Эмоциональный опыт думскроллинга: как справиться с негативными новостями?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Большая часть новостей, с которыми мы сталкиваемся в медиапространстве, являются негативными. При этом поток информации в современном мире все увеличивается, а серия сменяющих друг друга кризисов подталкивает людей уделять внимание такому контенту. Возникает такое явление, как думскроллинг — тенденция потреблять большое количество негативных новостей, несмотря на вызываемые ими эмоции. В данном исследовании мы анализируем, как думскроллеры описывают свой эмоциональный опыт потребления новостей и каковы их способы управления негативными переживаниями. Эмпирической базой исследования стали 47 интервью с думскроллерами, проведенные в конце 2022 — начале 2023 года. Информанты связывают с потреблением информационного контента следующие эмоции: тревогу (эготропную и социотропную), бессилие/беспомощность (низкую внешнюю политическую эффективность и невозможность контролировать собственную жизнь) и апатию, злость. Эмоциональный опыт часто описывается с использованием медикализированной и психотерапевтической лексики. Думскроллеры говорят о своем состоянии как о болезни: употребляют специализированные термины, упоминают об опыте обращения за помощью к медицинским работникам и акцентируют физические последствия для здоровья от потребления новостей. Способы совладания с эмоциями разнообразны. Информанты могут предпринимать попытки изменить стиль медиапотребления, ограничивая внимание к информационному контенту. При этом думскроллеры, которые сохраняют высокий уровень потребления новостей, прибегают к активному обсуждению и коллективному проживанию эмоций, а также могут переключать свое внимание на другие повседневные активности. Впрочем, практики думскроллеров и смыслы, которые они приписывают своим переживаниям, очень вариативны и разнообразны.

Об авторах

Анастасия Дмитриевна Казун

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: adkazun@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-9633-2776
SPIN-код: 9207-9760
ResearcherId: K-6835-2015
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория экономико-социологических исследований, доцент факультета социальных наук Москва, Россия

Наталия Сергеевна Малыгина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: nsmalygina_1@edu.hse.ru
Студентка, факультет социальных наук Москва, Россия

Список литературы

  1. Богомягкова Е.С., Попова Е.Е. «Усталость сострадать» в практиках медиапотребления (на примере отношения к проблематизации распространения COVID-19) // Социологические исследования. 2021. № 6. С. 46–56. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250012269-8 EDN: TJOCFI
  2. Глухова М. Два поколения депрессии: Дискурсы об эмоциях в автобиографических текстах российских мужчин // Журнал исследований социальной политики. 2024. T. 22. № 1. C. 43–58. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2024-22-1-43-58
  3. Максименко А.А., Дейнека О.С., Мортикова И.А. Инфодемический думскроллинг и психологическое благополучие россиян // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 129–136. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.20 EDN: BOBTPA
  4. Казун А.Д. «Они все равно меня находят»: медиапотребление людей, избегающих новостей // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2023. № 3. С. 3–25. DOI: https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2023.325 EDN: NIPMIQ
  5. Казун А.Д. «Обложиться информацией, чтобы хоть что-то понимать»: Индивидуальные и социальные основания думскроллинга // Мир России. 2024. Т. 33. № 2. С. 77–94. DOI: https://doi.org/10.17323/1811-038X-2024-33-2-77-94
  6. Симонова О.А. «Эмоциональная разметка» психотерапевтической культуры: императивы, идейные противоречия и линии анализа // Журнал исследований социальной политики. 2024. Т. 22. № 1. С. 7–24. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2024-22-1-7-24
  7. Симонова О.А. Эмоциональные императивы позднесовременного общества и их социальные последствия // Социологический журнал. 2021. Т. 27. № 2. С. 25–45. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.2.8084
  8. Andersen K., Djerf-Pierre M., Shehata A. (2024) The Scary World Syndrome: News Orientations, Negativity Bias, and the Cultivation of Anxiety. Mass Communication and Society. P. 1–23. DOI: https://doi.org/10.1080/15205436.2023.2297829
  9. Antunovic D., Parsons P., Cooke T.R. (2018) “Checking” and Googling: Stages of News Consumption Among Young Adults. Journalism. Vol. 19. No. 5. P. 632–648. DOI: https://doi.org/10.1177/1464884916663625
  10. Baumeister R.F., Bratslavsky E., Finkenauer C., Vohs K.D. (2001) Bad is Stronger than Good. Review of General Psychology. Vol. 5. No. 4. P. 323–370. DOI: https://doi.org/10.1037/1089-2680.5.4.323
  11. Bebbington K., MacLeod C., Ellison T.M., Fay N. (2017) The Sky Is Falling: Evidence of a Negativity Bias in the Social Transmission of Information. Evolution and Human Behavior. Vol. 38. No. 1. P. 92–101. DOI: https://doi.org/10.1016/j.evolhumbehav.2016.07.004
  12. Benesch C. (2012) An Empirical Analysis of the Gender Gap in News Consumption. Journal of Media Economics. Vol. 25. No. 3. P. 147–167. DOI: https://doi.org/10.1080/08997764.2012.700976
  13. Bengtsson S., Johansson S. (2021) A Phenomenology of News: Understanding News in Digital Culture. Journalism. Vol. 22. No. 11. P. 2873–2889. DOI: https://doi.org/10.1177/1464884919901194
  14. Booth A., Cardona-Sosa L., Nolen P. (2014) Gender Differences in Risk Aversion: Do Single-sex Environments Affect Their Development? Journal of Economic Behavior & Organization. Vol. 99. P. 126–154. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jebo.2013.12.017
  15. Boukes M., Vliegenthart R. (2017) News Consumption and Its Unpleasant Side Effect: Studying the Effect of Hard and Soft News Exposure on Mental Well-being Over Time. Journal of Media Psychology: Theories, Methods, and Applications. Vol. 29. P. 137–147. DOI: https://doi.org/10.1027/1864-1105/a000224
  16. Boulianne S., Oser J., Hoffmann C.P. (2023) Powerless in the Digital Age? A Systematic Review and Meta-analysis of Political Efficacy and Digital Media Use. New Media & Society. Vol. 25. No. 9. P. 2512–2536. DOI: https://doi.org/10.1177/14614448231176519
  17. Clayton S. (2020) Climate Anxiety: Psychological Responses to Climate Change. Journal of Anxiety Disorders. Vol. 74. P. 1–29. DOI: https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2020.102263
  18. Conrad P., Schneider J.W. (1992) Deviance and Medicalization: From Badness to Sickness. Philadelphia: Temple University Press.
  19. Dahl J.M.R., Ytre-Arne B. (2023) Monitoring the Infection Rate: Explaining the Meaning of Metrics in Pandemic News Experiences. Journalism. Vol. 24. No. 12. P. 2705–2722. DOI: https://doi.org/10.1177/14648849221149599
  20. Edgerly S. (2023) Avoiding News is Hard Work or Is It? A Closer Look at the Work of News Avoidance among Frequent and Infrequent Consumers of News. Journalism Studies. P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.1080/1461670X.2023.2293834
  21. Groot Kormelink T., Klein Gunnewiek A. (2022) From “Far Away” to “Shock” to “Fatigue” to “Back to Normal”: How Young People Experienced News During the First Wave of the COVID-19 Pandemic. Journalism Studies. Vol. 23. No. 5–6. P. 669–686. DOI: https://doi.org/10.1080/1461670X.2021.1932560
  22. Holman E.A., Garfin D.R., Silver R.C. (2014) Media’s Role in Broadcasting Acute Stress Following the Boston Marathon Bombings. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. Vol. 111. No. 1. P. 93–98. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1316265110
  23. Horwitz A.V., Wakefield J.C. (2007) The Loss of Sadness: How Psychiatry Transformed Normal Sorrow into Depressive Disorder. Oxford: Oxford University Press.
  24. Johansson S., Johansson B., Johansson J. (2023) The Dynamics of Information-Seeking Repertoires: A Cross-Sectional Latent Class Analysis of Information-Seeking During the COVID–19 Pandemic. Mass Communication and Society. Vol. 27. No. 4. P. 1–28. DOI: https://doi.org/10.1080/15205436.2023.2258863
  25. Knobloch-Westerwick S., Hastall M.R., Rossmann M. (2009) Coping or Escaping?: Effects of Life Dissatisfaction on Selective Exposure. Communication Research. Vol. 36. No. 2. P. 207–228. DOI: https://doi.org/10.1177/0093650208330252
  26. Kołodziejska M., Paliński M. (2023) “Train Your Mind for a Healthy Life”. The Medicalization of Mediatized Mindfulness in the West. Current Psychology. Vol. 42. No. 18. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-022-02814-8
  27. Leung D.K.K., Lee F.L.F. (2015) How Journalists Value Positive News. Journalism Studies. Vol. 16. No. 2. P. 289–304. DOI: https://doi.org/10.1080/1461670X.2013.869062
  28. Lund P.C. (2021) Deconstructing Grief: A Sociological Analysis of Prolonged Grief Disorder. Social Theory & Health. Vol. 19. No. 2. P. 186–200. DOI: https://doi.org/10.1057/s41285-020-00135-z
  29. Mannell K., Meese J. (2022) From Doom-Scrolling to News Avoidance: Limiting News as a Wellbeing Strategy During COVID Lockdown. Journalism Studies. Vol. 23. No. 3. P. 302–319. DOI: https://doi.org/10.1080/1461670X.2021.2021105
  30. Matthes J. (2006) The Need for Orientation Towards News Media: Revising and Validating a Classic Concept. International Journal of Public Opinion Research. Vol. 18. No. 4. P. 422–444. DOI: https://doi.org/10.1093/ijpor/edh118
  31. McLaughlin B., Gotlieb M.R., Mills D.J. (2022) Caught in a Dangerous World: Problematic News Consumption and Its Relationship to Mental and Physical Ill-Being. Health Communication. Vol. 38. No. 12. P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1080/10410236.2022.2106086
  32. Moe H., Nærland T.U., Ytre-Arne B. (2024) Ritual Check-in, Shocked Immersion, Regained Stability: A Sequential Typology of News Experiences in Crisis Situations. Media, Culture & Society. Vol. 46. No. 2. P. 425–435. DOI: https://doi.org/10.1177/01634437231187967
  33. Ortony A., Fainsilber L. (1987) The Role of Metaphors in Descriptions of Emotions. Theoretical Issues in Natural Language Processing. Urbana-Champaign: University of Illinois. P. 181–184.
  34. Price M., Legrand A.C., Brier Z.M.F., Van Stolk-Cooke K., Peck K., Dodds P.S., Danforth C.M., Adams Z.W. (2022) Doomscrolling During COVID-19: The Negative Association between Daily Social and Traditional Media Consumption and Mental Health Symptoms During the COVID-19 Pandemic. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. Vol. 14. No. 8. P. 1338–1346. DOI: https://doi.org/10.1037/tra0001202
  35. Satici S.A., Gocet Tekin E., Deniz M.E., Satici B. (2023) Doomscrolling Scale: Its Association with Personality Traits, Psychological Distress, Social Media Use, and Wellbeing. Applied Research in Quality of Life. Vol. 18. No. 2. P. 833–847. DOI: https://doi.org/10.1007/s11482-022-10110-7
  36. Shabahang R., Kim S., Hosseinkhanzadeh A.A., Aruguete M.S., Kakabaraee K. (2023) “Give Your Thumb a Break” from Surfing Tragic Posts: Potential Corrosive Consequences of Social Media Users’ Doomscrolling. Media Psychology. Vol. 26. No. 4. P. 460–479. DOI: https://doi.org/10.1080/15213269.2022.2157287
  37. Shoemaker P.J. (1996) Hardwired for News: Using Biological and Cultural Evolution to Explain the Surveillance Function. Journal of Communication. Vol. 46. No. 3. P. 32–47. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1996.tb01487.x
  38. Silver R.C., Holman E.A., Andersen J.P., Poulin M., McIntosh D.N., Gil-Rivas V. (2013) Mental- and Physical-Health Effects of Acute Exposure to Media Images of the September 11, 2001, Attacks and the Iraq War. Psychological Science. Vol. 24. No. 9. P. 1623–1634. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797612460406
  39. Soroka S., McAdams S. (2015) News, Politics, and Negativity. Political Communication. Vol. 32. No. 1. P. 1–22. DOI: https://doi.org/10.1080/10584609.2014.881942
  40. Toff B., Nielsen R.K. (2022) How News Feels: Anticipated Anxiety as a Factor in News Avoidance and a Barrier to Political Engagement. Political Communication. Vol. 39. No. 6. P. 697–714. DOI: https://doi.org/10.1080/10584609.2022.2123073
  41. Toff B., Palmer R.A. (2019) Explaining the Gender Gap in News Avoidance: “News-Is-for-Men” Perceptions and the Burdens of Caretaking. Journalism Studies. Vol. 20. No. 11. P. 1563–1579. DOI: https://doi.org/10.1080/1461670X.2018.1528882
  42. Trussler M., Soroka S. (2014) Consumer Demand for Cynical and Negative News Frames. The International Journal of Press/Politics. Vol. 19. No. 3. P. 360–379. DOI: https://doi.org/10.1177/1940161214524832
  43. Van Aelst P., Strömbäck J., Aalberg T., Esser F., de Vreese C., Matthes J., Hopmann D., Salgado S., Hubé N., Stępińska A., Papathanassopoulos S., Berganza R., Legnante G., Reinemann C., Sheafer T., Stanyer J. (2017) Political Communication in a High-choice Media Environment: A Challenge for Democracy? Annals of the International Communication Association. Vol. 41. No. 1. P. 3–27. DOI: https://doi.org/10.1080/23808985.2017.1288551
  44. Van Aelst P., Toth F., Castro L., Štětka V., Vreese C. de, Aalberg T., Cardenal A.S., Corbu N., Esser F., Hopmann D.N., Koc-Michalska K., Matthes J., Schemer C., Sheafer T., Splendore S., Stanyer J., Stępińska A., Strömbäck J., Theocharis Y. (2021) Does a Crisis Change News Habits? A Comparative Study of the Effects of COVID-19 on News Media Use in 17 European Countries. Digital Journalism. Vol. 9. No. 9. P. 1208–1238. DOI: https://doi.org/10.1080/21670811.2021.1943481
  45. van der Meer T.G.L.A., Hameleers M. (2022) I Knew It, the World is Falling Apart! Combatting a Confirmatory Negativity Bias in Audiences’ News Selection Through News Media Literacy Interventions. Digital Journalism. Vol. 10. No. 3. P. 473–492. DOI: https://doi.org/10.1080/21670811.2021.2019074
  46. van der Meer T.G.L.A., Kroon A.C., Verhoeven P., Jonkman J. (2019) Mediatization and the Disproportionate Attention to Negative News: The Case of Airplane Crashes. Journalism Studies. Vol. 20. No. 6. P. 783–803. DOI: https://doi.org/10.1080/1461670X.2018.1423632
  47. Wahl-Jorgensen K., Hanitzsch T. (2009) The Handbook of Journalism Studies. New York; London: Routledge.
  48. Wängnerud L., Solevid M., Djerf-Pierre M. (2019) Moving beyond Categorical Gender in Studies of Risk Aversion and Anxiety. Politics & Gender. Vol. 15. No. 4. P. 826–850. DOI: https://doi.org/10.1017/S1743923X18000648
  49. Westlund O., Ghersetti M. (2015) Modelling News Media Use: Positing and Applying the GC/MC Model to the Analysis of Media Use in Everyday Life and Crisis Situations. Journalism Studies. Vol. 16. No. 2. P. 133–151. DOI: https://doi.org/10.1080/1461670X.2013.868139
  50. Young J.R. (2003) The Role of Fear in Agenda Setting by Television News. American Behavioral Scientist. Vol. 46. No. 12. P. 1673–1695. DOI: https://doi.org/10.1177/0002764203254622
  51. Ytre-Arne B., Moe H. (2021) Doomscrolling, Monitoring and Avoiding: News Use in COVID-19 Pandemic Lockdown. Journalism Studies. Vol. 22. No. 13. P. 1739–1755. DOI: https://doi.org/10.1080/1461670X.2021.1952475

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Канал журнала в Telegram: t.me/inter0000

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».