Тренировка функции сохранения равновесия при низких показателях физической подготовленности средствами виртуальной реальности
- Авторы: Котов-Смоленский А.М.1, Клочков А.С.1, Хижникова А.Е.1
-
Учреждения:
- Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр неврологии» (НЦН)
- Выпуск: Том 2, № 1 (2020)
- Страницы: 4-10
- Раздел: ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-6843/article/view/20644
- DOI: https://doi.org/10.36425/rehab20644
- ID: 20644
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Степень двигательной активности человека зачастую является определяющим фактором здоровья и долголетия человека. Малоподвижный образ жизни служит предпосылкой к развитию многих заболеваний и негативно сказывается на гармоничном физическом развитии человека. Результатом низкой физической подготовленности является снижение координации движений и функции сохранения равновесия, что в свою очередь может служить причиной падений и травм. На сегодняшний день, у здоровых людей трудоспособного возраста и подростков не всегда представляется возможным организовать мероприятия физкультурного характера, однако решением данного вопроса могут послужить современные технологии реабилитации.
Цель — анализ эффективности комплекса физических упражнений, выполняемого в виртуальной среде, с целью тренировки функции сохранения равновесия у людей с низкой физической подготовленностью.
Методы. В экспериментальной группе выполнялся комплекс физических упражнений в виртуальной среде с дополнительными педагогическими условиями, обеспечивающими нестабильную опору, а добровольцы контрольной группы продолжали двухнедельные занятия в рамках комплексного моторного обучения. Результаты. В исследовании приняло участие 20 добровольцев женского пола (в возрасте от 16 до 17 лет), которые были разделены на две равные, сопоставимые по возрасту (р > 0,05) группы. Cтатистический анализ данных, полученных по окончании курса тренировок, показал отсутствие имевшегося до начала исследования достоверного различия между экспериментальной и контрольной группами в показателях максимального отклонения туловища в инструментальном тесте Ромберга (p = 0,11), при стойке на мысках с закрытыми глазами (p = 0,24), а также по времени устойчивости в пробе Бондаревского (p = 0,07).
Заключение. Выполнение физических упражнений с визуальной поддержкой биологической обратной связи в системе виртуальной реальности может содействовать интенсификации обучающего процесса, оказывать благоприятное воздействие на профилактику малоподвижного образа жизни, а также способствовать тренировке функции равновесия как одной из важнейших способностей человека, определяющих его двигательные возможности.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
А. М. Котов-Смоленский
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр неврологии» (НЦН)
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.kotov.smolenskiy@gmail.com
SPIN-код: 9603-9135
мл. научный сотрудник, инструктор-методист ЛФК ФГБНУ
Россия, 125367, г. Москва, Волоколамское ш., д. 80А. С. Клочков
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр неврологии» (НЦН)
Email: Klochkov@neurology.ru
к.м.н., ст. научный сотрудник, врач-невролог
Россия, 125367, г. Москва, Волоколамское ш., д. 80А. Е. Хижникова
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр неврологии» (НЦН)
Email: Nastushkapal@gmail.com
к.м.н., научный сотрудник, врач-невролог
Россия, 125367, г. Москва, Волоколамское ш., д. 80Список литературы
- Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 1. — С. 23. [Nazarenko LD. Soderzhaniye i struktura ravnovesiya kak dvigatel’no-koordinatsionnogo kachestva. Teor Prak Fiz Kult. 2000;(1):23. (In Russ).]
- Корсаков С.В., Солодов И.А., Шатагин А.Н., и др. Тренировка для развития равновесия при обучении передвижению на лыжероллерах // Ученые записки университета Лесгафта. — 2016. — № 8. — С. 79−96. [Korsakov SV, Solodov IA, Shatagin AN, et al. Complex of exercises to improve stability in roller skis movement training. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2016;(8):79−96. (In Russ).]
- Баккур Х.А. Издержки научно-технического прогресса — гипокинезия и гиподинамия / Диалог языков и культур: сб. материалов I Междунар. VII Респ. студ. чтений, Минск, 22 нояб. 2017 г. / Под ред. Т.Н. Мельникова. — Минск: БГМУ, 2018. — C. 56−59. [Bakkur KhA. Izderzhki nauchno-tekhnicheskogo progressa — gipokineziya i gipodinamiya. In: Dialog yazykov i kul’tur: sb. materialov I Mezhdunar. VII Resp. stud. chteniy, Minsk, 22 noyab. 2017. Ed by. T.N. Mel’nikov. Minsk: BGMU; 2018. Рр. 56−59. (In Russ).]
- Беликова О.Ю., Ломоносова Г.Г., Калько А.А. Гиподинамия и ее влияние на состояние здоровья студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 11–4. — С. 619−620. [Belikova OYu, Lomonosova GG, Kal’ko AA. Gipodinamiya i eye vliyaniye na sostoyaniye zdorov’ya studentov. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovaniy. 2016;(11-4):619−620. (In Russ).]
- Трофимов О.Н. Развитие равновесия на занятиях по лыжной подготовке / О.Н. Трофимов // Физическая культура в школе. — 2014. — № 8. — С. 21−28. [Trofimov ON. Development of balance on classes in ski preparation. Fizicheskaya kul’tura v shkole. 2014;(8):21−28. (In Russ).]
- Назаренко А.С., Чинкин А.С. Влияние вестибулярного раздражения на статокинетическую устойчивость спортсменов различных специализаций // Наука и спорт: современные тенденции. — 2015. — Т. 7. — № 2. — С. 78−85. [Nazarenko AS, Chinkin AS. Vliyaniye vestibulyarnogo razdrazheniya na statokineticheskuyu ustoychivost’ sportsmenov razlichnykh spetsializatsii. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii. 2015;7(2):78−85. (In Russ).]
- Cano Porras D, Siemonsma P, Inzelberg R, et al. Advantages of virtual reality in the rehabilitation of balance and gait: systematic review. Neurology. 2018;90(22):1017−1025. doi: 10.1212/WNL.0000000000005603.
- Darekar A, McFayden B, Lamontagne A, Fung J. Efficacy of virtual reality-based intervention on balance and mobility disorders post- stroke: a scoping review. J Neuroeng Rehabil. 2015;12:46. doi: 10.1186/s12984-015-0035-3.
Дополнительные файлы
