ИНТЕГРАТИВНЫЙ И АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ ЯЗЫКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
- Авторы: Грекова О.К.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: № 1 (2023)
- Страницы: 61-81
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2782-2575/article/view/270211
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2023-1-61-81
- ID: 270211
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Статья посвящена современным методам обучения лексике языка специальности «Филология: Лингвистика: Литературоведение» и выдвигает на обсуждение два опробованных на практике метода – интегративный и ассоциативный. Интегративный метод связан с многоканальным предъявлением учебного материала и выявляет принципы его организации. За основу такой программы берётся курс аудирования учебных лекций, построенный исключительно на материале аутентичных лекционных фрагментов. Глоссарии лекций, являясь материалом для повторения основных трудностей русского произношения для инофонов, в то же время представляют предметный ряд дисциплины. В результате выстраивается компактный многоцелевой курс, охватывающий такие области, как фонетика/акцентуация/ритмика в совокупности с лексикой/грамматикой/логикой/композицией/риторикой/ анализом текста звучащего и письменного/развитием речи. Поскольку типология заданий по каждой лекции обширна и воспроизводится неоднократно, учащиеся получают возможность увидеть каждый предмет с разных сторон в его единстве и противоречиях.Ассоциативный метод нацелен на закрепление в памяти учащихся больших объёмов специальной лексики. Операциональная деятельность учащихся связана как с ближними и дальними, так и с осложнёнными ассоциациями на слово-стимул, взятое из лекционного глоссария.Целью статьи является как описание передаваемого интегративно и ассоциативно учебного материала, так и представление ряда способов работы со знанием в ходе подобных обучающих курсов.Материал и методы. Ведущим методом исследования послужил сопоставительный анализ реальных и гипотетических способов соединения разных целей, задач и видов речевой деятельности учащихся функционального курса русского языка как иностранного в едином курсе.Результаты и обсуждение. Выяснилось, что цели и задачи формирования ряда разных по своей природе компетенций совместимы в едином курсе обучения. Несущей основой такого курса может служить аудирование как вид речевой деятельности. А отрабатываемые в обсуждаемом трехчастном учебном комплексе умственные действия (извлечение информации из неоднородных источников, предлагаемых на разных носителях, сопоставление явлений, выделение главного, составление из разрозненных элементов целого, формулирование общей и частных проблем, исчисление аспектов проблемы) формируют определенный тип мышления, необходимый обучающимся не только по специальности «Филология: Лингвистика: Литературоведение», но и по другим специальностям.Заключение. Интегративный и ассоциативный учебные курсы представляют собой целостную систему, вовлекающую учащегося сразу в несколько видов умственной, речевой деятельности. Таким образом, достигается ускоренное формирование доминирующей, профессиональной коммуникативной компетенции.
Об авторах
Ольга Константиновна Грекова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: olggre@list.ru
кандидат филологических наук, доцент Москва, Россия
Список литературы
- Russkiy vikislovar’ [Russian Wikidictionary] (in Russian). URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/интегративный (accessed 2 September 19).
- Zaporozhets N.V. Integrativnost’ kak sposob formirovaniya metapredmetnykh kompetentsiy [Integrativity as a way for forming the metasubject competences] (in Russian). URL: http://www.Infourok.ru. (accessed 12 December 2019) .
- Shakhmayeva K.E., Savva L.I., Pavlova L.V. Integrativnoye obucheniye kak osnova komandnoy raboty studentov [Integrative teaching as a base for students’ team work]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya – Modern problems of science and education. 2017; 6 (in Russian). URL: https://science-education.ru (accessed 20 February 2020).
- Amiantova E.I., Bitekhtina G.A., Gorbachik A.L., Lobanova N.A., Slesareva I.P. Sbornik uprazhneniy po leksike russkogo yazyka: uchebnoye posobiye [Collection of tasks in Russian Lexicon: teaching aids]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1975:352 p. (in Russian).
- Slesareva I.P. Problemy opisaniya i prepodavaniya russkoy leksiki. Izdaniye 5-ye [Problems of description and teaching Russian Lexicon. Ed. 5]. Moscow, Librokom Publ., 2010. 176 p. (in Russian).
- Kuz′mich I.P., Lariokhina N.M. Padezhi! Akh, padezhi! Sbornik uprazhneniy po glagol′nomu upravleniyu. 6-ye izdaniye, stereotipnoye. [Cases! Oh, cases! Collection of tasks in verbal models. Ed. 6, stereotypical]. Moscow, Russkiy yazyk – Kursy Publ., 2018. 192 p. (in Russian).
- Sannikova A.V., Fedotova I.E. Tekst po spetsial’nosti kak model’ recheporozhdeniya dlya inostrannykh studentov nachal’nogo i prodvinutogo etapom obucheniya [Special text as a model for speech initiating of foreign students: beginners and advanced level] (in Russian). URL: http://www.bsmu.by (accessed 18 November 2019).
- Avdeyeva I.B. Strategii obucheniya inostrannykh uchashchikhsya inzhenernogo profilya chteniyu autentichnykh tekstov nauchnogo stilya [Teaching authentic scientific texts’ reading strategies for engineer profile students]. Mir russkogo slova – World of Russian word. 2017;2:67-78 (in Russian).
- Avdeyeva I.B. Kognitivnyy dissonans kak prichina neuspekha pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu v vuzakh inzhenernogo profilya [Cognitive dissonance as a non-success reason in teaching Russian as a Foreign Language in engineer profile universities]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsial’nost’ – RUDN Journal of Language Education. Problems of Education and Translingual Practices, 2014;3:81–87 (in Russian).
- Uchebnaya programma inostrannykh aspirantov filologicheskogo fakul’teta MGU imeni M.V. Lomonosova [Educational Program for foreign postgraduates of Philological faculty, Moscow State University named after M.V. Lomonosov] (in Russian). URL: https://www.philol.msu.ru/graduatecourse/normative-documents/ (accessed 1 February 2020).
- Grekova O.K., Kuz’minova E.A. Ya slyshu i ponimayu: uchebnoye posobiye po audirovaniyu s CD-MP3 [I hear and understand: teaching aids in listening with CD-MP3]. Ed. O.K. Grekova. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2010. 516 p. (in Russian).
- Baldina E.V., Grekova O.K., Yevtikhiyeva A.S., Ilyushin E.A., Kuz’minova E.A., Matyushenko A.G. “Slushayem lektsii po teorii literatury”: uchebnoye posobiye po audirovaniyu s CD-MP3 [Listening lectures in Literature Theory: teaching aids in listening with CD-MP3]. Ed. E.A. Kuz’minova. Moscow, MAKS Press Publ., 2020. 390 p. (in Russian).
- Baldina E.V., Grekova O.K., Yevtikhiyeva A.S., Ilyushin E.A., Kuz’minova E.A., Matyushenko A.G. Slushayem lektsii po istorii literatury: uchebnoye posobiye po audirovaniyu s CD-MP3 [Listening lectures in Literature History: teaching aids in listening with CD-MP3]. Ed. E.A. Kuz’minova. Moscow, MAKS Press Publ., 2020. 368 p. (in Russian).
- Russkiy yazyk i kul’tura v sovremennom mire: magisterskaya programma: uchebnoye posobiye [Russian Language and Culture in the modern world: magistracy program: teaching aids]. Eds. M.L Remneva, L.V. Krasil’nikova, E.A. Kuzminova. Moscow, MAKS Press Publ., 2015. 278 p. (in Russian).
- Grekova O.K. Metod vstrechnogo teksta kak resurs razvitiya pis’mennoy, ustnoy rechi i assotsiativnogo myshleniya uchashchegosya [Oncoming Text method as a source for developing students’ written, oral speech and associative mentality]. Issledovatel’skiy zhurnal russkogo yazyka i literatury. Vestnik Iranskoy Assotsiatsii Russkogo Yazyka i Literatury – IARLL Bulletin, 2016;7:83-100 (in Russian).
- Abramov V.P. Teoriya associativnogo polya [The theory of Associative Field] (in Russian). URL: www.philol.msu.ru/~rlc2001/abstract/files/lex_fraz.doc (accessed 18 April 2018).
- Akovanceva N.V. Associativnoe pole kak osobyj vid leksicheskoj gruppirovki (na materiale eksperimental’nogo issledovaniya associativnogo polya “otdykh – otdykhat’”). Dis. kand. filol. nauk [Associative Field as a special Vocabulary Grouping Type (based on the experimental research of Associative Field “rest – to have rest”)]. Voronezh, 2022. 269 p (in Russian).
- Miloradova N.G. Myshlenie v diskussiyah i resheniyah zadach.[Mentality in Discussion and Problem Solving]. Moscow, Izdatel’stvo Associacii stroitel’nyh vuzov, 2000. 210 p. (in Russian).
Дополнительные файлы
