«Возникающая невежливость» и «убеждающая эмоциональность» в дискурсах польских СМИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Основное внимание в статье уделяется выявлению и обсуждению случаев того, что мы называем «возникающей невежливостью» (“emergent impoliteness”) и «убеждающей эмоциональностью» (“persuasive emotionality”). Рассматриваются дискурсивные стратегии, используемые польскими СМИ, которые способствуют усилению отрицательных эмоций аудитории и радикализации языка и отношений при обращении к политическим оппонентам. Особое значение уделяется функциям эмоционального дискурса и его персуазивной роли в дискурсе СМИ и за его пределами. Рассматриваемые примеры взяты из современных польских медиатекстов. Источником материала послужил большой польский медиа корпус - corpus monco.frazeo.pl (Pęzik 2020). Исследование проводится с помощью инструментов статистического анализа материалов корпуса (Pęzik 2012, 2014) на основе эмотивного и дискурсивного подходов. Анализируются используемые СМИ способы интерпретации событий (Langacker 1987/1991) с точки зрения их идеологического фрейминага, понимаемого как определенные навязанные / сконструированные модели и структуры событий (Gans 1979). Особое внимание уделяется негативной аксиологической оценке людей и событий с точки зрения преимущественно имплицитного воздействующего и оскорбительного дискурса, включая роль эмоциональных кластеров обиды и оскорбления, гнева и презрения в тактике убеждения. В исследовании предлагается категоризация типов возникающей невежливости и убеждающей эмоциональности, которые включают в себя имплицитное убеждение, направленное на повышение негативной эмоциональности медиаобщественности. Результаты исследования обеспечивают основу для дальнейших исследований эмоционализации медиадискурса.

Об авторах

Барбара Левандовска-Томашчик

Государственная высшая профессиональная школа в Конине

Автор, ответственный за переписку.
Email: barbara.lewandowska-tomaszczyk@konin.edu.pl
ORCID iD: 0000-0002-6836-3321

профессор в области лингвистики и английского языка, преподает на кафедре языка и коммуникации Государственного университета прикладных наук в Конине (Польша), ранее работала в Лодзинском университете. Ее исследования сосредоточены на контрастивных исследованиях в области семантики и прагматики, на корпусной лингвистике и переводоведении, лексикографии и анализе онлайн-дискурса. Выступает с докладами на международных конференциях, активно публикуется, руководит диссертациями, организует международные конференции и семинары.

Конин, Польша

Петр Пензик

Лодзинский университет

Email: piotr.pezik@uni.lodz.pl
ORCID iD: 0000-0003-0019-5840

доцент, заведующий кафедрой корпусной и компьютерной лингвистики в Институте английских исследований Лодзинского университета. Его исследовательские интересы связаны с фразеологией, корпусной лингвистикой и обработкой естественного языка. Он является разработчиком устного и письменного корпуса польского языка и автором большого количества публикаций по корпусной лингвистике.

Лодзь, Польша

Список литературы

  1. Cuelpeper, Jonathan. 2011. Impoliteness - Using Language to Cause Offence. Cambridge: Cambridge University Press.
  2. Czyżewski, Marek, Sergiusz Kowalski & Andrzej Piotrowski (eds.). 1997. Rytualny chaos. Studium dyskursu publicznego. Kraków: Aureus.
  3. Gans, Herbert J. 1979. Deciding what’s news. New York: Pantheon.
  4. Goffman. Erving. 1962. An Analysis of Ritual Elements in Social Interaction. Chicago: University of Chicago Press.
  5. Haugh, Michael & Jonathan Culpeper 2018. Integrative pragmatics and (im)politeness theory. In Neal R. Norrick & Cornelia Ilie (eds.) Pragmatics and Its Interfaces, 213-239. Amsterdam: Benjamins.
  6. Kaid, Lynda L., Jacques Gerstlé & Keith R. Sanders (eds.). 1991. Mediated Politics in Two Cultures: Presidential Campaigning in the United States and France. New York: Praeger.
  7. Lakoff, George & Mark Johnson. 1980. Metaphors we live by. Chicago: Chicago University Press.
  8. Lakoff, George. 1987. Women, Fire, and Dangerous Thigs: What Categories Reveal about Human Mind. Chicago: Chicago University Press.
  9. Langacker, Ronald W. 1987/91. Foundations of Cognitive Grammar. Vols. 1 and 2. Stanford: Stanford University Press.
  10. Langacker, Ronald W. 2001. Discourse in Cognitive Grammar. Cognitive Linguistics 12 (2). 143-188.
  11. Leary, Mark R. Carries Springer, Laura Negel, Emily Ansell & Kelly Evans. 1998. The causes, phenomenology, and consequences of hurt feelings. Journal of Personality and Social Psychology 74 (5). 1225-1237.
  12. Liao, Kelly Yu-Hsin , Meifen Wei, Daniel W. Russell & W. Todd Abraham. 2012. Experiential self-focus writing as a facilitator of processing an interpersonal hurt. Journal of Clinical Psychology 68 (10). 1089-1110.
  13. Lewandowska-Tomaszczyk, Barbara. 1996. Cross-linguistic and language-specific aspects of semantic prosody. In Katarzyna Jaszczolt & Kenneth Turner (eds.) Contrastive Semantics and Pragmatics, vol. 1 - Meanings and Representations and reprinted in Language Sciences 18 (1-2). 153-178. Great Britain: Pergamon/Elsevier Science.
  14. Lewandowska-Tomaszczyk, Barbara. 2010. Re-conceptualization and the emergence of discourse meaning as a theory of translation. In Lewandowska-Tomaszczyk, Barbara & Marcel Thelen (eds.) Meaning in Translation. 105-148. Frankfurt a. Main: Peter Lang.
  15. Lewandowska-Tomaszczyk, Barbara. 2013. Online Interconnectivity and Negative Emotion Patterning. New Media, Audience and Emotional Connectivity. Special Issue. Sociedad de la Información 44. 76-109.
  16. Lewandowska-Tomaszczyk, Barbara. 2015. Emergent group identity construal in online discussions: A linguistic perspective. In Frauke Zeller, Cristina Ponte & Brian O’Neill (eds), Revitalising audience research: Innovations in European audience research, London: Routledge, 80-105.
  17. Lewandowska-Tomaszczyk, Barbara. 2017a. Identity, emotions and cultural differences in English and Polish online comments. International Journal of Language and Culture 4 (1). 47-71.
  18. Lewandowska-Tomaszczyk, Barbara. 2017b. Incivility and confrontation in online conflict discourses. Lodz Papers in Pragmatics 13 (2). 347-363. 2017. doi: 10.1515/lpp-2017-0019.
  19. Lewandowska-Tomaszczyk, Barbara 2020. Culture-driven emotional profiles and online discourse extremism. Pragmatics and Society. 262-292.
  20. Lewandowska-Tomaszczyk, Barbara & Piotr Pęzik. 2019. Emergent impoliteness in media Discourse/ Paper delivered at SymPol 12 conference, Cambridge, UK.
  21. Lewandowska-Tomaszczyk, Barbara & Paul A. Wilson. 2013. English fear and Polish strach in contrast: GRID approach and cognitive corpus linguistic methodology. In Johnny Fontaine, Klaus R. Scherer & Cristina Soriano (eds), Components of Emotional Meaning: A Sourcebook, 425-436. Oxford: Oxford University Press
  22. Lewandowska-Tomaszczyk, Barbara & Paul A. Wilson (in press 1) Contrasts and analogies in cluster categories of emotion concepts in monolingual and cross-linguistic contexts: contempt.
  23. Lewandowska-Tomaszczyk, Barbara & Paul A. Wilson (in press 2). Cross-cultural models of mental hurt emotion clusters.
  24. Louw, Bill. 1993. Irony in the Text or Insincerity in the Writer? In Mona Baker, Gill Francis & Elena Tognini-Bonelli (eds.)? Text and Technology, 157-175. Amsterdam/Philadelphia: Benjamins.
  25. Pęzik, Piotr 2012. Wyszukiwarka PELCRA dla danych NKJP (PELCRA search engine for NKJP). In Narodowy Korpus Języka Polskiego. Warszawa: PWN.
  26. Pęzik, Piotr 2014. Graph-based analysis of collocational profiles. In Vida Jesenšek & Peter Grzybek (eds.) Phraseologie im Wörterbuch und Korpus (Phraseology in dictionaries and corpora), 227-243. ZORA 97. Maribor, Bielsko-Biała, Budapest, Kansas, Praha: Filozofska fakulteta.
  27. Pęzik, Piotr. 2018. Facets of Prefabrication: Perspectives on Modelling and Detecting Phraseological Units. Lodz: Lodz University Press.
  28. Pęzik, Piotr. 2020. Budowa i Zastosowania Korpusu Monitorującego MoncoPL. Forum Lingwistyczne 7 (November 2020). 133-150. https://doi.org/10.31261/fl.2020.07.11.
  29. Piontek, Dorota. 2011. The Tabloidization of Political Discourse. The Polish Case. Central European Journal of Communication 2. 274-293.
  30. Sinclair, John McH. 1994. Trust the text. In Malcolm Coulthard (ed.) Advances in Written Text Analysis. 12-25. London/New York: Routledge.
  31. Vangelisti, Anita L., Stacy L, Young, Katy E. Carpenter-Theune & Alicia L. Alexander. 2005. Why does it hurt? The perceived causes of hurt feelings. Communication Research 32 (4). 443-477.
  32. Wilson, Paul A. & Barbara Lewandowska-Tomaszczyk (2021). Real-World consequences of devirtualization from online to offline spaces: The honor-killing of Qandeel Baloch
  33. Zottola, Angela (2019). Inclusive (and Not) Uses of Pronouns and Honorifics in the British Press. In Lewandowska-Tomaszczyk, B. (ed.) Language, Heart, and Mind, 303-322. Frankfurt a. Main: Peter Lang

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Левандовска-Томашчик Б., Пензик П., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».