Контактная вариантология английского языка и учебная лексикография: взгляд из Расширяющегося круга

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлено исследование четырех англоязычных учебных словарей для изучающих английский язык как неродной в странах Расширяющегося круга с позиции возможного отражения ими положений контактной вариантологии английского языка. Основное внимание уделено тому, как современные учебные словари отражают текущий глобальный статус английского языка. Словарь, ориентированный исключительно на образовательные потребности обучающегося, как представляется, игнорирует весь спектр и глубину социокультурных функций глобального английского языка. Авторы исследуют представленность в словарях вариантов английского языка, не относящихся к Внутреннему кругу и, в частности, анализируют культурные заимствования из стран Северо-Восточной Азии (Китая, Японии, Кореи, России), где английский язык широко используется для межкультурного общения. Особый интерес представляют определения подобных заимствований в словаре и то, как в них представлена национальная идентичность пользователей английского языка из стран Расширяющегося круга. Анализ словника учебных словарей выявляет этноцентрический подход при составлении словарей. Это проявляется как в неоднородном охвате в словарях вариантов английского языка, не относящихся к Внутреннему кругу, так и в необъяснимом отборе заимствований для включения в словари. Слова, ассоциируемые со странами Северо-Восточной Азии, как правило, отбираются произвольно и в соответствии с приоритетами западной, а не региональных культур. Англоцентризм проявляется и в содержании словарной статьи. Большая часть заимствований определяется с позиции англо-американской культуры безотносительно к исходной культуре. Авторы приходят к выводу, что представление неанглийских культур в учебных словарях является идеологическим и этноцентрическим и поэтому словари не отвечают вызовам глобализированного мира.

Об авторах

Галина Николаевна Ловцевич

Дальневосточный федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lovtsevich.gn@dvfu.ru

доктор филологических наук, профессор, зав. каф. лингвистики и межкультурной коммуникации

690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8

Александр Анатольевич Соколов

Дальневосточный федеральный университет

Email: sokolov_aa@dvfu.ru

аспирант, кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации, Восточный институт - Школа региональных и международных исследований

690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8

Список литературы

  1. Benson, Phil. 2001. Ethnocentrism and the English Dictionary. London: Routledge.
  2. Bogaards, Paul. 1996. Dictionaries for learners of English. International Journal of Lexicography 9 (4). 277-320.
  3. Chen, Wenge. 2019. Towards a discourse approach to critical lexicography. International Journal of Lexicography 32 (3). 362-388.
  4. Cowie, Anthony P. 1995. The learner’s dictionary in a changing cultural perspective. In Braj B. Kachru & Henry Kahane (eds.), Cultures, Ideologies, and the Dictionary: Studies in Honor of Ladislav Zgusta, 283-295. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  5. Cowie, Anthony P. 2000. English Dictionaries for Foreign Learners: A History. Oxford: Oxford University Press.
  6. Crystal, David. 2012. English as a Global Language. 2nd edn. Cambridge: Cambridge University Press.
  7. De Schryver, Gilles-Maurice. 2012. Trends in twenty-five years of academic lexicography. International Journal of Lexicography 25 (4). 464-506.
  8. Herbst, Thomas. 1996. On the way to the perfect learners’ dictionary: a first comparison of OALD5, LDOCE3, COBUILD2 and CIDE. International Journal of Lexicography 9 (4). 321-357.
  9. Heuberger, Reinhard. 2015. Learners’ dictionaries: History and development; current issues. In Philip Durkin (ed.), The Oxford Handbook of Lexicography, 25-43. Oxford: Oxford University Press.
  10. Kachru, Braj B. 1996. Opening borders with world Englishes: Theory in the classroom. In Steve Cornwell, Peggy Rule & Toshiko Sugino (eds.), On JALT96: Crossing borders. The proceedings of the 23rd annual JALT international conference on language teaching/learning, Hiroshima, Japan, November 1996, 10-20. JALT, Tokyo.
  11. Kirkness, Alan. 2004. Three advanced learners’ dictionaries. ELT Journal 58 (3). 294-300.
  12. Kramsch, Claire. 2014. Teaching foreign languages in an era of globalization: Introduction. The Modern Language Journal 98. 296-311.
  13. Kumaravadivelu, Bala. 2012. Individual identity, cultural globalization, and teaching English as an international language: The case for an epistemic break. In Lubna Alsagoff, Sandra Lee Mckay, Guangwei Hu & Willy A. Renandya (eds.), Principles and Practices for Teaching English as an International Language, 9-27. New York: Routledge.
  14. Lambert, James. 2019. Lexicography and World Englishes. In Daniel Schreier, Marianne Hundt & Edgar W. Schneider (eds.), The Cambridge Handbook of World Englishes, 408-435. Cambridge: Cambridge University Press.
  15. Lee, William R. 1989. The treatment of pronunciation in some (mainly British) monolingual general dictionaries used by learners of English. In Makhan L. Tickoo (eds.), Learners’ Dictionaries: State of the Art, 112-123. Singapore: SEAMEO Regional Language Centre.
  16. Lovtsevich, Galina N. 2019. Teaching English as a language of international communication: Time of change. The Humanities and Social Studies in the Far East 16 (1). 135-142.
  17. McKay, Sandra L. 2012. Principles of teaching English as an International Language. In Lubna Alsagoff, Sandra Lee McKay, Guangwei Hu & Willy A. Renandya (eds.), Principles and Practices for Teaching English as an International Language, 28-46. New York: Routledge.
  18. Proshina, Zoya G. 2019. Elaborating on the Expanding Circle. World Englishes 38 (1-2). 233-244.
  19. Sterkenburg, Piet van. 2003. A Practical Guide to Lexicography. Amsterdam: John Benjamins.
  20. Whitcut, Janet. 1995. Taking it for granted: Some cultural preconceptions in English dictionaries. In Braj B. Kachru & Henry Kahane (eds.), Cultures, Ideologies, and the Dictionary: Studies in Honor of Ladislav Zgusta, 253-257. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  21. Aadhaar, dabba, hartal, shaadi make it to Oxford dictionary. India News - Times of India [Electronic resource]. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/aadhaardabba-hartal-shaadi-make-it-to-oxford-dictionary/articleshow/73584050.cms (accessed: 06 March 2020)
  22. Cambridge Advanced Learner’s Dictionary [Electronic resource]. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/ (accessed: 18 April 2020).
  23. Collins COBUILD Advanced Learner’s Dictionary [Electronic resource]. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english (accessed: 18 April 2020).
  24. Hornby, Albert S. & Sally Wehmeier (eds.). 2000. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. 6th edn. Oxford: Oxford University Press. (accessed: 18 April 2020).
  25. Longman Dictionary of Contemporary English [Electronic resource]. URL: https://www.ldoceonline.com/ (accessed: 18 April 2020).
  26. Oxford Advanced Learner’s Dictionary [Electronic resource]. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (accessed: 18 April 2020).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ловцевич Г.Н., Соколов А.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».