Интегрированное занятие нейропсихолога и логопеда в процессе реабилитации лиц, находящихся в хроническом критическом состоянии, на примере ФНКЦ РР
- Авторы: Харитошкина Е.А.1, Гречко А.В.1, Бушуева Е.В.1
-
Учреждения:
- Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии
- Выпуск: Том 5, № 1 (2023)
- Страницы: 30-39
- Раздел: ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-6843/article/view/132843
- DOI: https://doi.org/10.36425/rehab115048
- ID: 132843
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Актуальность исследования связана со значительной сложностью лечения пациентов с хроническим нарушением сознания. Успешное лечение данной патологии зависит от комплексной врачебной и мультидисциплинарной реабилитационной работы, направленной на восстановление сознания с помощью различных фармакологических и нефармакологических методов. Современные реабилитационные технологии при грамотном подходе к их разработке и применению характеризуются существенным потенциалом в контексте улучшения качества жизни, с одной стороны, и значительного облегчения тяжести течения заболевания ― с другой. При этом надёжные методики в предметной области до сих пор отсутствуют, что представляет серьёзную медико-социальную проблему.
Цель исследования ― апробация и оценка результативности интегративных занятий нейропсихолога и логопеда в процессе реабилитации лиц, находящихся в хроническом критическом состоянии, на примере ФНКЦ РР.
Материалы и методы. Обследованы 40 пациентов с диагностированным хроническим нарушением сознания (20 пациентов основной и 20 пациентов контрольной группы). С пациентами основной группы на протяжении 12 месяцев проводилась реабилитационная работа на основе разработанной системы интегрированных занятий нейропсихолога и логопеда. Оценка результативности реабилитационной работы проводилась на горизонте 6 и 12 месяцев посредством контроля динамики улучшений уровня сознания по шкале восстановления после комы CRS-R.
Результаты. Представлено развёрнутое описание методики и практического опыта интегрированных занятий нейропсихолога и логопеда в процессе реабилитации лиц, находящихся в хроническом критическом состоянии, на базе ФНКЦ РР. Показано наличие устойчивых улучшений уровня сознания по шкале CRS-R у пациентов с хроническим нарушением сознания, проходивших интегрированные занятия с нейропсихологом и логопедом.
Заключение. Доказана результативность комплексного подхода к реабилитации пациентов с хроническим нарушением сознания на основе применения интегративного занятия нейропсихолога и логопеда. Подтверждено, что одновременное применение комплексного нейропсихологического и логопедического воздействия (упражнения нейропсихолога с воздействием на тактильный гнозис в сочетании с методиками активного логопедического механического воздействия, известными как активизирующий логопедический массаж) призвано обеспечить прогресс в реабилитации пациентов с хроническим нарушением сознания в сравнении с применяемыми методами терапевтического воздействия, основанными на последовательном (неодновременном) воздействии со стороны указанных специалистов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Екатерина Алексеевна Харитошкина
Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии
Email: mizpah@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-5268-3606
Россия, 141534, Московская область, Солнечногорский район, д. Лыткино, д. 777, корп. 1
Андрей Вячеславович Гречко
Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии
Email: avgrechko@fnkcrr.ru
ORCID iD: 0000-0003-3318-796X
SPIN-код: 4865-8723
д.м.н., профессор, чл.-корр. РАН
Россия, 141534, Московская область, Солнечногорский район, д. Лыткино, д. 777, корп. 1Елена Викторовна Бушуева
Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии
Автор, ответственный за переписку.
Email: bushelenavik@yandex.ru
Россия, 141534, Московская область, Солнечногорский район, д. Лыткино, д. 777, корп. 1
Список литературы
- Хронические нарушения сознания. Клинические рекомендации. Союз реабилитологов России; Федерация анестезиологов и реаниматологов, 2020. 128 с.
- Multi-Society Task Force on PVS. Medical aspects of the persistent vegetative state (1) // N Engl J Med. 1994. Vol. 330, N 21. P. 1499–1508. doi: 10.1056/NEJM199405263302107
- Кондратьева Е.А., Яковенко И.В. Вегетативное состояние (этиология, патогенез, диагностика и лечение). Санкт-Петербург: РНХИ, 2014. 361 с.
- Multi-Society Task Force on PVS. Medical aspects of the persistent vegetative state (2) // N Engl J Med. 1994. Vol. 330, N 22. P. 1572–1579. doi: 10.1056/NEJM199406023302206
- Кондратьева Е.А., Вознюк И.А. Руководство по неврологическому осмотру пациента с длительным нарушением сознания. Санкт-Петербург: Фолиант, 2019. 56 с.
- Schnakers C., Laureys S. Coma and disorders of consciousness // Coma and Disorders of Consciousness: Second Edition. Springer Nature Switzerland AG, 2018. 276 р.
- Iazeva E.G., Legostaeva L.A., Zimin A.A., et al. A Russian validation study of the Coma Recovery Scale-Revised (CRS-R) // Brain Inj. 2018. Р. 1–8. doi: 10.1080/02699052.2018.1539248
- Askenasy J., Lehmann J. Consciousness, brain, neuroplasticity // Frontiers in Psychology. 2013. N 4. P. 412. doi: 10.3389/fpsyg.2013.00142
- Науменко А.А., Громова Д.О., Преображенская И.С. Когнитивный тренинг и реабилитация пациентов с когнитивными нарушениями // Доктор Ру. 2017. № 11. С. 31–38.
- Sitzer D.I., Twamley E.W., Jeste D.V. Cognitive training in Alzheimer’s disease: A metaanalysis of the literature // Acta Psychiatr Scand. 2006. Vol. 114, N 2. P. 75–90. doi: 10.1111/j.1600-0447.2006.00789.x
- Kawashima R. Mental exercises for cognitive function: clinical evidence // J Prev Med Public Health. 2013. Vol. 46, Suppl. 1. P. S22–27. doi: 10.3961/jpmph.2013.46.S.S22
- Dodd J.N. Hall T.A., Guilliamset K., et al. Optimizing neurocritical care follow-up through the integration of neuropsychology // J Pediatric neurology. 2018. N 89. P. 58–62. doi: 10.1016/j.pediatrneurol.2018.09.007
- Whitfield P.C. (ed.). Head injury: A multidisciplinary approach. Cambridge University Press, 2009.
- Wilson B.A. Neuropsychological rehabilitation: Theory, models, therapy and outcome. Cambridge University Press, 2009.
Дополнительные файлы
