Возможности и проблемы для совместных предприятий в мире SHIVA: применимость к Казахстану

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель статьи – проанализировать возможности и проблемы, с которыми сталкиваются совместные предприятия в контексте мира SHIVA, а также оценить их актуальность и применимость в Казахстане. Целью исследования является выявление ключевых факторов успеха совместных предприятий в контексте современных глобальных вызовов и неопределенностей.

В статье использованы следующие методы исследования: обзор литературы – анализ существующих исследований и теоретических моделей совместных предприятий и концепции SHIVA; сравнительный анализ – изучение мировой и региональной практики создания совместных предприятий для выявления общих закономерностей и различий; практический пример – анализ успешных совместных предприятий в различных отраслях и их применимость в Казахстане. Исследование показывает, что совместные предприятия предлагают значительные стратегические преимущества, включая доступ к новым технологиям, оптимизацию ресурсов и расширение рынка. Тем не менее такие проблемы, как культурное неравенство, сложности управления и защита знаний, по-прежнему остаются серьёзными препятствиями. Анализ примеров создания совместных предприятий по всему миру, включая партнерства и сотрудничество Tesla в автомобильной промышленности Китая, подчеркивает важность доверия, стратегической согласованности и гибких структур управления. Кроме того, в энергетической отрасли, особенно в нефтегазовом секторе, совместные предприятия вносят значительный вклад в распределение рисков, технологический прогресс и соблюдение нормативных требований. Интеграция искусственного интеллекта и аналитики больших данных в совместные энергетические предприятия улучшает прогнозное обслуживание, моделирование резервуаров, прозрачность цепочки поставок и администрирование контрактов. Совместные предприятия продолжают оставаться важнейшей стратегией содействия глобальному расширению бизнеса, но их успех зависит от тщательного планирования, эффективного управления и способности адаптироваться к быстро меняющимся рыночным обстоятельствам. Цифровая трансформация, особенно за счёт использования искусственного интеллекта и аналитики больших данных, кардинально меняет деятельность совместных предприятий, повышая эффективность и снижая риски. Чтобы оставаться конкурентоспособными в условиях гиперсвязанной глобальной экономики, будущие модели совместных предприятий должны быть ориентированы на стратегическую адаптивность, устойчивые механизмы управления и цифровую интеграцию. В частности, энергетический сектор претерпевает трансформацию посредством цифровизации и решений на базе искусственного интеллекта, что позволяет компаниям лучше разбираться в тонкостях операционной деятельности, совершенствовать процессы принятия решений и добиваться долгосрочной устойчивости своих совместных предприятий.

Об авторах

Асылбек Мухитович Джакиев

Нефтегазовый Совет Казахстана «PetroCouncil»

Email: a.jakiyev@petrocouncil.kz
ORCID iD: 0009-0009-7625-6129
Казахстан, Атырау

Каиржан Саясатович Абдыхалыков

Казахстанско-Британский технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: k.abdykhalykov@kbtu.kz
ORCID iD: 0009-0008-6525-100X

PhD

Казахстан, Алматы

Список литературы

  1. ecopsy.ru [интернет]. SHIVA-mir. Ecopsy. Дата обращения 04.02.2025. Available from: https://www.ecopsy.ru/insights/shivamir.
  2. Kalitanyi V. Global business environment. In: Atiku SO, editor. Contemporary Multicultural Orientations and Practices for Global Leadership. 2019. P. 1–24.
  3. Morrison J. The international business environment: diversity and the global economy. London : Palgrave Macmillan, 2002.
  4. Akunyumu S., Fugar F.D., Adinyira E. Evaluation of risks affecting international construction JV (ICJV) projects in Ghana // J Eng Des Technol. 2024. Vol. 22, N 6. P. 1797–1824. doi: 10.1108/JEDT-06-2022-0299.
  5. Lytvynenko A., Lytvynenko O. Directions of functioning of international business in the globalized environment // Internauka. Series: Economic Sciences. 2022. Vol. 1. P. 142–147. doi: 10.25313/2520-2294-2022-1-7871.
  6. Popadić D., Živanović N., Živanović V. Characteristics of modern business of industrial companies on a global level // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Том IV. С. 75–80. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.05.04.010.
  7. Khan Z., Lew Y.K., Sinkovics R.R. International JVs as boundary spanners: Technological knowledge transfer in an emerging economy // Glob Strateg J. 2015. Vol. 5. P. 48–68. doi: 10.1002/gsj.1089.
  8. Sun S.L., Lee R.P. Enhancing innovation through international JV portfolios: From the emerging firm perspective // J Int Mark. 2013.Vol. 21, N 3. P. 1–23. doi: http://dx.doi.org/10.2307/23488033.
  9. Benavides-Espinosa M.D., Roig-Dobón S. The role of entrepreneurs in transferring knowledge through human resource management and JV // Int J Manpow. 2011. Vol. 32, N 2. P. 117–131. doi: http://dx.doi.org/10.1108/01437721111121260.
  10. Ferretti M., Guerini M., Panetti E., Parmentola A. The partner next door? The effect of micro-geographical proximity on intra-cluster inter-organizational relationships // Technovation. 2021. Vol. 110. doi: 10.1016/j.technovation.2021.102390.
  11. Hoang H., Rothaermel F.T. How to manage alliances strategically // MIT Sloan Manag Rev. 2016. Vol. 58, N 1. P. 69–76.
  12. Cheong T., Song S.H., Hu C. Strategic alliance with competitors in the electric vehicle market: Tesla Motor’s case // Math Probl Eng. 2016. Vol. 2016, Issue 1. P. 1–10. doi: 10.1155/2016/7210767.
  13. Husain Z. Successful collaboration leads to effective technology transfer at Hero MotoCorp, Ltd // Glob Bus Organ Excell. 2020. Vol. 39, N 1. P. 17–28. doi: 10.1002/joe.21991.
  14. Jancenelle V.E., Wei S., Ang T. Market orientation heterogeneity and new JV formation announcements: Creating value for parent firms // J Strategy Manag. 2020. Vol. 13, N 2. P. 109–130. doi: 10.1108/JSMA-11-2019-0196.
  15. Kumar S., Park J. Partner characteristics, information asymmetry, and the signaling effects of JVs // Manag Decis Econ. 2012. Vol. 33, N 2. P. 127–145.
  16. Dunlap D.R., McDonough E.F., Mudambi R., Swift T. Making up is hard to do: Knowledge acquisition strategies and the nature of new product innovation // J Prod Innov Manag. 2016. Vol. 33, N 4. P. 472–491. doi: 10.1111/jpim.12298.
  17. Tetteh M.O., Chan A.P., Darko A., Nani G. Factors affecting international construction JVs: A systematic literature review // Int J Constr Manag. 2020. Vol. 23, N 1. P. 98–113. doi: 10.1080/15623599.2020.1850203.
  18. Lee H., Biglaiser G., Staats J.L. The effects of political risk on different entry modes of foreign direct investment // Int Interact. 2014. Vol. 40, N 5. P. 683–710. doi: 10.1080/03050629.2014.899225.
  19. Cherbib J., Bahri F., Berraies S., Chebbi H. Towards the co-evolution of multinationals’ and local firms’ global strategies in an uncertain environment: Insights from international JVs // J Int Manag. 2023. Vol. 29, N 2. doi: 10.1016/j.intman.2023.101089.
  20. Glambosky M., Gleason K., Wiggenhorn J. Joint ventures between US MNCs and foreign governments // Int J Manag Finance. 2011. Vol. 7. N 3. P. 238–258. doi: 10.1108/17439131111144450.
  21. Ikuabe M.O., Aigbavboa C.O., Thwala W.D., et al. Risks of JV formation in the South African construction industry // Int J Constr Manag. 2022. Vol. 23, N 14. P. 2391–2399. doi: 10.1080/15623599.2022.2059913.
  22. Winkler J., Moser R. Coping with strategic uncertainty: Framework development and scenario derivation for a JV decision in the Russian truck industry // Foresight. 2016. Vol. 18, N 4. P. 357–378. doi: 10.1108/FS-01-2016-0002.
  23. Muñoz de Prat J., Escriva-Beltran M., Gómez-Calvet R. Joint ventures and sustainable development: A bibliometric analysis // Sustainability. 2020. Vol. 12, N 23. doi: 10.3390/su122310176.
  24. Haeruddin M.I.M., Farhansyah A., Haeruddin M.I.W., Mansur M.A.R. We could be so good together: A presentation of the multinational enterprises’ international JV strategy effectiveness // Int J Educ Adm Manag Leadersh. 2020. Vol. 1, N 2. P. 77–84. doi: 10.51629/ijeamal.v1i2.9.
  25. Suresh A.S. Joint venture V/S strategic alliance – the better option // ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. 2014. Vol. 4, N 3. P. 1–11.
  26. Miller R.R., et al. International JVs in developing countries: Happy marriages? Washington, DC : International Finance Corporation, 1996. 25 p.
  27. Ongsakul V., Parameswar N., Dhir S. Factors affecting the nature of alliance governance and competitiveness // J Bus Retail Manag Res. 2019. Vol. 13. P. 9–23. doi: 10.24052/JBRMR/V13ISSP/ART-2.
  28. Chrysostome E.V., Nigam R.S., Jarilowski C.S. Revisiting strategic learning in international JVs: A knowledge creation perspective // Int J Manag. 2013. Vol. 30, N 1.
  29. Kumar M.V. Differential gains between partners in JVs: Role of resource appropriation and private benefits // Organ Sci. 2010. Vol. 21. P. 232–248. doi: 10.2307/27765962.
  30. Adams J.D., Link A.N. The structure and performance of U.S. research JVs: Inferences and implications from the Advanced Technology Program // Econ Innov New Technol. 201. Vol. 27. P. 551–575.
  31. Vrande V.V., Vanhaverbeke W., Duysters G. Additivity and complementarity in external technology sourcing: The added value of corporate venture capital investments // IEEE Trans Eng Manag. 2011. Vol. 58, N 3. P. 483–496. doi: 10.1109/TEM.2010.2091134.
  32. Stringham E.P., Miller J.K., Clark J.R. Overcoming barriers to entry in an established industry: Tesla Motors // Calif Manag Rev. 2015. Vol. 57, N 4. P. 103–128.
  33. Perkins G., Murmann J.P. What does the success of Tesla mean for the future dynamics in the global automobile sector? // Manag Organ Rev. 2018. Vol. 14, N 3. P. 471–480. doi: 10.1017/mor.2018.31.
  34. Nam K. Learning through the international JV: Lessons from the experience of China’s automotive sector // Ind Corp Change. 2011. Vol. 20, N 3. P. 855–907. doi: 10.1093/icc/dtr015.
  35. Lee K., Madanoglu M., Ko J. Developing a competitive international service strategy: A case of international JV in the global service industry // J Serv Mark. 2013. Vol. 27, N 3. P. 245–255. doi: 10.1108/08876041311330735.
  36. Merchant H. Configurations of governance structure, generic strategy, and firm size: Opening the black box of value creation in international JVs // Glob Strategy J. 2014. Vol. 4, N 4. P. 292–309. doi: 10.1002/gsj.1084.
  37. Kim H., Park B.I., Al-Tabbaa O., Khan Z. Knowledge transfer and protection in international JVs: An integrative review // Int Bus Rev. 2024. Vol. 33, N 15 doi: 10.1016/j.ibusrev.2024.102300.
  38. Hwang B., Zhao X., Chin E.W. International construction JVs between Singapore and developing countries // Eng Constr Archit Manag. 2017. Vol. 24, N 2. P. 209–228. doi: 10.1108/ECAM-03-2015-0035.
  39. Debellis F., Massis A.D., Petruzzelli A.M., et al. Strategic agility and international JVs: The willingness-ability paradox of family firms // J Int Manag. 2020. Vol. 27, N 1. doi: 10.1016/j.intman.2020.100739.
  40. Park C., Oh C.H., Kasim A. Market challenges, learning and customer orientation, and innovativeness in IJVs // Int Mark Rev. 2017. Vol. 34, N 6. P. 945–967. doi: http://dx.doi.org/10.1108/IMR-07-2014-0238.
  41. Shu C., Jin J.L., Zhou K.Z. A contingent view of partner coopetition in international JVs // J Int Mark. 2017. Vol. 25, N 2. P. 42–60. doi: 10.1509/jim.16.0075.
  42. Day G.S., Schoemaker P.J. Adapting to fast-changing markets and technologies // Calif Manag Rev. 2016. Vol. 58. N 4. P. 59–77. doi: 10.1525/cmr.2016.58.4.59.
  43. Mori Y. Ex ante investment, ex post adaptation, and joint ownership // Econ Lett. 2020. Vol. 187. doi: 10.1016/j.econlet.2019.108927.
  44. Lebedev S.A., Lin Z., Peng M.W. Power imbalance and value creation in JVs // Long Range Plan. 2020. doi: 10.1016/j.lrp.2020.102014.
  45. Mantecón T.A., Song K., Luo H. The control and performance of JVs // Financ Manag. 2016. Vol. 45, N 2. P. 431–465. doi: 10.1111/fima.12100.
  46. Wong A.S., Wei L., Wang X., Tjosvold D. Collectivist values for constructive conflict management in international JV effectiveness // Int J Confl Manag. 2018. Vol. 29, N 1. P. 126–143. doi: 10.1108/IJCMA-08-2017-0071.
  47. Bamford J.D., Drutowski M., Fernandes L., et al. Misalignment management in JVs: drafting JV agreements to prevent, de‐escalate, and resolve disputes // Negotiation Journal. 2022.
  48. Devarakonda S.V., Klijn E., Reuer J.J., Duplat V. Institutional differences and arbitration mechanisms in international JVs // Global Strategy Journal. 2019. Vol. 11, N 2. P. 125–155. doi: 10.1002/gsj.1351.
  49. Velez-Calle A. Exploring instances of deviation in JVs between partners’ equity share and board representation // Int J Organ Anal. 2020. Vol. 28, N 1. P. 260–273. doi: 10.1108/IJOA-11-2018-1598.
  50. Huang M., Chiu Y. A knowledge tension perspective on management control and performance in international JVs // J Int Manag. 2020. Vol. 26, N 4. doi: 10.1016/j.intman.2020.100797.
  51. Thilakarathne N, Rathnasinghe AP, Kulatunga U, et al. An investigation of the conflict management strategies in international construction JVs of Sri Lanka // J Financ Manag Prop Constr. 2023. Vol. 28, N 3. P. 273–292. doi: 10.1108/JFMPC-03-2022-0018.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Джакиев А.М., Абдыхалыков К.С., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».