ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
- Авторы: Костюкова Т.А.1, Шапошникова Т.Д.2, Казанцев Д.А.3
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Томский государственный университет
- Институт стратегии развития образования
- Волгоградская государственная академия последипломного образования
- Выпуск: № 3 (2023)
- Страницы: 5-24
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2782-2575/article/view/270224
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2023-3-5-24
- ID: 270224
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Раскрыты цели и задачи подготовки учителей к реализации инновационной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в условиях введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов, основных образовательных программ и федерального списка учебников.Авторы акцентируют внимание на проблемах, которые стоят в центре внимания системы переподготовки учителей, призванной дать ориентиры в современных инновационных методиках и техниках, используемых в ходе преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Обращается внимание на необходимость выделения ценностных основ курса, управления подготовкой педагогов на региональном и местном уровнях, критического анализа имеющегося опыта применения эффективных способов решения острых вопросов содержания предметной области и методики его преподавания. Ключевой является проблема неготовности педагогов к реализации данного курса, недостаточное научное осмысление ими традиционных российских духовных ценностей, лежащих в ядре культуры каждого народа, для осознания и усвоения которых важно теологическое знание, которое не изучается будущими учителями во время их профессиональной подготовки в педагогических вузах. Возможности исправить ситуацию видятся авторам в системе повышения квалификации за счет введения модуля теологического знания. При этом под теологическим знанием понимается результат процесса познания и личностного осмысления религиозной традиции и его аутентичное отражение в сознании педагога на культурологической основе в виде понятий и ценностно-смысловых жизненных ориентиров.
Об авторах
Татьяна Анатольевна Костюкова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kostykova@inbox.ru
доктор педагогических наук, профессор Томск, Россия
Татьяна Дмитриевна Шапошникова
Институт стратегии развития образования
Email: tatianashap@inbox.ru
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Москва, Россия
Дмитрий Анатольевич Казанцев
Волгоградская государственная академия последипломного образования
Email: kafizma@mail.ru
старший преподаватель Волгоград, Россия
Список литературы
- Shaposhnikova T.D., Kostyukova T.A., Dolgaya O.I., Marchukova S. The multicultural education of information age: development trends and approaches to research. La educación multicultural de la era de la información: tendencias de desarrollo y enfoques de la investigación Recibido. 2017. URL: http://www.revistaespacios.com (accessed 22 July 2021).
- Kostyukova T.A. Traditsionnye dukhovnye tsennosti i sovremennaya obrazovatel’naya praktika [Traditional spiritual values and modern educational practices]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2011;13(115):141-144 (in Russian).
- Zakharchenko M.V. Podgotovka pedagogov k osvoyeniyu nachal pravoslavnoy kul’tury v professional’noy deyatelnosti [Preparing teachers to master the basics of Orthodox culture in professional activities]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. IV. Pedagogy. Psychology – Vestn. Orthodox Saint Tikhon Humanite. University. Ser. IV. Pedagogy. Psychology. 2007;(2):23-46 (in Russian).
- Rozina O.V. Traditsionnye formy povysheniya kvalifikatsii v sisteme nepreryvnogo dukhovno-nravstvennogo stanovleniya lichnosti uchitelya [Traditional forms of professional development in the system of continuous spiritual and moral formation of the personality of the teacher]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. IV. Pedagogy. Psychology – Vestn. Orthodox Saint Tikhon Humanite. University. Ser. IV. Pedagogy. Psychology. 2012;(1 (24)):7-15 (in Russian).
- Vasileva E.Yu. Samootsenka kachestva deyatelnosti prepodavateley vuza v sisteme povysheniya kvalifikatsii. Chelovek i obrazovaniye [Self-evaluation of the quality of university teachers in the system of professional development]. Chelovek i obrazovaniye – Man and Education. 2006;(4-5):41-45 (in Russian).
- Samogayev D.E. Informatsionno-soderzhatel’naya osnova podgotovki uchitelya k prepodavaniyu dukhovnonravstvennoy kul’tury. Dis. kand. ped. nauk [Informational and Content-Based Teacher Preparation for Teaching Spiritual and Moral Culture. Dis. cand. ped. sci.]. Moscow, 2010:228 p. (in Russian).
- Belyayeva V.A. Teoriya i praktika dukhovno-nravstvennogo stanovleniya i razvitiya lichnosti uchitelya v svetskoy i pravoslavnoy pedagogicheskoy kul’ture. Dis. dokt. ped. nauk [Theory and Practice of Spiritual and Moral Formation and Development of Teacher Personality in Secular and Orthodox Pedagogical Culture. Dis. doct. ped. sci.]. Moscow, 1999:339 p. (in Russian).
- Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 g. [Strategies for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025] (in Russian). URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed 20 July 2021).
- Kontseptsiya dukhovno nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and upbringing of a citizen of Russia] (in Russian). URL: https://mosmetod.ru/files/method/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf (accessed 17 July 2021).
- Metlik I.V. Vvedeniye izucheniya osnov religioznykh kul’tur i etiki: voprosy i otvety [Introduction to the study of the foundations of religious cultures and ethics: questions and answers. I.V. Metlik, T.I. Petrakova, T.V. Sklyarova answer the questions of the editorial board]. Prepodavaniye istorii i obshchestvoznaniya – Teaching history and social science. 2010;(5):43-47. (in Russian).
- Sayt Mezhdunarodnogo pedagogicheskogo portala mezhdunarodnyy pedagogicheskiy portal [Site of the International Pedagogical Portal International Pedagogical Portal] (in Russian). URL: https://solncesvet.ru/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=1294 7325109&utm_content=518834838707&u (accessed 12 July 2021).
- Sayt Instituta rossiyskoy akademii obrazovaniya “Smol'nyy” [Site of the Institute of Russian Academy of Education] (in Russian). URL: http://www.smun.spb.ru/ (accessed 12 July 2021).
- Sayt Vseregional’nyy nauchnyy obrazovatel’nyy tsentr “Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii” [Site All-regional scientific and educational center “Modern educational technologies] (in Russian). URL: https://irecommend.ru/content/vseregionalnyi-nauchno-obrazovatelnyi-tsentr-sovremennye-obrazovatelnye-technologii-rossiy (accessed 18 July 2021).
- Sayt ANO DPO “Institut sovremennogo obrazovaniya” [Site of ANO DPO “Institute of Modern Education”] (in Russian). URL: https://ped.isoedu.ru/svedeniya/ (accessed 12 July 2021).
- Sayt Akademiya professional’nogo obrazovaniya kadrov [Site of Academy of Professio- nal Education] (in Russian). URL: https://apokdpo.ru/tyumen/professionalnaya-perepodgotovka/ (accessed 9 July 2021).
- Sayt Uchebnyy tsentr povysheniya kvalifikatsii i professional’noy perepodgotovki [Site Training center of improvement of professional skill and professional retraining] (in Russian). URL: https://uchebnyjcentr.ru/ (accessed 22 July 2021).
- Sayt Ural'skiy institut povysheniya kvalifikatsii i professionalnoy perepodgotovki [Site of the Ural Institute for Advanced Training and Professional Retraining] (in Russian). URL: https://urgaps.ru/page/about (accessed 2 August 2021).
- Kostyukova T.A. Pravoslavnaya pedagogika v sovremennoy dukhovnoy i kul’turno-istoricheskoy situatsii [Orthodox pedagogy in modern spiritual and cultural-historical situation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2010;10(100):25-30 (in Russian).
- Kryaklina T.F., Kostyukova T.A., Petrova G.I. Dialog kul’tur: tolerantnost’ v natsional’nykh i konfessional’nykh otnosheniyakh (opyt organizatsii sovmestnoy zhizni narodov Sibiri) [Dialog of cultures: tolerance in national and confessional relations (the experience of organizing joint life of peoples of Siberia)]. Ed. G.I. Petrova. Tomsk, 2002:142 p. (in Russian).
- Kostyukova T.A., igumen Khristofor (Kazantsev). Pedagogicheskaya refleksiya kul’turnykh smyslov teologicheskogo znaniya v sisteme poslediplomnogo obrazovaniya [Pedagogical reflection of cultural meanings of theological knowledge in the system of postgraduate education]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye – Pedagogical Review. 2018;4(22):143-150 (in Russian).
- Petrova G.I. (ed.) Dialog kul'tur: tolerantnost’ v natsional’nykh i konfessional’nykh otnosheniyakh (opyt organizatsii sovremennoy zhizni narodov Sibiri) [Dialogue of cultures: tolerance in national and confessional relations (experience in organizing the modern life of the peoples of Siberia)]. Tomsk, Centr kserokopirovaniya i rizografii “CHP Knysheva L.N.”, 2002:142 p. (in Russian).
- Morozova A.L., Kostyukova T.A., Morozova D.M. Obuchenie yazyku spetsial’- nosti studentsov-yuristov v vuzah Rossii i za rubezhom [Teaching ESP for law stu- dents at universities in Russia and abroad]. Yazyk i kul’tura. 2021;(55):272-288. (in Russian).
- Morozova A.L., Kostyukova T.A. Sozdanie kul’turologicheskoy sredy v realizatsii yazykovogo obrazovaniya v neyazykovyh vuzah [Cultural Environment Establishment in Language Education in Non-Linguistic Universities]. Yazyk i kul'tura. 2021;(53):238-254.
- Shaposhnikova T.D., Savchenko K.V. Osnovy duhovno-nravstvennoj kul'tury narodov Rossii. 4 class (4–5 class). Rabochaya programma [Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia. Grade 4 (grades 4–5). Working programm]. Moscow, Drofa Publ., 2012:124 p. (in Russian).
- Savchenko K.V. Shaposhnikova T.D. Metodicheskoe posobie dlya uchiteley po predmetu “Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoy etiki” “Osnovy pravoslavnoy kul’tury” [Methodological guide for teachers on the subject “Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics” “Fundamentals of Orthodox Culture”]. Ed. T.D. Shaposhnikova. Moscow, Drofa Publ., 2013:124 p. (in Russian).
- Kozyrev F.N. Religioznoye obrazovanie v svetskoy shkole. Teoriya i mezhdunarodnyy opyt v otechestvennoy perspektive [Religious education in a secular school. Theory and international experience in the domestic perspective]. St. Petersburg, 2005:267 p. (in Russian).
- Kharisova L.A. Pedagogicheskiy potentsial islama [Pedagogical potential of Islam]. Moscow, Russkoe slovo Publ., 2008:352 p. (in Russian).
- Shaposhnikova T.D., Zianshina R.I. Gumanisticheskie idei islama: vzaimodeystvie svetskogo i religioznogo komponentov na primere realizatsii kursa “Osnovy islamskoy kul’tury” v shkole [Humanistic Ideas of Islam: Interaction of Secular and Religious Components on the Example of Implementing the Course „Foundations of Islamic Culture” at School]. Nauka i shkola – Science and School. 2019;(5):106-115 (in Russian).
Дополнительные файлы
