Фразеологический паттерн как средство эффективной риторики академического письма: на примере научной статьи по педагогике


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье представлено пилотное исследование роли фразеологических паттернов в концептуализации риторических ходов, выполненное на материале текстов введения к научной статье по педагогике. Оно заполняет существующий пробел, связанный с риторической функцией этих паттернов и их использованием в процессе передачи знаний по педагогике. Цель исследования - выявить повторяющиеся фразеологические паттерны, определить их функции в выражении риторических ходов и продемонстрировать, как они способствуют общей связности и эффективности текста. Используя корпусный подход, автор анализирует десять научных статей из журнала «Journal of Pedagogical Research», опубликованных в 2023 г. Методология исследования включает выявление фразеологических паттернов, анализ их риторических и дискурсивных функций и характеристику их структурной природы. В ходе исследования выделены фразеологические паттерны, повторяющиеся в научных работах по педагогике, однако признается возможность их использования и в других областях. Выявлены четыре ключевых хода: установление тематической территории, обзор предыдущих исследований, создание исследовательской ниши и занятие исследовательской ниши. Каждый ход использует особые фразеологические паттерны для достижения определенных риторических целей. Обращается внимание на распределение смежных и несмежных паттернов, подчеркивается их многофункциональная природа в представлении сложных идей и исследовательских вопросов. Показано, как эти паттерны взаимодействуют с риторическими ходами для создания связных и убедительных текстов. Полученные результаты закладывают основу для будущих исследований фразеологических паттернов в научных статьях, демонстрируя сложную взаимосвязь между языковыми паттернами и риторической структурой в академическом письме.

Об авторах

Ингрида Ванькова

Прешовский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ingrida.vankova@unipo.sk
ORCID iD: 0000-0003-2781-8091

доцент Института перевода, факультет гуманитарных наук, Прешовский университет, Словакия. Автор и соавтор научных работ по сопоставительным и контрастивным исследованиям в области академического письма и переводоведения. В сферу ее научных интересов также входят социопрагматические вопросы нелитературного перевода и переводческая герменевтика.

Прешов, Словакия

Список литературы

  1. Alharbi, Sultan H. 2021. A comparative genre-based analysis of move-step structure of RAIs in two different publication contexts. English Language Teaching 14 (3). 12-24. https://doi.org/10.5539/elt.v14n3p12
  2. Biber, Douglas & Bethany Gray. 2010. Challenging stereotypes about academic writing: Complexity, elaboration, explicitness. Journal of English for Academic Purposes 9 (1). 2-20. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2010.01.001
  3. Boginskaya, Olga. 2022. Functional categories of hedges: A diachronic study of Russian research article abstracts. Russian Journal of Linguistics 26 (3). 645-667. https://doi.org/10.22363/2687-0088-30017
  4. Davis, Mary & John Morley. 2018. Facilitating learning about academic phraseology: Teaching activities for student writers. Journal of Learning Development in Higher Education. 2-17. https://doi.org/10.47408/jldhe.v0i0.468
  5. Dinca, Andreea & Madalina Chitez. 2021. Assessing learners’ academic phraseology in the digital age: A corpus-informed approach to ESP Texts. Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes 9 (1). 71-84. https://doi.org/10.22190/jtesap2101071d
  6. Fang, Zhihui. 2021. Demystifying Academic Writing. Genres, Moves, Skills, and Strategies. Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003131618
  7. Golebiowski, Zosia. 2018. Reshaping academic writing in internationalised higher education: A contribution from contrastive rhetoric. Multilingual Education Yearbook 2018. 55-72. https://doi.org/10.1007/978-3-319-77655-2_4
  8. Gritsenko, Elena S. & Olivier Mozard T. Kamou. 2024. Academic English melting pot: Reconsidering the use of lexical bundles in academic writing. Russian Journal of Linguistics 28 (3). 615-632. https://doi.org/10.22363/2687-0088-39663
  9. Hyland, Ken & Feng Kevin Jiang. 2019. Academic Discourse and Global Publishing. Disciplinary Persuasion in Changing Times. Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429433962
  10. Jacob, Jacqueline. 2024. Exploiting formulaic phrases to augment academic writing. English Australia Journal 40 (3). 50-61. https://doi.org/10.61504/hoic5125
  11. Jian, Hu. 2010. The schematic structure of literature review in research articles of applied linguistics. Chinese Journal of Applied Linguistics (Foreign Language Teaching & Research Press) 33 (5). 15-27.
  12. Kačmárová, Alena. 2019. “There`s + plural noun”: non-standard grammar or formulaic language? In Bozena Duda, Robert Kieltyka & Ewa Konieczna (eds.), Culture, cognition, discourse and grammar: Cognitive considerations on formulaic language, 185-199. Berlin: Peter Lang.
  13. Kačmárová, Alena, Magdaléna Bilá & Ingrida Vaňková. 2023. English as a lingua academica in scholarly publishing: The clash of Anglo-American and Slovak writing style conventions. In Megan J. Kelly, Heather M. Falconer, Caleb L. González & Jill Dahlman (eds.), Adapting the past to reimagine possible futures: Celebrating and critiquing WAC at 50, 219-238. Denver: University Press of Colorado.
  14. Khamkhien, Tank-Attapol & Sue Wharton. 2020. Constructing subject-specific lists of multiword combinations for EAP: A case study. Yearbook of Phraseology 11 (1). 9-34. 10.1515/phras-2020-0003
  15. Leng Hong, Ang. 2024. A corpus analysis of Non-contiguous phraseological patterns in the discussion section of Microeconomics research articles. 3L: The Southeast Asian Journal of English Language Studies 30 (3). 265-281. https://doi.org/10.17576/3l-2024-3003-18
  16. López-Arroyo, Belén & Beatriz Méndez-Cendón. 2007. Describing phraseological devices in medical abstracts: An English/Spanish contrastive analysis. Meta 52 (3). 503-516. https://doi.org/10.7202/016735ar
  17. Lu, Xiaofei, Jungwan Yoon, Olesya Kisselev, Elliott C. Casal, Yingying Liu, Jinlei Deng & Rui Nie. 2021. Rhetorical and phraseological features of research article introductions: Variation among five social science disciplines. System 100 (2021) 102543. 1-14. https://doi.org/10.1016/j.system.2021.102543
  18. Motlagh, Hossein Saadabadi M. & Azadeh Karam Pourchangi. 2019. Schematic structure of literature review in research articles: A cross-disciplinary investigation. Journal of New Advances in English Language Teaching and Applied Linguistics 1 (1). 67-87. https://www.researchgate.net/publication/331791669_Schematic_Structure_of_Literature_Review_in_Research_Articles_A_Cross-Disciplinary_Investigation (Accessed 08 October 2024).
  19. Oakey, David. 2020. Phrases in EAP academic writing pedagogy: Illuminating Halliday’s influence on research and practice. Journal of English for Academic Purposes 44 (2020) 100829. 1-16. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2019.100829
  20. Richter, Kenneth G., Behruz Lotfi Gaskaree & Milad Mirzai. 2022. A functional analysis of lexical bundles in the discussion sections of applied linguistics research articles: A cross-paradigm study. Russian Journal of Linguistics 26 (3). 625-644. https://doi.org/10.22363/2687-0088-27752
  21. Rubio Del Saz, Milágros. 2011. A pragmatic approach to the macro-structure and metadiscoursal features of research article introductions in the field of agricultural sciences. English for Specific Purposes 30 (2011). 258-271. https://doi.org/10.1016/j.esp.2011.03.002
  22. Simpson-Vlach, Rita & Nick C. Ellis. 2010. An academic formulas list: New methods in phraseology research. Applied Linguistics 31 (4). 487-512. https://doi.org/10.1093/applin/amp058
  23. Suryani, Ina, H. Kamaruddin, Noor Hashima, Aizan Yaacob, Salleh Abd Rashid & Hazry Desa. 2013. Rhetorical structures in academic research writing by non-native writers. International Journal of Higher Education 3 (1). 29-38. https://doi.org/10.5430/ijhe.v3n1p29
  24. Sutrisno, Adi & Nadyja Ramadhanty. 2022. Rhetorical patterns in the writing of introduction section of research articles in English academics. E-Journal of Linguistics 16 (1). 124-135. https://doi.org/10.24843/e-jl.2022.v16.i01.p13
  25. Swales, John. 2004. “Create a research space model” (CARS) Model of research introductions. https://researchwrit.wordpress.com/wp-content/uploads/2015/01/article_swales_cars-model.pdf (accessed 28 September 2024).
  26. Vincent, Benet. 2013. Investigating academic phraseology through combinations of very frequent words: A methodological exploration. Journal of English for Academic Purposes 12 (1). 44-56. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2012.11.007
  27. Yuvayapan, Fatma & Ilyas Yakut. 2023. Disciplinary variations in framing research articles in the social sciences and humanities. English Studies at NBU 9 (1). 107-126. https://doi.org/10.33919/esnbu.23.1.6

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ванькова И., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».