ОПИСАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ УКАЗАНИЯ НА ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ В ЦЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ СОЗДАНИЮ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются грамматические средства, которые используются говорящим для обозначения источника информации при организации высказывания, цель которого − передача сведений, полученных в коммуникативных актах, предшествующих конкретному акту коммуникации. Показано, что эти грамматические средства, принадлежащие разным отделам системы языка, не охарактеризованы в полной мере в научно-методической литературе и, прежде всего, в нормативных документах, регламентирующих обучение иностранцев русскому языку. Между тем для иностранцев использование грамматических инструментов указания на источник информации в продуктивной речи, например, при написании обзора литературы в магистерской диссертации, представляет значительную трудность. Восполнить существующий пробел в прикладном описании системы языка (ее фрагмента) можно, опираясь на результаты ее исследования в теоретической лингвистике. Для определения места грамматических средств указания на источник информации в системе языка авторы обращаются к концепции коммуникативной грамматики Г.А. Золотовой, к предложенным в рамках этой концепции понятиям «авторизация», «средства авторизации». Вслед за Г.А. Золотовой грамматические средства авторизации классифицируются в зависимости от характера взаимодействия модели из текста-источника и выбранной модели передачи информации в создаваемом вторичном тексте. При рассмотрении системы средств авторизации в русском языке с позиций теоретической лингвистики формулируются и научно обосновываются задачи их изучения и описания в лингво-дидактическом аспекте, в целях обучения языку.

Об авторах

Ольга Сергеевна Завьялова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: zavialova-os@rudn.ru
кандидат филологических наук, доцент Москва, Россия

Мария Христу

Российский университет дружбы народов

Email: maria_palodia@hotmail.com
аспирант Москва, Россия

Список литературы

  1. Hyland Ken, Fang Kevin Jiang. Text-organizing metadiscourse: Tracking changes in rhetorical persuasion. Journal of Historical Pragmatics, vol. 21, no. 1, pp. 138–165. URL: https://ueaeprints.uea.ac.uk/id/eprint/69402/1/Accepted_manuscript.pdf (accessed 15 January 2021).
  2. Hyland Кen. Metadiscourse: What is it and where is it going? Journal of pragmatics. May 2017;113:16-29. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2017.03.007
  3. Charles M. Phraseological patterns in reporting clauses used in citation: A corpusbased study of theses in two disciplines. English for Specific Purposes. 2006;25(3):310-331.
  4. Swales J.M., Feak C.B. Academic Writing for Graduate Students: Essential tasks and skills, Second Edition. Ann Arbor: University of Michigan Press. 2004.
  5. Andryushina N.P. et al. Trebovaniya po russkomu yazyku kak inostrannomu. Pervyy uroven’. Obshcheye vladeniye. Vtoroy variant [Requirements for Russian as a foreign language. The first level. Common proficiency. Second version]. 2nd ed. Moscow-St. Petersburg, Zlatoust Publ., 2009. 32 p. (in Russian). URL: https://gct.msu.ru/docs/B1_trebovaniyat.pdf (accessed 15 January 2021).
  6. Andryushina N.P. et al. Gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. Professional’nye moduli. Pervyy uroven’. Vtoroy uroven’ [State educational standard for Russian as a foreign language. Professional modules. The first level. The second leve]. Moscow, St. Petersburg, Zlatoust Publ., 2000. 56 p. (in Russian).
  7. Zolotova G.A. Ocherk funktsional’nogo sintaksisa russkogo yazyka [Essay on the functional syntax of the Russian language]. 2nd ed. Moscow, KomKniga Publ., 2005. 352 p. (in Russian).
  8. Grekova O.K., Akbaba Tyulay. Protsess peredachi informatsii: yazykovyye sredstva oboznacheniya v kurse russkogo yazyka kak inostrannogo [Information transmission process: language means of designation in the course of Russian as a foreign language]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2019;8(205):128-134. doi: 10.23951/1609-624X-2019-8-128-135 (in Russian).
  9. Khavronina S.A., Balykhina T.M. Innovatsionnyy uchebno-metodicheskiy kompleks “Russkiy yazyk kak inostrannyy”: Uchebnoye posobiye [Innovative educational and methodological complex “Teaching RFL: textbook”]. Moscow, RUDN, 2008:344 p. (in Russian).
  10. Zolotova G.A. Sintaksicheskiy slovar’. Repertuar elementarnykh edinits russkogo sintaksisa [Syntactic dictionary. Repertoire of elementary syntactic units in the Russian language]. 2nd ed. Moscow, Editorial URSS Publ., 2001. 440 p. (in Russian).
  11. Vsevolodova M.V. Ob odnom klasse imennykh sintaksem (u + rod.p.) [On the group of noun syntaxemes (у + Genitive)]. In: Kommunikativno-smyslovye parametry grammatiki i teksta [Communicative and semantic parameters of grammar and text]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2002:101-108 (in Russian).
  12. Zolotova G.A., Onipenko N.K., Sidorova M.Yu. Kommunikativnaya grammatika russkogo yazyka [Communicative grammar of the Russian language]. Moscow, Moscow University Publ., 2004:544 p. (in Russian).
  13. Paducheva E.V. Predikatnye imena v leksikograficheskom aspekte [Predicate names in lexicographic aspect]. In: Stat’i raznykh let [Articles from different years]. Moscow, Yazyki slavyanskikh kul’tur Publ., 2009:317-338 (in Russian).
  14. Rozhkova G.I. K lingvisticheskim osnovam metodiki prepodavaniya russkogo yazyka inostrantsam [Linguistic foundations for teaching the RFL]. Moscow, Moscow University Publ., 1983:125 p. (in Russian).
  15. Zakhrai S.Kh., Sidorova M.Yu. Avtorizatsiya kak problema vybora padezha: sistemnost’ russkogo sintaksisa i problemy obucheniya RKI [Authorization as the Problem of the Choice of Case: System of Russian Syntax and the Problems of Teaching RFL]. Izvestiya Yuzhnogo federal’nogo universiteta. Filologicheskiye nauki – Proceedings of Southern Federal University. Philology. 2020;(1):198–207 (in Russian). doi: 10.18522/1995-0640-2020-1-198-206
  16. Shin J., Velázquez A.J., Swatek A., Staples Sh. Examining the Effectiveness of Corpus-Informed Instruction of Reporting Verbs in L2 First-Year College Writing. L2 Journal. 2018;10(3). doi: 10.5070/L210337022
  17. Kwon M.H., Staples S., Partridge R.S. Source work in the first-year L2 writing classroom: Undergraduate L2 writers’ use of reporting verbs. Journal of English for Academic Purposes. July 2018;34:86-96. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2018.04.001
  18. Jarkovská M., Kučírková L. Citation practices in EFL academic writing: The use of reporting verbs in Master’s thesis literature reviews. Indonesian Journal of Applied Linguistics. 2020;10(2). DOI: https://doi.org/10.17509/ijal.v10i2.29033
  19. Wierzbicka A. Metatekst v tekste [Metatext in the Discourse]. Novoye v zarubezhnoy lingvistike [New in foreign linguistics]. Issue VIII. Nikolaeva T.M. (ed.). Moscow, Progress Publ., 1978:402-421 (in Russian).
  20. Vsevolodova M.V. Teoriya funktsional’no-kommunikativnogo sintaksisa: fragment fundamental’noy prikladnoy (pedagogicheskoy) modeli yazyka [A theory of functional and communicative syntax: a fragment of the fundamental applied (pedagogical) language model]. Мoscow, URSS Publ., 2016:649 p. (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».