КЛАССИКА В ДИАЛОГЕ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ: МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОИСК
- Авторы: Доманский В.А.1, Миронова Н.А.2, Попова Н.А.2
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации
- Московский педагогический государственный университет
- Выпуск: № 1 (2023)
- Страницы: 5-24
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2782-2575/article/view/270208
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2023-1-5-24
- ID: 270208
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Произведения русской классики составляют основу школьных и вузовских литературных курсов. Классика живет в «большом времени», и каждая эпоха по-своему их прочитывает и актуализирует. Методические аспекты обозначенной проблемы рассматриваются в данной статье на материале опыта преподавания учебных магистерских курсов в Институте филологии Московского педагогического государственного университета и широкомасштабного исследования, проводимого в рамках гранта РФФИ «Классика в диалоге с современностью: теоретические и методические аспекты изучения русской литературы».Материалы и методы. Мониторинг работ магистрантов Института филологии МПГУ, изучающих дисциплину «Изучение классической литературы в школе» (по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (программа: «Актуальные процессы в филологическом образовании»)) и материалы курсов повышения квалификации педагогов при Санкт-Петербургском Институте Бизнеса и Инноваций составляют контент исследования.Результаты исследования. Проведённый констатирующий эксперимент показал возрастание частотности использования цифровых технологий, сетевого контента в процессе изучения классической литературы, а также необходимость привлечения произведений современной литературы с целью организации диалога с шедеврами русской и зарубежной классики.Обсуждение результатов. На современном этапе развития методической науки появилась необходимость в структурировании цифрового контента, активно используемого сегодня в образовательном пространстве для изучения классической литературы, а также вычленение основных направлений работы по сопоставлению классических текстов с произведениями новейшей литературы.
Об авторах
Валерий Анатольевич Доманский
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: valerii_domanski@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербург, Россия
Наталия Александровна Миронова
Московский педагогический государственный университет
Email: na.mironova@mpgu.edu
кандидат педагогических наук, доцент Москва, Россия
Наталия Алексеевна Попова
Московский педагогический государственный университет
Email: na.popova@mpgu.edu
кандидат педагогических наук, доцент Москва, Россия
Список литературы
- Portnova, T. (2017). Genre art system: Experience of a comparative analysis of theatre (ballet, opera) and pictorial arts”. Il Ponte, 73/8. doi: 10.21506/j.ponte.2017.8.47
- Chertov, V.F., & Trubina, L.A. (2012). Russian classics as the basis of school literary education. Teacher XXI century. 1/4: 174–183. (In Russian). Google Scholar
- Domanskii, V.A., Mironova, N.A., Gorskikh, O.V., & Popova, N.A. (2020). Russian classics in literary education: reality and monitoring of opportunities. Bulletin of the St. Petersburg State University of Technology and Design. Series 3: Economic, Humanities and Social Sciences. 3: 82–93. (In Russian). doi: 10.46418/2079–8210_2020_3_14
- Ivanova, N., & Sorokina, T. (2019). Educational environment approach to preventing the growth of school students anxiety in the transition from primary to secondary school. Elementary Education Online. 19/1: 333–342. https://www.doi.org/10.17051/ilkonline.2020.661841
- Law, N., Woo, D., de la Torre, J., & Wong, G. (2018). A global framework of reference on digital literacy skills for indicator 4.4. 2. UNESCO Institute for Statistics (UIS/2018/ICT/IP/51). Google Scholar
- Aristova, M.A., Strizhekurova, Z.I., & Mironova, N.A. (2018). The relationship of literary and cultural functional literacy of the modern pupil. International Conference ‟Education Environment for the Information Ageˮ. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.7
- Kasyanuk, T.N. (2004). Sociocultural potential of literature in the process of modernization of general education. Dissertation. Google Scholar
- Vodolazkin, E.G. (2019). Aviator. Moscow: Publishing house AST: Edition of Elena Shubina. (In Russian). Google Scholar
- Zaitsev, P. (2021). Lavra for ‟Lavra.ˮ Russian newspaper. Federal issue No. 44 (7802). (In Russian). Retrieved from: https://rg.ru/2019/02/27/laureatom-premii-aleksandra-solzhenicyna-stal-evgenij-vodolazkin.html
- Popova, N.A., & Soldatkina, Ya.V. (2018). Vodolazkin, E. II International Scientific Conference "Iconic Names of Russian Literatureˮ. Krakov: Znamia, no. 10.
- Skotnitskaya, A., & Svezhego, J. (2019). Iconic names of modern Russian literature: Vodolazkin E. Collective monograph. Krakow.
- Popova, N.A., & Soldatkina, Ya.V. (2017). ‟Not a New Age Manˮ: a lesson-seminar based on the novel by E.G. Vodolazkina ‟Aviator.ˮ XI form. Literature at school. 11: 26–29. (In Russian). Google Scholar
- Vodolazkin, E.G. (2019). Aviator. Moscow: Publishing house AST: Edition of Elena Shubina. (In Russian). Google Scholar
- Gogol, N.V. (2000) Stories. Dead Souls. Moscow: Olympus; LLC “Publishing house AST”. (In Russian).
- Vodolazkin, E.G. (2019). Aviator. Moscow: Publishing house AST: Edition of Elena Shubina. (In Russian). Google Scholar
- Vodolazkin, E.G. (2020). Books of my life. Libraries of bright people. (In Russian). Retrieved from: http://knigalife.com/person/pisateli/evgeniy-vodolazkin/?sphrase_id=39 66
- Soldatkina, Ya.V. (2017). Dialogue with Russian literature of the XX century in the novels of Evgeny Vodolazkin ‟Laurelˮ and “Aviator”. Iconic names of modern Russian literature: Evgeny Vodolazkin. Ed. A. Skotnitskaya and J. Svezhego. (In Russian).
- Portnova, T. (2015). The Giants Against the Gods": the Dramatic and Plastic Explication of the Pergamon Alrar. Contemplation of the Exhibit at the Pushkin State Museum of Fine Arts. 2015. 1st International Conference on Arts, Design and Contemporary Education, ICADCE 2015. Atlantic Press, 236–239.
- Mironova, N.A. (2020). Digital learning technologies in the context of lifelong literary education. Moscow: Publishing house ‟Econ-informˮ. (In Russian). Google Scholar
- Getmanskaya, E.V., Mironova, N.A., & Popova, N.A. (2015). Literary Education in Russia: Problems and Trends. Mediterranean Journal of Social Sciences. 6/6 S1: 170–177. Google Scholar
- Ivanova, N., & Sorokina, T. (2019). Educational environment approach to preventing the growth of school students anxiety in the transition from primary to secondary school. Elementary Education Online, 19/1: 333–342. https://www.doi.org/10.17051/ilkonline.2020.661841
- Ivanova, N., & Sorokina, T. (2020). The relationship between the categories “Educational environment” and “Educational space” in Russian psychological and pedagogical science. Revista Inclusiones, 7 (Esp.): 100–118. Google Scholar
- OECD (2017). Digital Economy Outlook. Retrieved 28 February, 2021 from https://read.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/oecd-digital-economy-outlook2017_978926 4276284-en#.WeCTLWi0OUk#page1
- Portnova, T. (2017). Author’s educational program “Training of innovative project activities” and conditions of its inclusion in the system of retraining of stage directors. 2017 International Conference on Management, Education and Social Science. (2017). https://doi.org/10.2991/icmess-17.2017.122
Дополнительные файлы
