Применение Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья в медицинской реабилитации у детей с тяжёлой черепно-мозговой травмой
- Авторы: Ахмадуллина Э.М.1, Бодрова Р.А.2,3, Рахмаева Р.Ф.2,4
-
Учреждения:
- Казанская государственная медицинская академия — филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования
- Детская республиканская клиническая больница
- Казанская государственная медицинская академия ― образовательный филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования
- Казанский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 5, № 2 (2023)
- Страницы: 107-119
- Раздел: ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-6843/article/view/132875
- DOI: https://doi.org/10.36425/rehab95954
- ID: 132875
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Проблема реабилитации пациентов при тяжёлой черепно-мозговой травме была и остаётся весьма важной и актуальной как у взрослых, так и у детей. У пациентов с тяжёлой черепно-мозговой травмой нередко возникают тяжёлые физические, психические, эмоциональные и когнитивные нарушения, которые часто трудно поддаются коррекции и требуют длительного лечения, в том числе реабилитации, полагаясь исключительно на потенциал организма, что сопровождается тяжёлым финансовым бременем для пациента, его семьи и общества в целом. Внедрение новых методов диагностики, усовершенствование реанимационных мероприятий, применение современных методов нейрохирургического вмешательства и своевременной реабилитации позволяет повысить долю детей, выживших после тяжёлой черепно-мозговой травмы, и качество их жизни.
Цель исследования — оценить эффективность ранней комплексной медицинской реабилитации детей с тяжёлой черепно-мозговой травмой с участием мультидисциплинарной реабилитационной команды и родственников пациентов.
Материалы и методы. В исследование включены 50 детей, перенёсших тяжёлую черепно-мозговую травму. Методом рандомизации выделены две группы — основная (25 пациентов; 50%) и контрольная (25 пациентов; 50%). Срок наблюдения составил 1 год после возникновения тяжёлой черепно-мозговой травмы. В основной группе индивидуальный план ранней реабилитации была составлен на вторые сутки после тяжёлой черепно-мозговой травмы в условиях реанимации. На первом этапе реабилитации, который осуществляется в условиях реанимации и отделения нейрохирургии, детям основной группы был разработан индивидуальный план медицинской реабилитации в зависимости от соматических показателей и тяжести состояния, установлен реабилитационный диагноз на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. В контрольной группе пациенты после перевода из реанимации в профильное нейрохирургическое отделение получали базисную восстановительную терапию (суставная гимнастика, парафинотерапия, сопровождение психолога).
Результаты. В основной группе более эффективные изменения были отмечены в доменах, связанных с нарушением структуры и функции нервной системы, что приводило к улучшению активности и участия, самообслуживания. У пациентов контрольной группы значимых изменений в состоянии функций, активности и участия не выявлено.
Заключение. Раннее начало комплексной медицинской реабилитации детей с тяжёлой черепно-мозговой травмой снижает инвалидизацию и ускоряет процесс социализации пациента, что более наглядно демонстрирует подход на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Применение данной классификации при тяжёлой черепно-мозговой травме у детей в отделениях медицинской реабилитации является хорошим инструментом для постановки целей реабилитации, выбора реабилитационных мероприятий и оценки эффективности восстановления.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Эльза Махмутовна Ахмадуллина
Казанская государственная медицинская академия — филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования
Email: elvira_elza@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-2399-9729
SPIN-код: 5599-2593
заведующая отделением медицинской реабилитации ДРКБ, заочный аспирант кафедры реабилитологии и спортивной медицины КГМА
Россия, 420012, Казань, Муштари, д. 11Резеда Ахметовна Бодрова
Детская республиканская клиническая больница; Казанская государственная медицинская академия ― образовательный филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: bodrovarezeda@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3540-0162
SPIN-код: 1201-5698
доктор мед. наук, доцент
Россия, 420103, Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 54; 420012, Казань, Муштари, д. 11Разиля Фоатовна Рахмаева
Детская республиканская клиническая больница; Казанский государственный медицинский университет
Email: r.rakhmaeva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6107-2233
SPIN-код: 3599-8102
кандидат мед. наук
Россия, 420103, Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 54; 420012, Казань, ул. Бутлерова, 49Список литературы
- Ахадов T.A., Семенова Н.А., Валиуллина С.А., и др. Магнитно- резонансная томография в оценке тяжёлой черепно-мозговой травмы и прогнозировании восстановления головного мозга у детей // Российский педиатрический журнал. 2020. Т. 23, № 5. C. 291-298. doi: 10.18821/1560-9561-2020-23-5-291-298
- Ryan N.P., Noone K„ Godfrey C„ et al. Young adults' perspectives on health-related quality of life after paediatric traumatic brain injury: A prospective cohort study // Ann Phys Rehabil Med. 2019. Vol. 62, N 5. P. 342-350. doi: 10.1016/j.rehab.2019.06.014
- Быкова В.И., Тютюкина А.И., Сиднева Ю.Г., Валиуллина С.А. Психологический портрет подростка в состоянии спутанности сознания вследствие травм головного мозга // Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. 2021. Т. 3, № 1. С. 95-103. doi: 10.36425/rehab55330
- Fan Н„ Duan Н., Hao Р., et al. Cellular regeneration treatments for traumatic brain injury // Med Novel Technol Dev. 2022. Vol. 16, N 2. P. 100182. doi: 10.1016/j.medntd.2022.100182
- Gabler G., Coenen M., Lycett D., Stamm T. Towards a standardized nutrition and dietetics terminology for clinical practice: An Austrian multicenter clinical documentation analysis based on the International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF)-Dietetics // Clin Nutr. 2019. Vol. 38, N 2. P. 791-799. doi: 10.1016/j.clnu.2018.02.031
- Akmana T.C., Birb L.S., Korkmaza N.Q., Yarara F. ICF biopsychosocial model for self-care perspective to understand the dexterity and independence in patients with multiple sclerosis // J Neurol Sci. 2019. N 405. P. 234-235. doi: 10.1016/j.jns.2O19.10.1244
- Mitra S., Shakespeare T. Remodeling the ICF // Disability Health J. 2019. Vol. 12, N 3. P. 337-339. doi: 10.1016/j.dhjo.2019.01.008
- Gimeno H., Lin J.P. Thelnternational Classification of Functioning (ICF) to evaluate deep brain stimulation neuromodulation in childhood dystoniahyperkinesia informs future clinical & research priorities in a multidisciplinary model of care // Eur J Paediatric Neurol. 2017. Vol. 21, N 1. P. 147-167. doi: 10.1016/j.ejpn.2016.08.016
- Kauvar D.S., Osborne C.L. Identifying content gaps in health status measures for intermittent claudication using the International Classification of Functioning, Disability and Health // J. Vascul Sur. 2018. Vol. 67, N 3. P. 868-875. doi: 10.1016/j.jvs.2017.08.062
- Иванова Г.Е., Булатова M.A., Поляев Б.Б., Трофимова А.К. Применение Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в реабилитационном процессе // Вестник восстановительной медицины. 2021. Т. 20, № 6. С. 4-33. doi: 10.38025/2078-1962-2021-20-6-4-33
- Козлова Н.В., Левицкая Т.Е., Цехмейструк Е.А., Атаманова И.В. Использование МКФ в реабилитации: клинический случай // Сибирский психологический журнал. 2020. № 78. С. 145-155. doi: 10.17223/17267080/78/9
- Wilson L, Boase K., Nelson L.D., et al. A manual for the Glasgow outcome scale-extended interview // J Neurotrauma. 2021. Vol. 38, N 17. P. 2435-2446. doi: 10.1089/neu.2020.7527
- Батышева T.T., Климов Ю.А., Тихонов C.B., и др. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в практике детского реабилитолога: учебное пособие, издание второе (дополнительное). Москва: РУДН, 2021. 120 с.
- Иванова Г.Е., Мельникова Е.В., Шмонин А.А., и др. Применение международной классификации функционирования в процессе медицинской реабилитации // Вестник восстановительной медицины. 2018. № 6. С. 2-77.
- Ахмадуллина Э.М., Бодрова Р.А., Павлова А.А. Мультидисциплинарный подход в реабилитации детей с тяжелой черепномозговой травмой // Вестник новых медицинских технологий. 2021. Т. 15, № 5. С. 77-82. doi: 10.24412/2075-4094-2021-5-3-5
- Vella М.А., Crandall М., Patel М.В. Acute management of traumatic brain injury // Surg Clin North Am. 2017. Vol. 97, N 5. P. 1015-1030. doi: 10.1016/j.suc.2017.06.003
- Galgano M., Toshkezi G., Qiu X., et al. Traumatic brain injury: Current treatment strategies and future endeavors // Cell Transplantation. 2017. Vol. 26, N 7. P. 1118-1130. doi: 10.1177/0963689717714102
- Kaur P., Sharma S. Recent advances in pathophysiology of traumatic brain injury // Curr Neuropharmacol. 2018. Vol. 16, N 8. P. 1224-1238. doi: 10.2174/1570159X15666170613083606
- Araki T., Yokota H., Morita A. Pediatric traumatic brain injury: Characteristic features, diagnosis, and management // Neurol Med Chir (Tokyo). 2017. Vol. 57, N 2. P. 82-93. doi: 10.2176/nmc.ra.2016-0191
- Chung P., Khan F., Judson R. Validation of the international classification of functioning, disability and health core sets for traumatic brain injury from Australian community patient perspectives // J Rehabilitat Med. 2021. Vol. 53, N 7. P. 1-9. doi: 10.2340/16501977-2860.
Дополнительные файлы
