🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

№ 2 (31) (2025)

Обложка

Весь выпуск

Теология и религиозная философия

Свобода и ответственность в цифровой реальности: попытка православного анализа

Косиченко А.Г.

Аннотация

Предметом статьи являются процессы цифровизации, взятые со стороны их мировоззренческих и идейных оснований и конкретизированные до соотношения свободы и ответственности. Целью исследований, осуществленных в работе, выступает анализ этих оснований с православных позиций в аспекте идейного содержания цифровизации, рассмотренного сквозь призму соотношения свободы и ответственности в цифровой реальности. Актуальность такого анализа продиктована возрастающим влиянием цифровизации на все стороны личной и общественной жизни человека при очевидной неясности ее текущих задач и конечных целей. В качестве методологической базы исследования выступают методы: компаративистский, при котором осуществляется сравнение соотношения свободы и ответственности в Православии с содержанием их в цифровой реальности; феноменологический, раскрывающий сущность свободы и ответственности в этих областях; аксиологический, акцентирующий внимание на ценностных аспектах свободы и ответственности. Показано, что цифровизация и искусственный интеллект могут оказать позитивное влияние на развитие человечества, но лишь при условии, когда они будут тем, чем являются по существу - всего лишь очередным этапом технологического развития, - и не станут претендовать на статус новой и всеобъемлющей парадигмы общемирового прогресса. Однако цифровизация уже сегодня как раз и претендует на статус доминирующей тенденции современности. Сделано заключение о том, что мировоззренческой и идейной основой цифровизации является трансгуманизм и кардинальная подмена духовной сущности человека; при этом цифровизация негативно влияет на духовное содержание жизни человека, снижая потенциал межличностного общения, примитивизируя культуру, подменяя творческую сущность человека формальными поведенческими стереотипами. Поскольку тренд на разрастание цифровой реальности имеет всеобщий характер и игнорировать ее невозможно, следует по мере сил наделять ее хотя бы минимальным моральным содержанием и не дать ей превратиться в глобальный вызов для человечества.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(2 (31)):14-29
pages 14-29 views

История формирования канона книг Священного Писания Нового Завета: к вопросу о «забытом» исследовании представителей русской богословской школы протоиерея Александра Горского и священномученика Илариона (Троицкого)

Щербаков В.Ю.

Аннотация

В данной статье рассматривается исследование, проведенное выдающимися представителями русской богословской мысли второй половины XIX - начала XX века - протоиереем Александром Горским и священно-мучеником Иларионом (Троицким). В своем исследовании они выдвигают и обосновывают гипотезу о формировании полного канона книг Священного Писания Нового Завета в Эфесской Церкви во второй половине I века. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в современных отечественных теологических и богословских изданиях, научных трудах и учебниках, посвящённых вопросам формирования новозаветного канона, гипотеза протоиерея Александра и священномученика Илариона практически не упоминается. В российской богословской среде до сих пор преобладает утверждение, характерное для западной католической и протестантской библеистики, о том, что канон Священного Писания Нового Завета сформировался в Риме не ранее второй половины II века. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые анализируются и комментируются идеи, высказанные протоиереем А. Горским и святителем Иларионом (Троицким). Выявляются основные аргументы, приводимые каждым из них, а также дополнения, предложенные святителем Иларионом. В работе используются сравнительно-богословский и диалектический методы, позволившие сопоставить мнения авторов статей по рассматриваемой проблематике; интертекстуальный анализ помог установить связи текстов исследований. В заключение автор статьи указывает на обоснованность выдвинутой русскими богословами гипотезы, подтвержденной как фактами об обстоятельствах, в которых находилась Эфесская Церковь в I веке, так и целями апостольских посланий, выделенными протоиереем Александром Горским. Результаты исследования могут быть не только включены в учебные пособия по Священному Писанию Нового Завета, но и послужить отправной точкой для дальнейших исследований по данной тематике.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(2 (31)):30-45
pages 30-45 views

О смысле семейного союза через соотнесение понятий «Церковь» и «малая церковь»

Ковалевский В.В.

Аннотация

Цель исследования - раскрыть смысл семейного союза через соотношение понятий «Церковь» и «малая церковь», в какой степени их можно считать сходными и какая практическая значимость усматривается из такого соотнесения. Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня институт семьи находится в упадке: порядка 70% заключенных браков распадаются, что подтверждается официальными данными Росстата. В настоящее время доступно множество трудов святых отцов и видных богословов, рассматривающих брачный союз как «малую церковь», также имеется значительное количество работ о православной экклезиологии, но отсутствуют исследования, уясняющие цель христианского брака через соотношение понятий «Церковь» и «малая церковь». Данная статья - это попытка при помощи богословского метода и метафорического подхода выделить сходные черты в христианском учении о браке и о Церкви, а также подчеркнуть практическую значимость найденных параллелей в деле сохранения брачных союзов. В работе также использованы методы критического анализа источников, компаративный (сравнительный), обобщения и синтеза. Автор, опираясь на идеи и образы, используемые в трудах отцов Церкви и известных богословов, проводит параллели между концепцией семейного союза и триадологической догматикой, помогающей в понимании православной экклезиологии. Практическими следствиями установленных сходных черт в осмыслении понятий «Церковь» и «малая церковь» являются: определение истинного смысла брака, заключающегося в достижении супругами богоподобия и определении характера брачных отношений как исключительного союза на основе жертвенной любви и проистекающих из нее высоких моральных требований к супругам, поскольку семья в идеальном ее понимании очень похожа на Церковь Христову: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25).
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(2 (31)):46-61
pages 46-61 views

Историческая теология и отечественная история

Административная деятельность священномученика Кирилла (Смирнова) в Тамбовской епархии с 1911 по 1916 год

Васнев Ф.

Аннотация

Статья продолжает серию научных публикаций, посвященных деятельности архиепископа Кирилла (Смирнова) на Тамбовской кафедре. Настоящее исследование затрагивает административный аспект архипастырского служения святителя Кирилла. Актуальность темы обусловлена научным интересом к наследию новомучеников и исповедников Церкви Русской, в частности востребованностью на современном этапе опыта организации церковной жизни в предреволюционное время. Рассматриваемый период (1911-1916 гг.) управления Тамбовской епархией святителем Кириллом характеризуется наиболее активными его действиями, направленными на созидание внутрицерковной жизни и церковно-общественных отношений. Материалом для исследования послужили Высочайшие императорские указы и повеления, определения Святейшего Синода и епархиальные административно-правовые документы, опубликованные в «Церковных ведомостях», «Тамбовских епархиальных ведомостях», а также материалы Государственного архива Тамбовской области, в которых находят отражение основные кадровые и административные решения святителя Кирилла. В работе использованы следующие научные методы: контентанализ, историко-хронологический, идеографический. В статье сделан вывод об основных направлениях административной деятельности архиепископа Кирилла в Тамбовской епархии, среди которых решения по устроению монастырей и монашеской жизни, контроль за деятельностью приходов, упрочение церковно-общественных связей и социальная благотворительность, активизация миссионерской и антисектантской работы. Освещенные в статье факты позволяют провести определенные исторические аналогии и использовать позитивный опыт служения архиепископа Кирилла в современной жизни Русской Православной Церкви.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(2 (31)):62-79
pages 62-79 views

Монастыри Тамбовской епархии - памятники чудесного спасения царской семьи 17 октября 1888 г.: «места почитания» как «места памяти»

Козлов К.В.

Аннотация

Объектом исследования является региональная практика сохранения исторической памяти о значимых событиях из жизни императорской семьи в России в конце XIX - начале XX века. Предметом исследования стали православные монастыри, рассматриваемые как мемориальные объекты. В статье с помощью историко-генетического метода представлена история создания Оржевского Александро-Невского мужского монастыря и Трех-Лощинского Пантелеимоновского мужского скита Тамбовской епархии как памятников спасения императора Александра III и его семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 г. Отмечено, что это событие было осмыслено на государственном и общецерковном уровнях как чудо, свершившееся по милости Божией над правящим российским императором и его семьей, что предопределило необходимость сохранения сведений о нем в исторической памяти населения Российской империи. Сравнительно-исторический метод помог выявить историческую преемственность в процессе создания монастыря и скита на месте почитаемых православных святынь. В результате исследования установлено, что Тамбовская епархия стала единственной в Центральном Черноземье, где в память о чудесном спасении императорской семьи были учреждены монастырь и скит. Причем при создании священником В. А. Голубевым Александро-Невского монастыря был использован опыт по учреждению им Таволжанского женского монастыря в Воронежской губернии. Включение их в число мемориальных объектов было результатом личной инициативы устроителей. Мемориальный статус был присвоен Александро-Невскому монастырю и Пантелеимоновскому скиту, которые располагались в местах, связанных с давно сложившейся традицией почитания находившихся там православных святынь.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(2 (31)):80-101
pages 80-101 views

Роль Попечительного о тюрьмах общества в организации строительства и содержания церквей при тюремных замках (на примере благотворительной деятельности директора Козловского тюремного отделения Н. И. Попова)

Тушенцова Е.О.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации строительства и содержания церквей при тюремных замках на примере строительства тюремной церкви в Козловском тюремном замке потомственным почетным гражданином, директором Козловского тюремного отделения купцом Николаем Ивановичем Поповым. Изучены история создания Попечительного о тюрьмах общества и его взаимодействие с Русской Православной Церковью и государственными структурами, документы и материалы, отражающие цели и задачи общества в области духовно-нравственного и религиозного воспитания осужденных. Для проведения исследования использованы материалы, хранящиеся в фондах Государственного архива Тамбовской области, нормативные документы, регламентирующие деятельность Попечительного о тюрьмах общества в Российской империи. Особое внимание уделено изучению деятельности Тамбовского губернского комитета попечительства о тюрьмах и Козловского тюремного отделения. Проанализированы служба в должности директора Козловского тюремного отделения и работа старостой тюремной церкви козловского купца Н. И. Попова. Исследованы благотворительная деятельность Н. И. Попова по линии Попечительного о тюрьмах общества, его вклад в развитие уголовно-исполнительной системы, обеспечение деятельности Козловского тюремного замка. В результате обоснована необходимость сохранения памяти о деятельности выдающихся земляков в рамках реализации духовно-нравственной и просветительской работы с обществом. Выработаны предложения по сохранению исторической памяти о благотворительной деятельности Н. И. Попова.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(2 (31)):102-118
pages 102-118 views

Церковно-практические науки

Театрализованная деятельность как фактор формирования исторического мышления у младших школьников в условиях обучения в православной воскресной школе

Никитин С.

Аннотация

Объектом исследования выступает формирование исторического мышления у младших школьников. Предметом исследования является театрализованная деятельность как фактор формирования исторического мышления у младших школьников в процессе обучения в православной воскресной школе. Актуальность работы определяется последствиями кризиса духовности в конце XX - начале XXI века. Массовое внедрение крайних либеральных ценностей привело к потере четких духовных ориентиров для личностного развития молодого поколения, утрате осознания значимости исторических процессов и потере веры в возможность влияния на них каждой конкретной личности. В статье поднимается проблема использования педагогических традиций церковно-приходской и современной православной воскресной школы в светском образовании. По мнению автора, нивелировать ситуацию методологической неопределенности при формировании исторического мышления и устойчивой матрицы духовных ценностей личности в светской и православной воскресной школах позволяет театрализованная деятельность, основанная на культурологических принципах христианского мышления. Ведущими методами исследования в работе являются теоретикоаналитический, системный, проблемно-исторический, компаративный анализы, которые позволили определить педагогические преимущества православной воскресной школы в развитии культурологических основ исторического мышления у младших школьников. В результате обосновывается тезис о том, что театрализованная деятельность, основанная на христианском типе мышления, позволяет развивать у младшего школьника коммуникативные, интеллектуальные, адаптивные способности. В процессе театрализованной деятельности происходит обогащение личного опыта у младшего школьника посредством осмысления, сопоставления в историческом масштабе, анализа поступков ветхо- и новозаветных героев и персонажей. Театрализованная деятельность в форме сюжетно-ролевой игры активизирует у детей разные виды памяти (родовую, историческую, этническую и др.) и способствует формированию на этой основе исторического мышления.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(2 (31)):119-133
pages 119-133 views

Миссионерство и катехизация в Китае: теологическое образование и просвещение в условиях специфики юридического статуса православных общин

Горстка Д.Н.

Аннотация

Православие в Китае имеет давнюю историю, связанную с деятельностью Русской духовной миссии. После её закрытия и образования Китайской Автономной Православной Церкви (КАПЦ) вопросы о возрождении и развитии полноценных духовных школ до настоящего времени остаются открытыми. В статье изучены проблемы и перспективы развития духовного образования в православных общинах Китая с учетом исторического наследия и современной социокультурной специфики. В условиях, когда государство придерживается атеистических взглядов и контролирует религиозную сферу, православные общины сталкиваются с проблемами: государство не признаёт Церковь, что приводит к ограничениям в религиозной деятельности, в том числе в просветительской и духовнообразовательной. В работе использованы исторический и аналитический методы, включающие изучение архивных материалов, анализ современной религиозной политики КНР, а также обзор опыта православных общин в адаптации к местным условиям. В ходе исследования были определены основные проблемы, препятствующие развитию духовного образования в православных общинах Китая: 1) ограниченные возможности для проведения богослужений и обрядов; 2) недостаточное количество квалифицированных духовных наставников; 3) отсутствие официального признания духовных учебных заведений. Автор предлагает возможные пути преодоления обозначенных трудностей, что будет способствовать сохранению и распространению православной веры в китайском обществе. Материалы данного исследования могут быть использованы православными организациями и отдельными лицами, заинтересованными в изучении вопросов катехизации, духовного просвещения и образования в Китае.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(2 (31)):134-150
pages 134-150 views

Особенности и уникальность росписей Казанского собора в Тамбове в контексте художественно-исторического развития церковной живописи в технике «гризайль»

Михайлова О.В.

Аннотация

В данной статье рассматриваются росписи Казанского собора города Тамбова, входящего в храмовый комплекс Казанского Богородичного мужского монастыря Тамбовской епархии, в контексте художественно-исторического развития церковной живописи, выполненной в технике «гризайль». Актуальность исследования обусловливает тот факт, что вокруг росписей в технике «гризайль» в Казанском монастыре существует множество мифов и легенд, активно распространяемых экскурсоводами среди туристических групп. Наша цель - развеять эти стереотипы и представить достоверную информацию о росписях собора Казанского монастыря. В ходе работы автор определяет особенности и выделает уникальные характеристики росписи Казанского собора города Тамбова среди общей структуры церковных художественных произведений, выполненных в технике «гризайль». Репрезентация смыслового наполнения орнаментов и евангельских сюжетов, представленных в интерьерной росписи Казанского собора, выполнена с помощью семиотико-герменевтического и интерпретационного методов исследования. При помощи сравнительного и формально-стилистического анализа автор стремится расширить и упорядочить знания о технике «гризайль», привлекает эталонный сравнительный материал, проводит аналогии, благодаря чему представляет детальный обзор образцов гризайли, которые можно найти в России. Автор резюмирует: несмотря на то что росписи Казанского собора мужского монастыря города Тамбова не являются определяющими произведениями русского искусства, они всё же представляют интерес для национальной культуры своей стройностью, философской глубиной и вневременной направленностью на раскрытие вероучительных истин Православия. Всё перечисленное делает их значимыми для изучения теологами, историками, искусствоведами и краеведами.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(2 (31)):151-178
pages 151-178 views

Духовная словесность

Формирование христианско-этических норм в ранней Византии в творчестве святителя Иоанна Златоуста через образы живой природы

Алленова И.В.

Аннотация

Цель данного исследования - выявить, какие аналогии с живой природой использовал святитель Иоанн Златоуст в своих трудах и как с их помощью он разъяснял и популяризировал христианские этические нормы. Объектом исследования является творческое наследие святителя и, в частности, апологетические диалоги, в которых наиболее ярко проявилась эта тенденция. Предметом исследования стали типология и количество используемых образов. Актуальность исследования определяется важностью обращения к святоотеческому наследию как основе популяризации христианских этических норм в современном обществе. В процессе работы были рассмотрены апологетические диалоги, методы, используемые святителем, а также конкретные примеры их применения в различных речах. Исследование было проведено с помощью таких филологических методов, как контент-анализ, критический анализ текста и сравнительный анализ. В статье показано, как святитель Иоанн Златоуст через метафоры, сравнения, аллегории демонстрирует возможность следования христианским принципам в повседневной жизни. Ораторский талант святителя проявлялся в том, что он создавал свои речи не только информативными, но и вдохновляющими и эмоциональными, что делало их особенно ценными для христианского богословия. Используя образы флоры и фауны, он влиял на мышление современников и последующих поколений, укрепляя в их сознании христианские нормы. Автор делает вывод, что образы, используемые святителем Иоанном Златоустом в диалогах, помогали современникам святого лучше понимать сложные богословские, доктринальные положения христианства и сформировать позитивный образ новой для них религии.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(2 (31)):179-190
pages 179-190 views

Сакральная семантика понятий, обозначающих традиционные духовно-нравственные ценности России

Грудинина Е.В.

Аннотация

Статья посвящена теолингвистическому анализу понятий, утвержденных в качестве традиционных духовно-нравственных ценностей Указом Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 г. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование национальной идеи являются приоритетом внутренней политики государства, однако необходимо сформировать единое концептуальное понимание традиционных ценностей. В этой связи имеет важное значение определение дефиниций и раскрытие сакральной семантики слов, обозначающих традиционные духовно-нравственные ценности, а также дифференциация этих понятий по функционально-смысловому признаку, что составляет цель данной работы. В статье прослеживается историческая смысловая трансформация термина «сакральное» от значения «священное», «посвященное Богу» до полного нивелирования этого смысла, вплоть до противоположного: «запретный, проклятый, нечистый». Обосновывается необходимость сохранения первоначального духовного смысла данного термина, соответствующего идеалу святости, характерному для российского менталитета. Автор классифицировал понятия, выделенные в «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», на три категории: гражданские ценности, общественные идеалы и морально-нравственные ценности. Посредством семантического, дискурсивного и герменевтического анализа дана интерпретация данных ценностных категорий с позиций православного понимания духовности, выявлены дефиниции, соответствующие либеральным ценностным установкам и нуждающиеся в корректировке. В результате исследования выявлен сакральный смысл большинства понятий, входящих в перечень утвержденных духовно-нравственных ценностей России, которые коррелируют с евангельскими заповедями, а также сформулированы принципы, содействующие восприятию и усвоению духовно-нравственных ценностей отдельной личностью и обществом.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(2 (31)):191-211
pages 191-211 views

От «Логоса» к 言葉 (Котоба): лингвокультурная интерпретация христианской лексики в переводах святителя Николая Японского

Киреев Н.Н.

Аннотация

Статья посвящена исследованию лингвокультурных аспектов передачи христианской терминологии в миссионерских переводах святителя Николая Японского. Актуальность темы обусловлена возрастающим научным интересом к методам миссионерской деятельности, связанным с переводом богослужебных и священных текстов на язык обращаемого народа, а также необходимостью осмысления и актуализации духовного наследия святителя Николая Японского в контексте современного миссионерского служения. За время своего миссионерского служения, которое длилось более полувека, святитель Николай вёл работу в непростых условиях, поскольку христианство в Японии воспринималось враждебно. В ходе своей миссионерской деятельности архипастырь разработал уникальный подход к переводу православного вероучения на японский язык. Он стремился органично совместить христианские догматы с особенностями японской культуры и языка, чтобы сделать христианство близким и понятным для японцев. Этот «культурный перевод» стал ключевым элементом его миссионерской работы, направленной на глубокое укоренение христианства в японской культурной среде. Благодаря трудам архиепископа Николая (Касаткина) в Стране восходящего солнца появилась Православная Церковь, которая насчитывала более 30 тысяч верующих. В работе использованы экзегетический, сопоставительный, интерпретационный методы и лингвостилистический анализ, позволившие изучить лексико-семантические и культурно-переводческие приёмы, применённые святителем Николаем при передаче ключевых понятий христианского вероучения японскому народу. Представленные в статье переводы обладают научно-богословским и церковно-практическим значением, поскольку опыт миссионерского перевода святителя Николая демонстрирует значимость учёта культурно-языковой специфики в современной миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(2 (31)):212-225
pages 212-225 views

Перевод

«Ἐπιτομὴ Ἱστοριῶν» Иоанна Зонары.Первые христианские императоры: от Константина I Великого (306–337)до Иовиана (363–364) (часть 2)

Хвальков Е.А.

Аннотация

Иоанн Зонара, византийский историк и канонист XII века, оставил после себя значительное историографическое наследие в виде своей «Ἐπιτομὴ ἱστοριῶν» в восемнадцати книгах, покрывающей период от сотворения мира до вступления на престол императора Иоанна Комнина (1118 г.). Первые шесть книг посвящены библейской истории, следующие шесть - истории римской и финальные шесть - истории христианской империи. Иоанн Зонара в значительной степени основывался на трудах таких античных авторов, как Иосиф Флавий и Дион Кассий. В «римских» главах Зонара уделяет внимание периодам, когда Римская империя сталкивалась с внутренними и внешними вызовами. В фокусе данной работы находятся описания правлений римских императоров от Александра Севера до Юстина I, включая период с 235 по 285 г.н.э., который стал известен как «кризис III века», когда империя вошла в полосу значительной политической и социальной нестабильности. Зонара также обращает внимание на множество «параллельных императоров» - узурпаторов, которые предпринимали попытки захвата власти в различных провинциях. «Ἐπιτομὴ ἱστοριῶν» подчеркивает те трудности, с которыми империя столкнулась, и то, как они влияли на население. С приходом к власти Диоклетиана и переходом от принципата к доминату началась новая эра: император провел реформы, направленные на усиление административного контроля и восстановление экономики. Он разделил империю на зоны компетенции двух августов и двух цезарей (т.н. тетрархия), что должно было, по его мысли, способствовать более эффективному управлению. Однако, несмотря на успешные реформы, на правление Диоклетиана пришлись жестокие гонения против христиан, также отмечаемые Зонарой. Константин I Великий сделал по Миланскому эдикту христианство дозволенной религией, а фактически - начал процесс придания ему статуса государственной религии. Этот процесс был завершён Фессалоникийским эдиктом “Cunctos populos”, изданным 27 февраля 380 года, который и сделал никейское христианство государственной религией Римской империи. Зонара описывает Константина как полководца и реформатора. Посредством анализа действий и политики императоров Зонара предлагает читателям погрузиться в панораму истории Рима, демонстрируя, как на протяжении веков империя сталкивалась с вызовами и изменениями и как эти изменения формировали современный ему облик ойкумены. Вторая часть публикуемого перевода охватывает события от выступления Констанция II против Флавия Магна Магненция до конца царствования Иовиана (предшествующие события были изложены в первой части перевода1).
Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025;(2 (31)):226-247
pages 226-247 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».