Свидетели травли: что побуждает школьников вмешиваться или оставаться в стороне

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются причины (не)вмешательства свидетелей в защиту жертв школьной травли. Мы исследуем феномен отчуждения моральной ответственности среди школьников 8–10 классов из двух школ Санкт-Петербурга. Анализ 42 интервью показал, что невмешательство сопровождается страхом, равнодушием, убеждением в заслуженности травли. Страх ухудшения своего положения в иерархии группы и боязнь стать следующей жертвой травли являются сдерживающими факторами, из-за которых учащиеся остаются пассивными наблюдателями. Равнодушие среди школьников часто объясняется сосредоточенностью на собственных проблемах, дистанцированием от трудностей других. Обвинение жертв делает вмешательство социально нежелательным действием.Вмешательство и помощь жертвам мотивируется наличием дружеских отношений с жертвой, чувством моральной ответственности за благополучие окружающих, личным опытом пережитых издевательств.Результаты исследования важны для разработки антибуллинговых программ и создания благополучной школьной среды. Работая с причинами невмешательства, можно научить школьников быть социально ответственными за свое поведение и поведение окружающих.

Об авторах

Арина Алексеевна Букина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: bukinaarina505@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-4032-8659
Cтажер-исследователь, Центр междисциплинарных фундаментальных исследований Санкт-Петербург, Россия

Елизавета Вячеславовна Елисеева

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: eliseevaeliza6@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-8713-7537
Студентка программы «Социология и социальная информатика» Санкт-Петербург, Россия

Елизавета Игоревна Петрова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: petrova693elizaveta@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-7298-6138
Студентка программы «Социология и социальная информатика» Санкт-Петербург, Россия

Вера Викторовна Титкова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: vtitkova@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-8919-6817
Кандидат социологических наук, старший преподаватель Департамента социологии, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62–90. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-62-90 EDN: UAIWHS
  2. Bandura A. (1997) Self-efficacy: The Exercise of Control. New York: W.H. Freeman.
  3. Bandura A. (2002) Selective Moral Disengagement in the Exercise of Moral Agency. Journal of Moral Education. Vol. 31. No. 2. P. 101–119. DOI: https://doi.org/10.1080/0305724022014322
  4. Bauman S., Yoon J., Iurino C., Hackett L. (2020) Experiences of Adolescent Witnesses to Peer Victimization: The Bystander Effect. Journal of School Psychology. Vol. 80. P. 1–14. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2020.03.002
  5. Bistrong E., Bottiani J.H., Bradshaw C.P. (2019) Youth Reactions to Bullying: Exploring the Factors Associated with Students’ Willingness to Intervene. Journal of School Violence. Vol. 18. No. 4. P. 522–535. DOI: https://doi.org/10.1080/15388220.2019.1576048
  6. Bjärehed M., Thornberg R., Wänström L., Gini G. (2020) Mechanisms of Moral Disengagement and Their Associations with Indirect Bullying, Direct Bullying, and Pro-Aggressive Bystander Behavior. The Journal of Early Adolescence. Vol. 40. No. 1. P. 28–55. DOI: https://doi.org/10.1177/0272431618824745
  7. Blakemore S.-J. (2018) Avoiding Social Risk in Adolescence. Current Directions in Psychological Science. Vol. 27. No. 2. P. 116–122. DOI: https://doi.org/10.31234/osf.io/g2q9e
  8. Carrera M.V., DePalma R., Lameiras M. (2011) Toward a More Comprehensive Understanding of Bullying in School Settings. Educational Psychology Review. Vol. 23. No. 4. P. 479–499. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10648-011-9171-x
  9. deLara E.W. (2022) Family Bullying in Childhood: Consequences for Young Adults. Journal of Interpersonal Violence. Vol. 37. No. 3–4. P. 206–226. DOI: https://doi.org/10.1177/0886260520934450
  10. Donoghue C., Raia-Hawrylak A. (2016) Moving beyond the Emphasis on Bullying: A Generalized Approach to Peer Aggression in High School. Children & Schools. Vol. 38. No. 1. P. 30–39. DOI: https://doi.org/10.1093/cs/cdv042
  11. Due P., Holstein B.E., Soc M.S. (2008) Bullying Victimization among 13 to 15-year-old School Children: Results from Two Comparative Studies in 66 Countries and Regions. International Journal of Adolescent Medicine and Health. Vol. 20. No. 2. P. 209–221. DOI: https://doi.org/10.1515/IJAMH.2008.20.2.209
  12. Evans C.B.R., Smokowski P.R. (2016) Theoretical Explanations for Bullying in School: How Ecological Processes Propagate Perpetration and Victimization. Child and Adolescent Social Work Journal. Vol. 33. No. 4. P. 365–375.DOI: https://doi.org/10.1007/s10560-015-0432-2
  13. Garandeau C.F., Lee I.A., Salmivalli C. (2014) Inequality Matters: Classroom Status Hierarchy and Adolescents’ Bullying. Journal of Youth and Adolescence. Vol. 43. No. 7. P. 1123–1133. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-013-0040-4
  14. Halliday S., Gregory T., Taylor A., Digenis C., Turnbull D. (2021) The Impact of Bullying Victimization in Early Adolescence on Subsequent Psychosocial and Academic Outcomes across the Adolescent Period: A Systematic Review. Journal of School Violence. Vol. 20. No. 3. P. 351–373. DOI: https://doi.org/10.1080/15388220.2021.1913598
  15. Harbin S., Kelley M., Piscitello J., Walker S. (2018) Multidimensional Bullying Victimization Scale: Development and Validation. Journal of School Violence. Vol. 18. No. 1. P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.1080/15388220.2017.1423491
  16. Hymel S., Swearer S.M. (2015) Four Decades of Research on School Bullying: An Introduction. American Psychologist. Vol. 70. No. 4. P. 293–299. DOI: https://doi.org/10.1037/a0038928
  17. Ivaniushina V., Khodorenko D., Alexandrov D. (2021) Age and Gender Differences and the Contribution of School Size and Type in the Prevalence of Bullying. Educational Studies. No. 4. P. 220–242. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-220-242
  18. Jiang S., Liu R.-D., Ding Y., Jiang R., Fu X., Hong W. (2020). Why the Victims of Bullying Are More Likely to Avoid Involvement When Witnessing Bullying Situations: The Role of Bullying Sensitivity and Moral Disengagement. Journal of Interpersonal Violence. Vol. 37. No. 5–6. P. 1–22. https://doi.org/10.1177/0886260520948142
  19. Juvonen J., Graham S. (2014) Bullying in Schools: The Power of Bullies and the Plight of Victims. Annual Review of Psychology. Vol. 65. P. 159–185. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010213-115030
  20. Moral M.V., Ovejero A. (2021) Adolescents’ Attitudes to Bullying and its Relationship to Perceived Family Social Climate. Psicothema. Vol. 33. No. 4. P. 579–586. DOI: https://doi.org/10.7334/psicothema2021.45
  21. Nickerson A.B., Mele D., Princiotta D. (2008) Attachment and Empathy as Predictors of Roles as Defenders or Outsiders in Bullying Interactions. Journal of School Psychology. Vol. 46. No. 6. P. 687–703. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2008.06.002
  22. Nickerson A.B., Mele-Taylor D. (2014) Empathetic Responsiveness, Group Norms, and Prosocial Affiliations in Bullying Roles. School Psychology Quarterly. Vol. 29. No. 1. P. 99–109. DOI: https://doi.org/10.1037/spq0000052
  23. OECD (2020) “Bullying”. PISA 2018 Results (Volume III): What School Life Means for Students’ Lives. Paris: OECD Publishing. P. 45–65. DOI: https://doi.org/10.1787/cd52fb72-en.
  24. Olweus D. (1991) Bully/Victim Problems among Schoolchildren: Basic Facts and Effects of a School Based Intervention Program. The Development and Treatment of Childhood Aggression. Lawrence: Lawrence Erlbaum Associates. P. 411–448.
  25. Pat F., Bass III M.D., Scholer S., Flannery D., Lichenstein R. (2019) How to Identify and Treat Bullying. Contemporary PEDS Journal. Vol. 36 No. 6. P. 30–34.
  26. Perren S., Gutzwiller-Helfenfinger E., Malti T., Hymel S. (2012) Moral Reasoning and Emotion Attributions of Adolescent Bullies, Victims, and Bully-victims. British Journal of Developmental Psychology. Vol. 30. No. 4. P. 511–530. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2044-835X.2011.02059.x
  27. Runions K.C., Shaw T., Bussey K., Thornberg R., Salmivalli C., Cross D.S. (2019) Moral Disengagement of Pure Bullies and Bully/Victims: Shared and Distinct Mechanisms. Journal of Youth and Adolescence. Vol. 48. P. 1835–1848. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-019-01067-2
  28. Sjögren B., Thornberg R., Kim J., Hong J.S., Kloo M. (2024) Basic Moral Sensitivity, Moral Disengagement, and Defender Self-efficacy as Predictors of Students’ Self-reported Bystander Behaviors over a School Year: A Growth Curve Analysis. Frontiers in Psychology. Vol. 15. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1378755
  29. Thornberg R., Bjereld Y., Caravita S.C. (2023) Moral Disengagement and Bullying: Sex and Age Trends among Swedish Students. Cogent Education. Vol. 10. No. 1. P. 679–690. DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2203604
  30. Thornberg R., Daremark E., Gottfridsson J., Gini G. (2020) Situationally Selective Activation of Moral Disengagement Mechanisms in School Bullying: A Repeated Within-Subjects Experimental Study. Frontiers in Psychology. Vol. 11. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01101
  31. Thornberg R., Jungert T. (2013) Bystander Behavior in Bullying Situations: Basic Moral Sensitivity, Moral Disengagement and Defender Self‐efficacy. Journal of Adolescence. Vol. 36. No. 3. P. 475–483. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2013.02.003
  32. Thornberg R., Jungert T. (2014) School Bullying and the Mechanisms of Moral Disengagement. Aggressive Behavior. Vol. 40. No. 2. P. 99–108. DOI: https://doi.org/10.1002/ab.21509
  33. Thornberg R., Wänström L., Elmelid R., Johansson A., Mellander E. (2020) Standing up for the Victim or Supporting the Bully? Bystander Responses and Their Associations with Moral Disengagement, Defender Self-efficacy, and Collective Efficacy. Social Psychology of Education. Vol. 23. No. 3. P. 563–581. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-020-09549-z
  34. Wachs S., Görzig A., Wright M.F., Schubarth W., Bilz L. (2020) Associations among Adolescents’ Relationships with Parents, Peers, and Teachers, Self-Efficacy, and Willingness to Intervene in Bullying: A Social Cognitive Approach. International Journal of Environmental Research and Public Health. Vol. 17. No. 2. P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph17020420
  35. Wang J., Iannotti R.J., Nansel T.R. (2009) School Bullying among Adolescents in the United States: Physical, Verbal, Relational, and Cyber. Journal of Adolescent Health. Vol. 45. No. 4. P. 368–375. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2009.03.021
  36. Yang L., Gao T. (2023) Defending or Not? The Role of Peer Status, Social Self-efficacy, and Moral Disengagement on Chinese Adolescents’ Bystander Behaviors in Bullying Situations. Current Psychology. Vol. 42. No. 33. P. 29616–29627. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-022-04039-1

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Канал журнала в Telegram: t.me/inter0000

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».