ЗНАЧЕНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СТРАТЕГИЯХ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
- Авторы: Куликов С.Б.1
-
Учреждения:
- Томский государственный педагогический университет
- Выпуск: № 3 (2023)
- Страницы: 38-51
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2782-2575/article/view/270226
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2023-3-38-51
- ID: 270226
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В этой статье автор предлагает интерпретацию ключевых суждений, выдвинутых современными учеными о чтении и письме с точки зрения мультимодальных способов преподавания. Мультимодальность в целом соответствует отображению в тексте более одного способа выражения смысла сообщений. В частности, запись слов в виде графем может сочетаться с визуальными образами в качестве вариантов передачи значения понятий. Автор выделяет две противоречивые тенденции в развитии вопросов относительно мультимодальности в науке и образовании. С одной стороны, мультимодальность раскрывает разнообразие способов своего представления и проникновения в различные области знаний и навыков. С другой стороны, в арсенале современных исследователей отсутствуют методологические средства, обеспечивающие однозначное прочтение и описание самого этого явления. Следовательно, затрудняется его освоение и применение в образовательной практике. Автор данной статьи раскрывает природу мультимодального подхода к обучению чтению и письму в сугубо теоретических аспектах. В этом отношении реализация возможностей педагогической рефлексии помогает найти ответ на вопрос, исчерпали ли традиционные характеристики мономодального образования свои возможности в современных условиях. Сравнительный анализ выступает основным методом исследования, которое состоит из двух разделов. Первый раздел исследования посвящен вопросу о трансформациях чтения в эпоху цифровых технологий. Рассмотрение автором трансформаций чтения помогает выдвинуть вопрос о семиотических источниках и формах познания. Обсуждение этого вопроса обеспечивает аутентичность написания текстов в школах и университетах, а также применение данных методик в ходе составлении первых научных текстов. Второй раздел исследования посвящен вопросу об ограничениях мультимодальных способов обучения письму в современном образовании. Проведенные изыскания помогают выявить критические моменты мультимодального варианта составления текстов как сообщений в цифровой среде. В данном случае исследование показывает, что возможности традиционных видов образования все еще не исчерпаны. Эти виды образования обеспечивают развитие навыков, связанных с фундаментальными знаниями, что помогает экономить время учащихся при выполнении письменных заданий. В целом, автор приходит к выводу о сохраняющейся актуальности возможностей традиционных видов образования в эпоху цифровых технологий. Более того, варианты традиционного образования востребованы на последних этапах обучения. Поэтому необходимо сочетать инновационные и традиционные подходы к обучению, поскольку только эта процедура помогает и повысить эффективность начальных этапов обучения, и снизить нагрузку студентов на завершающих этапах обучения, в особенности при подготовке выпускных квалифицированных работ.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Борисович Куликов
Томский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Kulikovcb@tspu.edu.ru
доктор философских наук, доцент Томск, Россия
Список литературы
- Guilford W.H. Teaching Peer Review and the Process of Scientific Writing. Advanced Physiology Education. 2001;25(3):167–175. DOI: https://doi.org/10.1152/advances.2001.25.3.167
- Blake R. Technology and the Four Skills. Language Learning & Technology. 2016;20: 129-142.
- Chun D., Smith B., & Kern R. Technology in language use, language teaching, and language learning. The Modern Language Journal. 2016;100(Suppl. 2016):64-80. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/modl.12302
- Jiang L. Digital Multimodal Composing and Investment Change in Learners’ Writing in English as a Foreign Language. Journal of Second Language Writing. 2018;40 (June 2018):60-72. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jslw.2018.03.002
- Pantaleo S. The Semantic and Syntactic Qualities of Paneling in Students’ Graphic Narratives. Visual communication. 2019;18(1):55-81. DOI: https://doi.org/10.1177/1470357217740393
- Cohn N. Visual Narrative Comprehension: Universal or Not? Psychonomic Bulletin and Review. 2020;27(2):266-285. DOI: https://doi.org/10.3758/s13423-019-01670-1
- Grogan K.E. Writing Science: What Makes Scientific Writing Hard and How to Make It Easier. The Bulletin of the Ecological Society of America. 2021;102(1):e01800. DOI: https://doi.org/10.1002/bes2.1800
- Applebee D., Bennett-Day B., Ferrari J., Pritchard P., Boettger-Tong H. Multimodal Training Improves Spatial Reasoning Skills in Female College Students. Journal of Science Education and Technology. 2021;30(1):539-549. DOI: https://doi.org/10.1007/s10956-020-09898-6
- Salimpour S., Fitzgerald M.T., Tytler R., Eriksson U. Educational Design Framework for a Web-Based Interface to Visualise Authentic Cosmological “Big Data” in High School. Journal of Science Education and Technology. 2021;30(5):732-750. DOI: https://doi.org/10.1007/s10956-021-09915-2
- Wu H.-K., Lee S. W.-Y., Chang H.-Y., Liang J.-C. Current Status, Opportunities and Challenges of Augmented reality in education. Computers & education. 2013;62 (March 2013):41-49. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.10.024
- Petrová Z., Nemec R. Changing Reading Paths in a Digital Age: What are the Consequences for Meaning-Making? Journal of Pedagogy. 2019;10(2):65-85. DOI: https://doi.org/10.2478/jped-2019-0007
- Serafini F. Reading the Visual: An Introduction to Teaching Multimodal Literacy. New York, NY, Teachers College Press, 2014, 189 pp.
- Turbek S.P., Chock T.M., Donahue K., Havrilla C.A., Oliverio A.M., Polutchko S.K., Shoemaker L.G., Vimercati L. Scientific Writing Made Easy: A Step-by-Step Guide to Undergraduate Writing in the Biological Sciences. The Bulletin of the Ecological Society of America. 2016;97(4):417-426. DOI: https://doi.org/10.1002/bes2.1258
- Belcher D.D. On Becoming Facilitators of Multimodal Composing and Digital Design. Journal of Second Language Writing. 2017;38(December 2017):80-85. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jslw.2017.10.004
- Pullman G. Writing online: Rhetoric for the digital age. Indianapolis, Hackett, 2017: 224 p.
- Kim Y., Belcher D. Multimodal Composing and Traditional Essays: Linguistic Performance and Learner Perceptions. RELC Journal. 2020;51(1):86-100. DOI: https://doi.org/10.1177/0033688220906943
- Hafner C. A., Ho W. Y. J. Assessing digital multimodal composing in second language writing: Towards a process-based model, Journal of Second Language Writing, 2020, vol. 47, p. 100710, DOI: https://doi.org/10.1016/j.jslw.2020.100710
- Shipka J. Toward a Composition Made Whole. Pittsburgh, PA, University of Pittsburgh Press, 2011:179 p.
- Shin D., Cimasko T., Yi Y. Development of Metalanguage for Multimodal Composing: A Case Study of an L2 Writer’s Design of Multimedia Texts. Journal of Second Language Writing. 2020;47:100714. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jslw.2020.100714
- Mills K.A., Stone B.G., Unsworth L., Friend L. Multimodal Language of Attitude in Digital Composition. Written communication. 2020;37(2):135-166. DOI: https://doi.org/10.1177/0741088319897978
- Stornaiuolo A., Hull G., Hall M. Cosmopolitan Practices, Networks, and Flows of Literacies. In: K. Mills, A. Stornaiuolo, J. Pandya, & A. Smith (eds.), Handbook of Writing, Literacies, and Education in Digital Cultures. Abingdon, Taylor & Francis, 2017:xxiv−1
- Van Leeuwen, T. Aesthetics and Text in the Digital Age. In: K. Mills, A. Stornaiuolo, J. Pandya, & A. Smith (Eds.) Handbook of Writing, Literacies, and Education in Digital Cultures. Abingdon, Taylor & Francis, 2017:329-348.
- Hesse C. Books in Time. In: G. Numberg (Ed.). The Future of the Book. Berkley, Los Angeles, University of California Press, 1996:21-33.
- Jacobs D. Graphic Encounters: Comics and the Sponsorship of Multimodal Literacy. London, Bloomsbury, 2013:240 p.
- Martin J.R., White P.R.R. The Language of Evaluation: Appraisal in English. London: Palgrave Macmillan, 2005;XII:278 p. DOI: https://doi.org/10.1057/9780230511910
- Neupane Bastola M., Hu G. “Commenting on Your Work is a Waste of Time Only!”: An Appraisal-Based Study of Evaluative Language in Supervisory Feedback. Studies in Educational Evaluation. 2021;68:100962. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2020.100962
- Kress G. Multimodality: A social semiotic approach to contemporary communication. London, UK, Routledge, 2010, 212 pp.
- Berkenkotter C. Genre change in the digital age: Questions about dynamism, affordances, evolution. In: C. Berkenkotter, V. K. Bhatia, & M. Gotti (Eds.) Insights into academic genres. Pieterlen and Bern, Peter Lang, 2012:31-45.
- Unsworth L. Towards a Metalanguage for Multiliteracies Education: Describing the Meaning-Making Resources of Language-Image Interactions. English Teaching: Practice & Critique. 2006;5(1):55-76.
- Hafner C. Remix Culture and English Language Teaching: the Expression of Learner Voice in Digital Multimodal Compositions. TESOL Quarterly. 2015;49:486-509. DOI: https://doi.org/10.1002/tesq.238
- Almusharraf N.M., Engemann J.F. Postsecondary Instructors’ Perspectives on Teaching English as a Foreign Language by Means of a Multimodal Digital Literacy Approach. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020;15(18):86-107. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v15i18.15451
- Liang W.J., Lim F.V. A Pedagogical Framework for Digital Multimodal Composing in the English Language Classroom. Innovation in Language Learning and Teaching. 2021;15(4):306-320. DOI: https://doi.org/10.1080/17501229.2020.1800709
- Serafini F., Moses L., Kachorsky D., Rylak D. Incorporating Multimodal Literacies Into Classroom‐Based Reading Assessment. The Reading Teacher. 2020;74(3):285-296. DOI: 10.1002/trtr.1948' target='_blank'>https://doi.org/doi: 10.1002/trtr.1948
Дополнительные файлы
