СТРУКТУРА ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕТАСИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проанализированы достоинства и недостатки существующих подходов к определению понятия языковой компетентности. Предложена классификация, упорядочивающая многообразие связанных с использованием языка компетенций. Излагается авторское представление о структурно-уровневой организации языковой компетентности как психолого-педагогического феномена с теоретико-методологических позиций метасистемного подхода как наиболее современной на сегодняшний день версии системного подхода. Выявлены пять уровней системы языковой компетентности: метасистемный, общесистемный, субсистемный, компонентный и элементный. Определено, что содержанием высшего, метасистемного уровня языковой компетентности является целостная языковая способность, состоящая из коммуникативной, лексико-семантической, грамматической и регулятивной подсистем. Наиболее важной для функционирования языковой компетентности является регулятивная система, представляющая собой деятельностный инвариант саморегуляционных процессов целеобразования, прогнозирования, принятия решения, планирования, программирования, контроля и самоконтроля. Встраивание метасистемного уровня в нижележащие уровни системы определяет специфику их содержания, которое представлено различными способами оперирования языковыми знаниями: языковой рефлексией, языковой интуицией, языковыми умениями и навыками. С целью верификации структурно-уровневой модели языковой компетентности проведено эмпирическое исследование на выборке из 94 учащихся второго класса общеобразовательной школы. В качестве методик выступили широко используемые в психолого-педагогической практике тесты речевого развития, а также авторская методика изучения особенностей осознания учеником устройства языка при работе с квазиязыковыми конструкциями. Использованы методы беседы, структурированного наблюдения и экспертного оценивания. Исследование подтвердило справедливость теоретических представлений авторов. Полученные теоретические и эмпирические результаты могут быть использованы для уточнения цели, задач и методов обучения языку и психолого-педагогического сопровождения этого процесса на всех этапах языкового образования.

Об авторах

Анатолий Викторович Карпов

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Автор, ответственный за переписку.
Email: karpov@uniyar.ac.ru
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент рао Ярославль, Россия

Дмитрий Николаевич Чернов

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова

Email: chernov_dima@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент Москва, Россия

Список литературы

  1. Mil'rud R.P. Kompetentnost’ v yazykovom obrazovanii [Competence in language education]. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki – Bulletin of Tambov State University. Humanities Series. 2003;2(30):100-106. (In Russian).
  2. Bozhovich E.D. Razvitie yazykovoy kompetentsii shkol’nikov: problemy i podkhody [Development of the linguistic competence of schoolchildren: problems and approaches]. Voprosy psykhologii – Questions of psychology. 1997;(1):33-44. (In Russian).
  3. Bozhovich E.D. Razvitie yazykovoy kompetentsii kak psikhologicheskoi sistemy (na materiale russkogo yazyka kak rodnogo). Dis. dokt. psikhol. nauk [Development of linguistic competence as a psychological system (on the material of Russian as a native language). Dis. doc. psychol. sciences]. Moscow, 2016:450 p. (In Russian).
  4. Khomskii N. Aspekty teorii sintaksisa [Aspects of the theory of syntax]. Moscow, Publishing House of State University, 1972:252 p. (In Russian).
  5. Neumaier O. The problem of criteria for linguistic competence. In: Neumaier O. (Ed. by) Mind, language and society. Vienna, WVGÖ, 1984:85-102.
  6. Hymes D. On communicative competence. In: Pride J.B., Holmes J. (Eds.) Sociolinguistics: Selected readings. Harmondsworth, Penguin, 1972:269-293.
  7. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing. Applied Linguistics. 1980;1(1):1–47.
  8. Bachman L.F., Palmer A.S. The Construct validation of some components of communicative proficiency. TESOL Quarterly. 1982;16(4):449-465.
  9. Savignon S.J. Communicative competence: Theory and classroom practice. Reading, MA: Addison-Wesley, 1983:340 p.
  10. Zimnyaya I.A. Kompetentsiya i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii [Competence and competence in the context of the competence-based approach in education]. Inostrannye yazyki v shkole – Foreign languages at school. 2012(6):2-11. (In Russian).
  11. Smirnova E.A. Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnosti studentov v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya. Dis. dokt. ped. nauk [Formation of students’ communicative competence in continuous education. Dis. Dr. teacher. sciences]. Moscow, 2007:341 p. (In Russian).
  12. Karpov A.V. Metasistemnaya organizatsiya individual'nykh kachestv lichnosti [Metasystem organization of individual personality traits]. Yaroslavl’, Publishing House of YarSU, 2018:744 p. (In Russian).
  13. Professionalizm sovremennogo pedagoga: metodika otsenki urovnya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov [Professionalism of a modern teacher: a methodology for assessing the level of qualification of pedagogical workers]. Moscow, Logos Publ., 2011:168 p. (In Russian).
  14. Ananiev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a subject of knowledge]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001:288 p. (In Russian).
  15. Barabanshchikov V.A. Sistemnost’. Vospriyatiye. Obscheniye [Consistency. Perception. Communication]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2004:480 p. (In Russian).
  16. Lomov B.F. Metodologicheskiye i teoreticheskiye problem psykhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1999:350 p.
  17. Shadrikov V.D. Psikhologiya deyatel’nosti cheloveka [Psychology of human activity]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2013:419 p. (In Russian).
  18. Karpov A.V. Psykhologiya refleksivnykh mekhanizmov deyatel’nosti [Psychology of reflexive mechanisms of activity]. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 2004:450 p. (In Russian).
  19. Razina T.V. Structurno-funktsional’naya organizatsiya i genesis motivatsii nauchnoy deyatel’nosti. Dis. dokt. psikhol. nauk [Structural and functional organization and the genesis of the motivation of scientific activity: author. dis. doc. psychol. Sciences]. Yaroslavl, 2016:49 p. (In Russian).
  20. Levchenko V.V. Social’naya psikhologiya sostyazatel’nosti: metasistemnyy podkhod. Avtoref. dis. dokt. psikhol. nauk [Social psychology of competitiveness: Metasystematic approach. Author. dis. doc. psychol. Sciences. Perm, 2017:40 p. (In Russian).
  21. Karpov A.V., Chernov D.N. Strukturnaya organizatsiya yazykovoy kompetentnosti [Structural organization of linguistic competence]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik – Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2022;(6):132-139. (In Russian).
  22. Karpov A.V., Shadrikov V.D. Integral'naya kontseptsiya sistemogeneza deyatel'nosti [Integral concept of activity system genesis[.Moscow, Izd. dom RAO, 2017:352 p. (in Russian).
  23. Kabardov M. K., Artsishevskaya E. V. Tipy yazykovykh i kognitivnykh sposobnostyey i kompetentsii [Types of language and cognitive abilities and competence]. Voprosy psykhologii – Questions of Psychology. 1996;(1):34-49. (In Russian).
  24. Kabardov M. K. Yazykovye sposobnosti: Psikhologiya, psikhofiziologiya, pedagogika [Language abilities: Psychology, psychophysiology, pedagogy]. Moscow, Smysl Publ., 2013. 399 p. (in Russian).
  25. Ushakova T. N. Dvoistvennost' prirody recheyazykovoi sposobnosti [The duality of the nature of speech-language ability]. Psikhologicheskii zhurnal – Psychological Journal. 2004;25(2):5-12. (In Russian).
  26. Ushakova T. N. Psikholingvistika: Uchebnik dlya vuzov [Psycholinguistics: Textbook for universities]. Moscow, PER SE Publ., 2006:416 p. (in Russian).
  27. Mikhailova N.B. Adaptirovannuy variant Geydel’bergskogo testa rechevogo razvitiya detyey [Adapted version of the Heidelberg test of speech development of children]. Psikhologicheskii zhurnal – Psychological Journal. 1990;11(6):105-112. (In Russian).
  28. Fodor J.A., Katz J.J. The Structure of Language, Readings in the Philosophy of Language. Englewood Cliffs, New Jersey, Prentice-Hall, Inc., 1964:612 p.
  29. Jackendoff R.S. Semantic Interpretation in Generative Grammar. Cambridge, Mass., The MIT Press Classics, 1972:400 p.
  30. Pustejovsky J. The Generative Lexicon. Cambridge, Massachusetts, London, The MIT Press, 1995:312 p.
  31. Konopka A.E., Bock K. Lexical or syntactic control of sentence formulation? Structural generalizations from idiom production. Cognitive Psychology. 2009;58(1):68-101.
  32. Mahowald K. Fedorenko E., Piantadosi S.T., Gibson E. Info/information theory: Speakers choose shorter words in predictive contexts. Cognition. 2013;126(2):313-318.
  33. Rezaii N., Mahowald K., Ryskin R., Dickerson B., Gibson E. A syntax-lexicon trade-off in language production. Proc Natl. Acad. Sci. U S A. 2022;119(25):e2120203119.
  34. Yacobson R.O. Yazyk i bessoznatel’noye [Language and the unconscious]. Moscow, Gnosis Publ., 1996:248 p.
  35. Gokhlerner M.M., Eiger G.V. Psikhologicheskii mekhanizm chuvstva yazyka [Psychological mechanism of language feeling]. Voprosy psikhologi. – Questions of psychology. 1983;(4):137-142. (In Russian).
  36. Shcherba L.V. O troyakom aspekte yazykovykh yavleniy i ob eksperimente v yazykoznanii [On the triple aspect of linguistic phenomena and on the experiment in linguistics]. In: Yazykovaya sistema i rechevayadyeyatel’nost’ [Language system and speech activity]. Moscow, Komkniga Publ., 2007:24-39. (In Russian).
  37. Berko J. The child’s learning of English morphology. Word. 1958;14:150-177.
  38. Chernov D.N. Vliyanie stilya detsko-roditel’skikh otnosheniy na obuchenie mladshikh shkol’nikov [Influence of the style of parent-child relations on the education of younger schoolchildren]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya – Cultural-Historical Psychology. 2009;(1):74-84.
  39. Chernov D.N. Sravnitel’nyy analiz rezul’tativnosti individual’noy i grupovoy form yazykovogo obucheniya v zone blizhayshego razvitiya v srednem shkol’nom vozraste [Comparative analysis of the effectiveness of individual and group forms of language learning in the zone of proximal development in middle school age]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya – Cultural-Historical Psychology. 2022;18(4):70-79.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».