tsvet – eto tsivilizatsiya [Color is civilization]. Bagdad, General Culture Relations Publ., 2007 (in Arabic).
  28. Halaf Abdulkadhim A. Halaf Cennostno-orientirovannoe razvitie lichnosti budushhego dizajnera v processe vosprijatija zhenskogo obraza v kul'ture Iraka. Dis. kand. ped. nauk [Value-oriented personality development of the future designer in the process of perceiving the female image in the culture of Iraq. Diss. Of Cand. Ped. Sci.]. Voronezh, 2014. 210 p. (in Russian).
  29. Ivanova N.A., Al’gabal’ Ali Talib Hajun. Arabskaja kalligrafija v internacional’nom kul’turnom prostranstve [Arabic calligraphy in the international cultural space]. In: Sovremennoe kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo gumanitarnyh i social'nyh nauk. Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Modern cultural and educational space of the humanities and social sciences. Materials of the 8th International Scientific Conference]. Saratov, Saratovskiy istochnik Publ., 2020:122-129 (in Russian).
  30. Al'–Ameri Kamil Mustafa Kamil. Islamskie i evropeiskie traditsii v khudozhestvennom obrazovanii sovremennogo Iraka. Dis. kand. ped. nauk [Islamic and European traditions in art education in modern Iraq. Diss. Of Cand. Ped. Sci.]. Saratov, 2020:115 p. (in Russian).
  31. Hamid Ajam Tahir. Pedagogicheskie uslovija razvitija tvorcheskogo voobrazhenija irakskih studentov-dizajnerov v obrazovatel'nom processe vuza. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the development of creative imagination of Iraqi design students in the educational process. Diss. Of Cand. Ped. Sci.]. Elets, 2015:28 p. (in Russian).
  32. Al'–Mashkhadani Khusam Khazaal Mokhammed. Prepodavanie distsiplin khudozhestvennogo tsikla v professional’nykh uchrezhdeniyakh Rossii i Iraka [Teaching artistic disciplines in professional institutions in Russia and Iraq. Master’s thesis]. Saratov, Chernyshevsky State University Publ., 2020:122 p. (in Russian).
  33. Sayakhov R.L., Aminov T.M. Islamskaya pedagogika [Islamic pedagogy]. Ufa, BGPU Publ., 2019:136 p. (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».