Удаление сингулярности поля напряжений для задачи Вилльямса (1952) на основе неевклидовой модели сплошной среды

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается сингулярное решение для поля упругих напряжений в задаче Вилльямса о равновесии пластин с угловыми вырезами. Построена схема минимального расширения классической модели упругой сплошной среды на пути отказа от условия совместности Сен-Венана для деформаций, что приводит к неевклидовой модели сплошной среды. В рамках этой модели показано, что поле полных напряжений не содержит сингулярности для всех углов выреза.

Полный текст

В механике сплошной среды хорошо известен факт существования сингулярных решений для компонент поля напряжений σij в задачах теории упругости о равновесии пластин с угловыми вырезами [1]. Построенное Вилльямсом [1] такое решение для плоских конфигураций связано с введением функции напряжения Эйри Ψ. При выполнении уравнений равновесия Коши

σ11x1+σ12x2=0,  σ21x1+σ22x2=0 (1)

решение для σij записывается через Ψ в виде

σ11=2Ψx2x2, σ22=2Ψx1x1, σ12=σ21=-2Ψx1x2. (2)

В классической теории упругости функция напряжений Ψclas удовлетворяет бигармоническому уравнению [2]:

Δ2Ψclas=0. (3)

В [1] выбирается регулярное решение χ для этого уравнения в полярной системе координат (r,φ):

χ=rλ+1[b1cos(1+λ)φ+b2sin(1+λ)φ+b3cos(1λ)φ+b4sin(1λ)φ], (4)

где λ – параметр, b1,b2,b3,b4 – постоянные. В [1] показано, что параметр λ < 1 при углах выреза пластины между π и 2π. Поскольку компоненты поля упругих напряжений τij равны

τrr=1r22χφ2+1rχr, τφφ=2χr2,

τrφ=1r2χφ-1r2χrφ, (5)

то из (4), (5) следует, что они проявляют сингулярное поведение ~rλ−1 → ∞ при r → 0. Именно на эту сингулярность поля упругих напряжений указал Вилльямс [1] и предложил асимптотический метод их исследования в окрестности угла выреза. В дальнейшем подход Вилльямса вошел в фольклор механики упругости [2], а в современных работах [3] предложены идеи использовать этот подход в вычислительных методах для повышения их эффективности в узлах сетки вблизи вершины угла. С другой стороны, в физических теориях прочности и пластичности [4] сингулярности полей напряжений также рассматриваются и предлагаются способы их удаления. Тем не менее, для сингулярности Вилльямса такого способа не представлено в научной литературе, поэтому целью данной работы является восполнение данного пробела.

Следует заметить, что поля, определяемые соотношением (2), принадлежат к более широкому классу напряжений: они являются самоуравновешенными. Это означает [5], что сила, действующая на выбранную область среды, равна нулю и суммарный момент сил внутренних напряжений обращается в нуль. Математически сформулированные условия записываются соответственно в виде:

Sσijnjdl=0,Mik=S(σijxkσkjxi)njdl=0, (6)

где S – площадь, занимаемая телом; S – граница этой области, nj – направляющие косинусы внешней нормали к границе области. Самоуравновешенные поля напряжений в инженерной литературе также называются остаточными напряжениями – это напряжения, которые существуют внутри материала или тела, когда на него не действуют внешние силы. При экспериментальном исследовании [4] этих полей не наблюдается их сингулярного поведения, хотя они могут иметь значения, сравнимые с напряжениями, возникающими при внешних воздействиях. Описание этих полей на основе классической теории упругости, т.е. используя соотношения (2), (3) для функции напряжения, приводит к сингулярностям. Однако возникшее противоречие может быть преодолено на основе обобщения классической теории.

Возможный подход в этом направлении был предложен С.К. Годуновым [6] и связан с расширением геометрических оснований классической теории упругости. Хорошо известно, что шесть компонент классического тензора деформаций εij выражаются только через три компоненты вектора перемещений, поэтому функции εij не могут быть произвольными и должны удовлетворять дополнительным ограничениям, которые в механике сплошной среды называются условиями совместности для деформаций. Эти условия сводятся к тому, что тензор Римана–Кристоффеля, вычисленный для метрического тензора деформации gij=δij2εij [6], обращается в нуль. С геометрической точки зрения это означает, что пространство, соответствующее данной метрике, являются евклидовым. Однако Годуновым было замечено, что классические компоненты деформаций εij не совпадают в общем случае с деформациями Eij, определяемыми через реологическое соотношение между компонентами поля напряжений и деформаций даже для линейной связи (8) (в [6] поля Eij называются эффективными). Поэтому тензор Римана–Кристоффеля, вычисленный для эффективного метрического тензора деформации Gij = δij − 2Eij, в общем случае не равен нуля, т.е. пространство для описания эффективных деформаций становится неевклидовым. Таким образом, общая идея при обобщении классической теории состоит в отказе от классических условий совместности, что приводит к необходимости построения неевклидовой модели сплошной среды.

Используем сформулированную идею при анализе проблемы Вилльямса. Известно, что в двумерном случае тензор Римана–Кристоффеля определяется единственной компонентой [7], и для рассматриваемых нами малых деформаций | Eij | << 1 отличие ее от нуля задается через функцию несовместности:

R2=2E11x2x2+2E22x1x122E12x1x2. (7)

В классической теории упругости R = 0, что соответствует выполнению условий совместности для деформаций (условия Сен-Венана) и существованию таких функций u1,u2, что Eij=ui/xj+uj/xi/2. В механике сплошной среды функции u1,u2 определяют поле смещений точек среды и Eij совпадают с классическими компонентами деформаций: Eij = εij.

Переход к неевклидовой модели сплошной среды связан с предположением, что R ≠ 0. Реологическое соотношение между компонентами поля напряжений и эффективными деформациями Eij оставим линейным как в классической теории (закон Гука):

σij=λδijEkk+2μEij, (8)

где λ, µ – феноменологические параметры Ламе, δij – символ Кронекера. Выразим Eij из (8) и подставим в (7), что приводит к уравнению для σ = σjj:

Δσ=μ1νR,ν=λ2(λ+μ).

Используя (2), получаем уравнение для функции напряжений Ψ:

Δ2Ψ=μ1νR. (9)

Таким образом, при расширении классической теории мы получили неоднородное бигармоническое уравнение для функции напряжения (9). Поскольку оно является линейным, то его решение Ψ можно представить в виде суммы классической функции напряжений Ψclas и дополнительного вклада Ψnon−clas:

Ψ=Ψclas+Ψnonclas, (10)

где Ψnon−clas – частное решение (9). Подставляя (10) в (2), получаем следующие представления для компоненты поля напряжений:

σ11=τ11+T11, τ11=2Ψclasx2x2, T11=2Ψnon-clasx2x2,

σ22=τ22+T22, τ22=2Ψclasx1x1, T22=2Ψnon-clasx1x1,(11)

σ12=τ12+T12, τ12=2Ψclasx1x2, T12=2Ψnon-clasx1x2,

Из (11) видно, что структура поля внутренних напряжений складывается из классического поля упругих напряжений τij и неклассического поля напряжений Tij, определяемого через функцию несовместности R.

Функция R использовалась при формулировке моделей сплошных сред с внутренней структурой [8], и в предположении квадратичной зависимости внутренней энергии среды от термодинамических переменных было получено уравнение для R в следующем виде:

2R = γR, γ ≠ 0, (12)

где параметр γ характеризует размер внутренней пространственной структуры. Перейдем к безразмерным переменным xixi/γ4 и выполним перенормировку для σjj, Ψ, R, полагая σjj → µσjj, Ψ → Ψµ/γ, R → Rγ(1-ν), получаем

2Ψ = R, ∆2R = R, (13)

Тогда из (10), (13) следует, что Ψnon−clas удовлетворяет следующему уравнению:

2Ψnon−clas = Ψnon−clas. (14)

При построении решений уравнений (3), (14) выберем из них такие, чтобы полное поле σjj (11) не имело сингулярного поведения при r → 0. Это обеспечивается при условии, что возможные сингулярности компонент τij, Tij взаимно компенсируются и разложение функции напряжений (10) по степеням r при r → 0 начинается со слагаемых не ниже r2. Далее будет показано, что такое разложение в рамках предложенных модельных представлений реализуется (см. (21)).

Сначала заметим, что класс решений уравнения (3) является более широким, чем тот, который указан в [1]. Действительно, полагая Ψclas=r1+sF(φ) в (3), получаем уравнение для F(φ):

rs1(1s)2+2φ2(1+s)2+2φ2F(φ)=0.

Если выбрать s = λ , 0 < λ < 1, то

Ψclas=rλ+1b1cos(1+λ)φ+b2sin(1+λ)φ+b3cos(1-λ)φ+b4sin(1-λ)φ

и построенное решение Ψclas для совпадает с χ (4). Если параметр 1+s<0, то функция Ψclas имеет степенную особенность. Поскольку (3) является линейным уравнением, то общее решение для классической функции напряжений Ψclas представим в виде суммы функции χ и сингулярного вклада, для которого полагаем s=λ2:

Ψclas=χ+1r1λ[B1cos(1λ)φ+B2sin(1λ)φ](15)

с некоторыми постоянными B1,B2. На первый взгляд кажется, что такой выбор Ψclas приводит к увеличению порядка сингулярности классического поля упругих напряжений, создавая новую трудность при решении задачи Вилльямса. Однако предварительный анализ показал, что без введения B1,B2 не удается замкнуть задачу выбора всех коэффициентов в неевклидовой модели.

В полярной системе координат решение уравнения (14) представим через цилиндрические функции вещественного и мнимого аргументов. Эвристический рецепт их выбора можно сформулировать следующим образом: при r0 компоненты Tij должны иметь сингулярности того же порядка по r, что и функции τij. Тогда решение уравнения (14) запишем в следующем виде:

Ψnonclas=J1+λ(r)(a1cos(1+λ)φ+a2sin(1+λ)φ)+

+I1+λ(r)(a3cos(1λ)φ+a4sin(1λ)φ), (16)

где J1+λ(r) – функция Бесселя, I1+λ(r) – модифицированная функция Бесселя, a1,a2,a3,a4 — постоянные. Справедливы следующие асимптотические представления для J1+λ(r),I1+λ(r) при r0 [9]:

J1+λ(r)=r21+λ1-1Г(2+λ)r22+r24S1(r),

I-1+λ(r)=r2-1+λ1+1Г(λ)r22+12Г(1+λ)r24+r26S2(r), (17)

где Γ(x) – гамма-функция, S1(r), S2(r) – аналитические функции, ограниченные при r0. Из (16), (17) видно, что при r0 ведущий вклад Ψnon−clas имеет порядок r1+λ и он является сингулярным, такая же сингулярность присутствует в последнем слагаемом (15) для Ψclas. Полная функция напряжений Ψ (10) не должна содержать такого сингулярного вклада при r0. Данное условие справедливо, если коэффициент при нем равен нулю, что приводит к следующим ограничениям на выбор постоянных:

B1 + a321-λ = 0, B2 + a421-λ = 0. (18)

Следующий член в разложении Ψ по r содержит слагаемые ~r1+λ. Выше было указано, что это разложение должно включать слагаемые порядка не ниже r2 тогда, приравнивая нулю коэффициенты при r1+λ для различных тригонометрических функций, получим систему соотношений

b1a121+λ=0, b2a221+λ=0, b3+a321+λГλ=0, b4+a421+λГλ=0. (19)

При выполнении условий (18), (19) разложение функции Ψ по степеням r начинается со слагаемых ~r3+λ и дается формулой

Ψ=Ψclas+Ψnon-clas=-r23+λ 1Г(2+λ)(a1cos(1+λ)φ+a2sin(1+λ)φ)+r23+λ 12Г(1+λ)(a3cos(1-λ)φ+a4sin(1-λ)φ)+r25+λΩλ(r,φ), (20)

Ωλ(r,φ)=S1(r)(a1cos(1+λ)φ+a2sin(1+λ)φ)+S2(r)(a3cos(1λ)φ+a4sin(1λ)φ).

Если переопределить коэффициенты в (20), полагая

-123+λ1Г(2+λ)a1=A1, -123+λ1Г(2+λ)a2=A2,

123+λ12Г(1+λ)a3=A3, r23+λ12Г(1+λ)a4=A4,

то функция напряжений Ψ равна

Ψ=rλ+3Фλ(φ)+r25+λΩλ(r,φ),

Фλ(φ)=A1cos(1+λ)φ+A2sin(1+λ)φ+A3cos(1-λ)φ+A4sin(1-λ)φ. (21)

Отсюда видно, что ведущее слагаемое в функции напряжений имеет порядок r3+λ при r → 0. Следовательно, в полярной системе координат компоненты полного поля напряжений σij имеют порядок rλ+1 и не содержат сингулярностей r → 0 при для λ < −1.

Выполненные вычисления показали, что проблема Вилльямса допускает решение и реализуется на пути расширения классической теории с переходом к неевклидовой модели сплошной среды. В рамках этой модели удалось перейти к несингулярному полю полных напряжений, в котором сингулярность поля упругих напряжений была скомпенсирована дополнительным полем, источником которого является несовместность поля деформаций.

Сделаем некоторые замечания относительно выбора параметра λ. В построенном решении (21) значение λ не было фиксировано. Однако при решении краевых задач может возникать дополнительное ограничение на λ. В качестве примера рассмотрим свободные условия на границе углового выреза [1]:

σφφ φ=0=σrφ φ=0, σφφ φ=α=σrφ φ=α=0.

Тогда из (2), (21) в ведущем порядке по r → 0 получаем Ф(0) = Ф'(0) = Ф(α) = Ф'(α) = 0, где штрих обозначает дифференцирование по φ. Линейное уравнение для нахождения постоянных Ak, k = 1, 2, 3, 4, является однородным и имеет нетривиальное решение при обращении детерминанта системы в нуль, что дает следующее условие:

sinλα=±λsinα. (22)

Сравнение соотношения (22) со спектральным уравнением (15) [1] показывает, что они совпадают. Значит, определяемая из (22) функциональная зависимость λ = λ(α) такая же, как и у Вилльямса. Следовательно, предложенная в данной работе процедура удаления указанной Вилльямсом сингулярности сохраняет классические спектральные соотношения в случае свободных краевых условий.

В общем случае значение параметра λ не фиксируется. Поскольку (3), (14) являются линейными уравнениями, то общее решение для функции напряжений можно представить в виде линейной комбинации решений (21) для различных λ. Такое решение для поля полных напряжений не содержит сингулярностей при r → 0 для λ < −1 и может быть полезным для моделирования физических процессов в отсутствии осевой симметрии.

ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-19-00447, https://rscf.ru/project/22-19-00447/.

×

Об авторах

М. А. Гузев

Институт прикладной математики Дальневосточного отделения Российской академии наук; Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: guzev@iam.dvo.ru

Академик РАН

Россия, Владивосток; Пермь

Список литературы

  1. Williams M.L. Stress Singularities Resulting from Various Boundary Conditions in Angular Corners of Plates in Extension // J. Applied Mechanics. 1952. V. 19 (4). P. 526–528. https://authors.library.caltech.edu/records/2zph7-ee089
  2. Barber J.R. Wedge Problems. In Elasticity. Part of the book series: Solid Mechanics and Its Applications. V. 172. Dordrecht: Springer, 2010. P. 149–170. https://doi.org/10.1007/978-90-481-3809-8_11
  3. Pan W., Cheng C., Wang F., Hu Z., Li J. Determination of singular and higher order non-singular stress for angularly heterogeneous material notch 292 // Engineering Fracture Mechanics. 2023. 109592. https://doi.org/10.1016/j.engfracmech.2023.109592
  4. Sinclair G.B. Stress Singularities in Classical Elasticity—I: Removal, Interpretation and Analysis // Applied Mechanics Reviews. 2004. V. 57(4). P. 251–297. http://dx.doi.org/10.1115/1.1762503
  5. Мясников В.П., Гузев М.А. Геометрическая модель внутренних самоуравновешенных напряжений в твердых телах // ДАН. 2001. Т. 380. № 5. С. 627-629.
  6. Годунов С.К., Роменский Е. И. Элементы механики сплошных сред и законы сохранения. Новосибирск: Научная книга, ١٩٩٨. 280 c.
  7. Новиков С.П., Тайманов И.А. Современные геометрические структуры и поля. М.: МЦНМО, 2005. 584 с.
  8. Гузев М.А. Структура кинематического и силового поля в Римановой модели сплошной среды // ПМТФ. 2011. Т. 52. № 5. С. 39–48.
  9. Градштейн И.С., Рыжик И.М. Таблицы интегралов, сумм, рядов и произведений. М.: Наука, 1971. 1108 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».