Педагогические инструменты цифровой дидактики
- Авторы: Монахова Л.Ю.1, Шерайзина Р.М.2, Александрова М.В.2
-
Учреждения:
- Военная академия связи им. С. М. Буденного
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
- Выпуск: № 4 (2024)
- Страницы: 5-17
- Раздел: ПЕДАГОГИКА
- URL: https://bakhtiniada.ru/2782-2575/article/view/275057
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2024-4-5-17
- ID: 275057
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья представляет собой теоретический экспресс анализ двух дидактик: классической и цифровой. Классическая дидактика, как область педагогики, исследует основные принципы и методы обучения, с акцентом на передачу учителем готового содержания и формирование у обучающихся необходимых умений и компетенций. В противоположность этому, цифровая дидактика, как новое научное направление, исследует организацию образовательного процесса в эпоху цифровой трансформации общества. Ее ключевая цель – проектирование процесса обучения с использованием современных информационных технологий, с акцентом на активную, самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Выделяются основные принципы, педагогические инструменты и образовательные результаты, которые отличают классическую дидактику от цифровой. Приоритет отдается экспресс-описанию педагогического инструментария цифровой дидактики. Приводятся верифицированные примеры реализации идей цифровой дидактики в российской системе образования. Делается вывод о том, что цифровая дидактика представляет собой комплексный подход к организации образовательного процесса, который включает в себя индивидуализацию обучения, расширение образовательного контекста, геймификацию, онлайн-обучение, использование искусственного интеллекта и обновление цифровой образовательной среды.
Об авторах
Лира Юльевна Монахова
Военная академия связи им. С. М. Буденного
Автор, ответственный за переписку.
Email: lira.monahova@gmail.com
доктор педагогических наук, профессор, доцент Санкт-Петербург, Россия
Роза Моисеевна Шерайзина
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Email: roza.sherayzina@novsu.ru
доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой Великий Новгород, Россия
Марина Викторовна Александрова
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Email: m-alex05@rambler.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры начального, дошкольного образования и социального управления Великий Новгород, Россия
Список литературы
- Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2024 N 309 “O natsional’nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda” [The Decree of the President of the Russian Federation from 07.05.2024 N 309 “About national purposes of development of the Russian Federation for the period till 2030 and for a prospect till 2036”]. Pravovoy server Konsul'tantPlyus – Legal server ConsultantPlus (in Russian). URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/84648.html (date of circulation 5 August 2024).
- Skachkova N.V. Ispol'zovaniye tsifrovoy didaktiki v professional'nom obrazovanii [The use of digital didactics in professional education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2022;5(223):28-37 (in Russian). doi: 10.23951/1609-624X-2022-5-28-37
- Petrova E.V. Tsifrovaya didaktika: proyektirovaniye protsessa obucheniya i yego soprovozhdeniye [Digital didactics: designing the learning process and its support]. Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye – Modern pedagogical education. 2018;(4):141-144 (in Russian).
- Khudyakov E. Sovremennyye tendentsii razvitiya tsifrovogo obrazovaniya v vysshey shkole [Modern trends in the development of digital education in higher education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. 2022;76(4):346-348 (in Russian).
- Panasyuk V.P., Monakhova L.Y., Sherayzina R.M. Tsifrovaya zrelost' individa kak otsenka yego tsifrovoy kompetentnosti: vidy i urovni [Digital maturity of an individual as an assessment of his digital competence: types and levels]. Chelovek i obrazovanie – Man and Education. 2023;3:110-118 (in Russian).
- Tsifrovaya didaktika vyzyvayet mnogo sporov: eksperty ob innovatsiyakh v sfere obrazovaniya [Digital didactics causes a lot of disputes: experts on innovations in education] (in Russian). URL: https://urait.ru/news/2792 (accessed 5 August 2024).
- Kukhtina Ya.V., Filipskaya A.V. Adaptive training of university students in the system of electronic educational environment] Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye – Modern pedagogical education. 2022;2:134-137(in Russian).
- Sudeiskaya A. Adaptivnoye obucheniye: chto eto i zachem nuzhno [Adaptive learning: what and why it is needed] (in Russian). URL: https://skillbox.ru/media/education/adaptivnoe-obuchenie-chto-eto-i-zachem-nuzhno/ (accessed 5 August 2024).
- Adaptivnoye obucheniye v vuze: chto eto takoye, metody, etapy, platformy [Adaptive learning in higher education: what it is, methods, stages, platforms] (in Russian). URL: https://zaochnik.ru/blog/adaptivnoe-obuchenie-v-vuze-chto-eto-takoe-metody-etapyplatformy/ (accessed 5 August 2024).
- Dobritsa V.P., Goryushkin E.I. Primeneniye intellektual’noy adaptivnoy platform v obrazovanii [Application of intelligent adaptive platform in education]. Auditorium. 2019;1(21):86-92 (in Russian).
- Preimushchestva primeneniya trenazhorov-simulyatorov dlya podgotovki spetsialistov po opasnym professiyam Preimushchestva primeneniya trenazhorov-simulyatorov dlya podgotovki spetsialistov po opasnym professiyam [Advantages of using simulators for training specialists in hazardous professions Advantages of using simulators for training specialists in hazardous professions] (in Russian). URL: https://sike.ru/advantages-ofusing-simulators#kontakt. (accessed 5 August 2024).
- Trenazhery v virtual’noy real’nosti [Simulators in virtual reality] (in Russian). URL: https://likevr.ru/blog/trenazhery-v-virtualnoy-realnosti. (accessed 5 August 2024).
- Obuchayushchiye sistemy i trenazhery: osobennosti i preimushchestva [Training systems and simulators: features and advantages] (in Russian). URL: https://vovlekay.online/blog/training_systems. (accessed 5 August 2024)
- Dudyrev F.F., Maksimenkova O.V. Simulyatory i trenazhery v professional’nom obrazovanii: pedagogicheskiye i tekhnologicheskiye aspekty [Simulators and simulators in professional education: pedagogical and technological aspects]. Voprosy obrazovaniya – Education Issues. 2020;3:255-276 (in Russian).
- Goltsova T.A., Protsenko E.A. Geymifikatsiya kak effektivnaya tekhnologiya obucheniya inostrannym yazykam v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovatel’nogo protsessa [Gamification as an effective technology of teaching foreign languages in the conditions of digitalization of the educational process]. Otechestvennaya i zrubezhnaya pedagogika – Domestic and foreign pedagogy. 2020;3(68):65-77 (in Russian).
- Shirokolobova A. G. Geymifikatsiya v usloviyakh tsifrovoy transformatsii obrazovaniya [Gamification in the conditions of digital transformation of education]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskiye nauki – Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2022; 1(19):5-20 (in Russian).
- Alieva A.D.K., Alakbarova I.N. Etapy primeneniya sovremennykh informatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii [Stages of application of modern information technologies in education]. Endless light in science. 2024;2(7):127-133 (in Russian).
- Ashilova M.S., Begalinov A.S., Pushkarev Y.V., Pushkareva I.Yu, Begalinova K.K., Pushkareva E.A. Assessment Future Evolution of Massive Open Online Courses (MOOCs): SWOT Analysis (Global and Regional Measuring). Regionologiya – Regionology. 2024;1(32):144-162 (in Russian).
- Peterson D. Pros and cons of MOOCS (in Russian). URL: thoughtco.com/the-pros-and-cons-of-moocs-31030. (accessed 5 August 2024).
- Shirokolobova A.G. Iskusstvennyy intellekt kak instrument optimizatsii raboty prepodavatelya vysshey shkoly [Artificial intelligence as a tool for optimizing the work of a higher school teacher]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki – Pedagogy. Questions of theory and practice Pedagogy. Theory & Practice. 2024;2(9):138-145 (in Russian).
- Toktarova V.I., Rebko O.V. Integratsiya iskusstvennogo intellekta v rabotu pedagoga: instrumenty dlya pedagogicheskogo proyektirovaniya i razrabotki obrazovatel'nykh produktov [Integration of artificial intelligence in the work of a teacher: tools for pedagogical design and development of educational products]. Voprosy obrazovaniya – Education Issues. 2023:1371-1374 (in Russian).
- Provotorova L.I. Iskusstvennyy intellekt: poleznyy instrument ili zamena prepodavatelya [Artificial intelligence: a useful tool or a substitute for a teacher?]. Cifra. Pedagogika – Cifra. Pedagogy. 2024;2(4) (in Russian). URL: https://pedagogy.cifra.science/archive/2-4-2024-june/10.60797/PED.2024.4.1 (accessed 5 August 2024).
- Drobakhina A.N. Informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii: iskusstvennyy intellekt [Information technologies in education: artificial intelligence]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. 2021;1(70):125-128 (in Russian).
- Parshutin I.A., Deulin D.V. Primeneniye tekhnologiy iskusstvennogo intellekta studentami vuzov v uchebnoy deyatel’nosti [Application of artificial intelligence technologies by university students in educational activities]. Tsifrovaya gumanitaristika i tekhnologii v obrazovanii (DHTE 2023): sbornik statey IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Digital Humanitarianism and Technologies in Education (DHTE 2023): collection of articles of the IV International Scientific and Practical Conference. Moscow: FGBOU VO MGPPU. 2023:176-184 (in Russian).
- Antiplagiat: kazhdaya pyataya rabota rossiyskikh studentov imeyet sledy II [Antiplagiat: every fifth work of Russian students has traces of AI] (in Russian). URL: https://antiplagiat.ru/news/ai_in_papers2024/. (accessed 5 August 2024).
- Iskusstvennyy intellekt v uchebnom protsesse: primery Rossii i Kitaya [Artificial intelligence in the educational process: examples of Russia and China] (in Russian). URL: https://economics.hse.ru/ecjourn/news/931717426.html. (accessed 05.08.2024).
- Moskovskaya elektronnaya shkola [Moscow Electronic School] (in Russian). URL: https://www.mos.ru/city/projects/mesh/. (accessed 5 August 2024).
- Shugal N.B., Bondarenko N.V., Varlamova T.A., et al. Tsifrovaya sreda v obrazovatel’nykh organizatsiyakh razlichnykh urovney: analiticheskiy doklad [Digital environment in educational organizations of different levels: an analytical report]. Moscow: National Research University Higher School of Economics, 2023. 164 pp. URL: https://www.hse.ru/data/2022/11/23/1713057286/YD_de.pdf (accessed 5 August 2024).
- Burtseva S.С. Tsifrovaya didaktika i novyye podkhody k professional’noy podgotovke pedagogov [Digital didactics and new approaches to the professional training of teachers]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Filosofiya – Bulletin of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy. 2022;4(28):19-29 (in Russian).
- Semenova L.M. Dinamika tsifrovoy didaktiki v usloviyakh transformatsii vysshego obrazovaniya. Chast’ 2 [Dynamics of digital didactics in the conditions of transformation of higher education. part 2]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya – World of Science. Pedagogy and Psychology. 2020;4 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-tsifrovoy-didaktiki-v-usloviyahtransformatsii-vysshego-obrazovaniya-chast-2 (accessed 5 August 2024).
- Guseva A.H. Rezul’taty aktivizatsii tsifrovoy didaktiki professional’nogo obrazovaniya: tekhnologii i resheniya [Results of activation of digital didactics of professional education: technologies and solutions]. E-Scio. 2021;11(62):369-376 (in Russian).
- Gavrikov A.L., Monakhova L.Yu. Aktual'nyye napravleniya i prakticheskiye mekhanizmy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya [Actual directions and practical mechanisms of digital transformation of education]. Chelovek i obrazovanie – Man and Education. 2023;4:118-124 (in Russian).
Дополнительные файлы
