Лингводидактический потенциал метафоры в практике обучения русскому языку как иностранному
- Авторы: Ермоленкина Л.И.1, Коломейцева Т.С.2
-
Учреждения:
- Томский государственный педагогический университет
- Московский политехнический университет
- Выпуск: № 2 (2025)
- Страницы: 23 - 40
- Раздел: ПЕДАГОГИКА
- URL: https://bakhtiniada.ru/2782-2575/article/view/350702
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2025-2-23-40
- ID: 350702
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Метафора как лингвокогнитивный механизм концептуализации смыслов, формирующих национальные картины мира, становится предметом междисциплинарных исследований, рассматривающих логику семантических изменений в границах как слова, так и текста. Способы понимания этого процесса в учебно-образовательном контексте могут стать эффективным инструментом обучения языку, формирования представлений о специфике культуры, репрезентированной в ее структурно-содержательных единицах – концептах. Изучение языка через выявление ценностно-смысловых механизмов концептуализации позволяет увидеть многослойный характер текста, получить представление о его культурной специфике. Процесс метафоризации демонстрирует динамику образования смысла через взаимодействие разных понятийных областей, участвующих в создании переносного значения, и формирование результата – ценностного фрагмента языковой картины мира или ее индивидуально-авторской версии, проявленный в художественном тексте. Эти аспекты, отражающие сам механизм образования и функционирования метафоры, могут стать основой для лексической и текстовой работы на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье рассматриваются способы работы с языковой и текстовой метафорами, учитывающие аналитический план формирования значения, проявленный во взаимодействии исходных и переносных смыслов, и синтетический, реализуемый в тексто-образующей функции метафоры, в ее способности порождать в границах текста ассоциативно-деривационные связи и актуализировать в сознании обучающегося целостное, эмоционально-смысловое представление о содержании. Умение интерпретировать метафору, понимание специфики ее функционирования способствует тому, что учащиеся воспринимают текст не только с точки зрения событийности, но и в образно-смысловом, концептуальном развертывании. Особая роль в этом процессе отводится фреймовому анализу, с помощью которого в тексте выделяются предметно-содержательные блоки и устанавливаются смысловые связи между ними. Представленный в работе алгоритм анализа текстовых метафор может способствовать оптимизации рецептивной деятельности учащихся, развитию их коммуникативной деятельности. На материале историко-философского очерка Н. Ильиной «Изгнание норманнов. Очередная задача русской исторической науки» обосновывается фреймовая методика анализа текстовых метафор, демонстрируется моделирующий потенциал метафорических образов, определяющий логику лингвокультурологического подхода к работе с текстом. Предполагается, что текст, насыщенный метафорами, культурно-историческими отсылками и мифопоэтической древнеславянской символикой, вызовет интерес не только своей содержательной стороной, но и теми способами изучения, в которых раскрывается его лингвокультурный смысл.
Об авторах
Лариса Ивановна Ермоленкина
Томский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: arblar2004@rambler.ru
доктор филологических наук, доцент Томск, Россия
Татьяна Сергеевна Коломейцева
Московский политехнический университет
Email: kolomeytseva.ts@yandex.ru
кандидат философских наук, преподаватель подготовительного отделения Москва, Россия
Список литературы
- Kalashnikova L.V. Metafora kak mekhanizm kognitivno-diskursivnogo modelirovaniya deystvitel'nosti (na materiale khudozhestvennykh tekstov). Avtoref. dis. dokt. filol. nauk [The metapfor as a mechanism of cognitive-discursive modeling of reality (based by literary texts). Abstract of thesis dr. of philol. sci.]. Volgograd, 2006:40 p. (in Russian).
- Novitskaya I.V. Teoriya kontseptual’noy metafory i razvitiye al’ternativnykh kontseptsiy v ramkakh kognitivnogo napravleniya metaforologii (po materialam sovremennoy anglistiki) [Theory of conceptual metaphor and development of alternative concepts within the framework of the cognitive direction of metaphorology (baced by materials frommodern English studies)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya – Tomsk State University Bulletin. Philology. 2019;(3):76-101 (in Russian).
- Budaev E.V., Chudinov A.P. Kognitivnaya teoriya metafory: novyye gorizonty [Cognitive theory of metaphor: New horizons]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury – Ural Federative University News. Series 1. Problems of education, science and culture. 2013;(1(110)):6-13 (in Russian).
- Mishankina N.A. Metafora v nauke: paradoks ili norma [Metaphor in Science: Paradox or Norm]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2010. 236 p. (in Russian)
- Lakoff G., Johnson M. Metafory, kotorymi my zhivem [Metaphors we Live by]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2004. 246 p. (in Russian).
- Oparina E.O. Issledovaniya metafory v poslednei treti XX veka [Studies of metaphor in the last third of the 20th century]. In: Lingvisticheskiye issledovaniya v kontse XX veka: sb. obzorov [Linguistic research at the end of the 20th century: a collection of reviews]. Moscow, INION RAN Publ., 2000. Pp. 186–204 (in Russian).
- Rezanova Z.I. Metafora v lingvisticheskom tekste: tipy funktsionirovaniya [Metaphor in linguistic text: types of functioning]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya – Bulletin of Tomsk State University. Ser.: Philology. 2007;(1):18-29 (in Russian).
- Kravtsova Yu.V. Semanticheskie lingvometaforologicheskie issledovaniya rubezha XX–XXI vv. [Semantic linguometaphorological studies at the turn of the 20th–21st centuries]. In: Uchenyye zapiski Tavricheskogo natsional’nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Ser.: Filologiya. Sotsial'nyye kommunikatsii – Scientific notes of the Vernadsy Tauride National University. Series Philology. Social communications. 2011;24(63(1)):130-136 (in Russian).
- Li Zinzin. Sistema printsipov otbora uchebnykh tekstov dlya formirovaniya mezhkul’turnoy kompetentsii inostrannykh studentov-filologov (uroven’ B2) [System of principales of selecting texts for forming intercultural competences of foreign students-philologists (level B2)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2017;(7(184)):128-134 (in Russian).
- Luo Xiaoxia. Ispol’zovanie rodnoy kul’tury v obuchenii russkomu yazyku kitayskikh studentov [The necessity of native language culture teaching in Russian teaching in China’s colleges and universities]. Nauchno-pedagogicheskoye obozrenie – Pedagogical Review. 2017;2(16):125-130 (in Russian).
- Stoletova E.K. Tipy slovosochetaniy, osnovannykh na metaforicheskoy modeli i ikh prezentatsiya v inoiazychnoy auditorii (na materiale novostnykh tekstov) [The types of expressions based on metaphorical models in economic discourse and its presentation in a foreign language audience (on the material of news texts)]. Russkiy yazyk za rubezhom – Russian language abroad. 2018;(4):48-53 (in Russian).
- Kabachenko E.G. Metaforicheskoye modelirovanie bazisnyh konceptov pedagogicheskogo diskursa. Dis. kand. filol. nauk [Metaphorical modeling of basic concepts of pedagogical discourse. Diss. cand. of philol. sci.]. Ekaterinburg, 2007:239 p. (in Russian).
- Wittgenstein L. Filosofskie issledovaniya [Philosophical Investigations]. In: Novoe v zarubezhnoy lingvistike [New in foreign linguistics]. Vol. 16. Moscow, 1985:79-128 (in Russian).
- Whorf B.L. Otnosheniye norm povedeniya i myshleniya k yazyku [The relation of habital thought and behavior to language]. In: Novoe v zarubezhnoy lingvistike [New in foreign linguistics]. Moscow, 1960:135-169 (in Russian).
- Rosсh E. Natural Categories. In: Cognitive Psychology. Vol. 4. New York, Academic Press, 1973.
- Nikitin M.V. Razvernutye tezisy o konceptakh [Extended theses on concepts]. Voprosy kognitivnoy lingvistiki – Issues of Cognitive Linguistics. 2004;(1):53-64 (in Russian).
- Sokolova E.E. Teoreticheskiye osnovi i realizatsiya primeneniya freymovogo podkhoda v obuchenii [General Conceptual Statements of Education with the Help of Frame Approach]. In: Gumanitarnaya oblast' znaniy: lingvistika, istoriya [Humanities: linguistics, history]. Ul’anovsk: State University Publ., 2008:200 p. (in Russian).
- Khaleeva I.M. Vtorichnaya yazykovaya lichnost’ kak retsipient inofonnogo teksta [Secondary linguistic personality as a recipient of a foreign-language text]. In: Yazyk – sistema. Yazyk – tekst. Yazyk – sposobnost’ [Language is a system, language is a text, language is an ability]. Moscow, 1995:277-285 (in Russian).
- Kulibina N.V. O tekste kak resurse obucheniya rechevomu obshcheniyu na prakticheskikh zanyatiyakh po RKI [Text as a resource for teaching speech communication in practical classes on Russian as a foreign language]. In: Russkiy yazyk i literatura: problemy obucheniya i prepodavaniya v shkole i vuze [Russian language and literature: problems of teaching at school and university]. Moscow, 2009:440 p. (in Russian).).
- Levushkina O.N. Slovo i tekst kak lingvokul`turnye edinicy na urokax russkogo yazyka [Word and text as linguocultural units in Russian language lessons]. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Filologicheskiye nauki – News of the Southern Federal University. Philological Sciences. 2022;26(4):170-175 (in Russian).
- Pakhnov T.M. Tekst kak osnova sozdaniya na urokakh russkogo yazyka razvivayushchey rechevoy sredy [Text as a basis for creating a developing speech environment in Russian language lessons]. Russkiy yazyk v shkole – Russian language in school. 2000;(4):51-57 (in Russian).
- Barkhudarova E.L., Gudkov D.B., Klobukova L.P., Krasilnikova L.V., Odintsova I.V., Pankov F.I. (eds) Aktual’nye problemy teorii i praktiki prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo v sovremennoy obrazovatel’noy paradigme: kollektivnaya monografiya [Actual problems of theory and practice of teaching Russian as a foreign language in the modern educational paradigm: a collective monograph]. Moscow, Maks-Press Publ., 2018:168 p. (in Russian).
- Ilyina N. Izgnaniye normannov. Ocherednaya zadacha russkoy istoricheskoy nauki [The expulsion of the Normans. The next task of Russian historical science]. Paris, 1955:186 p. (in Russian).
Дополнительные файлы



