Пищевое поведение и нутритивный статус педагогов как отражение их уровня компетентности в вопросах здорового образа жизни
- Авторы: Кадочникова Н.И.1, Демина Н.Л.1
-
Учреждения:
- Вятский государственный университет
- Выпуск: Том 17, № 1 (2025)
- Страницы: 308-328
- Раздел: Здравоохранение и профилактическая медицина
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-6649/article/view/309207
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-6649-2025-17-1-973
- EDN: https://elibrary.ru/XQZVBT
- ID: 309207
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время проблемы становления образа жизни и организации образования, способствующих формированию и сбережению здоровья имеют особую актуальность. Профессиональная деятельность педагога заключается не только в осознанном активном влиянии на обучающихся, но и личность самого педагога также имеет бессознательное воздействие, являясь своеобразной моделью поведения. Тем самым оказывая воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Задачи охраны и укрепления здоровья обучающихся могут успешно решаться только в том случае, когда педагог сам обладает здоровьем и ведёт здоровый образ жизни. К сожалению, наличие знаний в области формирования и сбережения здоровья не гарантирует самосохранительное поведение.
Цель работы – изучение пищевого поведения педагогов и их нутритивного статуса как отражения их уровня компетентности в вопросах ЗОЖ.
Методология и методы. Для достижения поставленной цели было изучено пищевое поведение педагогов (n=100) общеобразовательных школ и дополнительного образования с использованием общепринятых методик – тест отношения к приёму пищи (EAT-26), голландский опросник пищевого поведения (DEBQ). Нутритивный статус – с использованием методики БИА. Для выявления здоровьесберегающей компетентности использовали тест «Индекс отношения к здоровью» (по С. Дерябо, В. Ясвину). Полученные данные обобщались и обрабатывались с помощью статистических методов анализа с использованием программного комплекса Biostat 7.3., Micrоsoft Excel для Windows и АВС01–0362.
Результаты. Полученные нами результаты показали, что педагоги лицеев и гимназий, в сравнении с педагогами средних образовательных школ и дополнительного образования, имели более сбалансированный нутритивный статус, их пищевое поведение являлось менее зависимым от различных факторов и по характеристикам более здоровым. В целом, их индекс отношения к здоровью соответствовал высокому уровню сформированности здоровьесберегающей компетенции.
Заключение. Взаимодействие с детьми, имеющими более высокий уровень познавательной активности, а также наличие поощрений со стороны администрации образовательных учреждений повышения компетентности своих сотрудников способствует большей ориентированности педагогов лицеев и гимназий на персональное и профессиональное саморазвитие в том числе в вопросах здорового образа жизни. В противном случае, возникает опасность формализации деятельности, что приводит к ригидности мышления и поведения в отношении обучаемых и к самому себе, а также объясняет недостаточную сформированность системы ценностей и мотиваций педагогов средних образовательных школ и дополнительного образования на самосохранительное поведение.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ и организации мероприятий непрерывного здоровьеформирующего и здоровьесберегающего образования педагогов.
Ключевые слова
Об авторах
Наталья Ивановна Кадочникова
Вятский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: usr11568@vyatsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-3777-4192
ResearcherId: L-5370-2018
кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры медико-биологических дисциплин
ул. Московская, 36, г. Киров, Кировская область, 610000, Российская Федерация
Наталия Леонидовна Демина
Вятский государственный университет
Email: usr11322@vyatsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-4619-0607
ResearcherId: GON-9869-2022
кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры медико-биологических дисциплин
Россия, ул. Московская, 36, г. Киров, Кировская область, 610000, Российская Федерация
Список литературы
- Айзман, Р. И., Лебедев, А. В., Айзман, Н. И., & Рубанович, В. Б. (2020). Комплексная оценка здоровья участников образовательного процесса: учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт. С. 87–94.
- Большой энциклопедический словарь. Педагог. Получено с https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/50175-ПЕДАГОГ (дата обращения: 04 августа 2022 г.).
- Голландский опросник пищевого поведения (The Dutch Eating Behaviour Questionnaire (DEBQ)). Получено с https://psytests.org/diag/debq.html (дата обращения: 04 августа 2022 г.).
- Дерябо, С., & Ясвин, В. (2022). Индекс отношения к здоровью. Получено с https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2022/02/17/s-deryabo-v-yasvin-indeks-otnosheniya-k (дата обращения: 02 февраля 2024 г.).
- Егорова, Н. В. (2022). Оценка здоровьесберегающей компетенции физкультурной образованности обучающихся общеобразовательных школ и классического университета в рамках её преемственного развития. Педагогическое образование в России, (4), 136–144.
- Ефимова, Г. З., Сорокин, А. Н., & Грибовский, М. В. (2021). Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции. Образование и наука, 23(1), 202–230. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-202-230
- Магин, В. А. (2019). Теоретический анализ понятия «культура здоровья педагога». Проблемы современного педагогического образования, (63-4), 163–166.
- Малкина-Пых, И. Г. (2007). Терапия пищевого поведения. Москва: Эксмо. С. 159–162, 166–170.
- Менделевич, В. Д. (2007). Руководство по аддиктологии. Санкт-Петербург: Речь. 768 с.
- Молодцова, Е. Ю., & Ребко, Э. М. (2020). Здоровьесберегающие, здоровьеразвивающие и здоровьеформирующие технологии в педагогическом образовании. В сборнике: Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы X Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (Южно-Сахалинск, 17–18 декабря 2019 г.). Южно-Сахалинск: СГУ. С. 22–27. https://doi.org/10.52606/9785888116135_22
- Москвина, М. В. (2018). Роль личности педагога в творческом развитии личности ребенка. Вестник научных конференций, (12-3)(40), 135–137.
- Нарышкина, Е. В. (2017). Гигиеническая оценка знаний воспитателей детских садов и педагогов школ в области рационального питания. В сборнике: Российская гигиена – развивая традиции, устремляемся в будущее: материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей (Москва, 17–18 ноября 2017 г.). Москва: Изд-во «Дашков и К». С. 548–550.
- Овчинников, А. В. (2014). О классификации компетенций. Организационная психология, 4(4), 145–153.
- Овчинников, А. В. (2014). Универсальная модель профессиональных компетенций. Науковедение, (4)(23). Получено с https://www.naukovedenie.ru/PDF/100EVN414.pdf (дата обращения: 18 августа 2022 г.).
- Петрова, Е. А., Акимова, Н. Н., Романова, А. В., & Соколовская, И. Э. (2020). Имидж современного учителя в представлении старшеклассников. Образование и наука, (22)(2), 98–120. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-98-120
- Сазанова, М. Л., Кадочникова, Н. И., & Попова, Г. А. (2019). Формирование навыков исследовательской деятельности при освоении бакалаврами педагогики базовых учебных дисциплин. В сборнике: Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности: сборник научных трудов V Международного форума по педагогическому образованию (Казань, 29–31 мая 2019 г.). Казань: Изд-во «Отечество». Часть II. С. 106–112.
- Селиванова, Е. А., & Курышова, Л. А. (2017). Диагностика и профилактика нарушений профессионального здоровья педагога. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, (1)(30), 29–35.
- Тест отношения к приёму пищи (ЕАТ-26). Получено с https://www.eat-26.com/eat-26/ (дата обращения: 04 февраля 2022 г.).
- Томченко, А. В. (2017). С личности педагога начинается личность школьника. В сборнике: Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: материалы Международной электронной научно-практической конференции (Донецк, 02–31 октября 2017 г.). Донецк: Истоки. С. 297–301.
- Alekseev, V. B., Lir, D. N., Luzhetsky, K. P., & Shur, P. Z. (2020). Introduction of an educational program addressing healthy nutrition issues for specific population groups within the framework of the national project "Demography". Gigiena i Sanitariya, 99(12), 1412–1417. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417
- Ateş, H., Özdenk-Demir, G., & Çalışkan, C. (2021). Determinants of science teachers' healthy eating behaviors: Combining health belief model and theory of planned behavior. Baltic Science Education, 20(4), 573–589.
- Avetisyan, A. Y., Grinin, V. M., & Kraynyukova, L. A. (2021). The influence of the degree of sanogenetic education of the population in a subsidized entity of the Russian Federation on dental health. Stomatologiia, 100(6), 66–70. https://doi.org/10.17116/stomat202110006266
- Bogdan, I. V., Gurylina, M. V., & Chistiakova, D. P. (2019). Healthy lifestyle: public attitudes and priorities. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny, 27(4), 374–378. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-374-378
- Drapkina, O. M., Karamnova, N. S., Kontsevaya, A. V., Shvabskaya, O. B., & Shishkova, V. N. (2021). Alimentary-dependent risk factors for chronic non-communicable diseases and eating habits: dietary correction within the framework of preventive counseling. Methodological guidelines Russian Society for Prevention of Non-Communicable Diseases (ROPNIZ). Cardiovascular Therapy and Prevention, 20(5), 273–334. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2021-2952
- Mikhaylichenko, K., Kurbatova, A., Salazar Flores, C., Konovalova, E., & Savich, A. (2023). Health risks to the population due to carcinogenic chemicals contaminating drinking water in centralized water supply systems. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 15(4), 291–306. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2023-15-4-291-306
- Pehlivan, M., Pehlivan, L., Yaldiz, N., Yesilkaya, B., Calim, K., Yazar, K., Kulin, R., & Ibrahim, S. (2021). Determination of nutrition knowledge levels of teachers working in Edirne city centre. Progress in Nutrition, 23(3), 1–8.
- Sazanova, M., Kadochnikova, N., Popova, G., & Dyomina, N. (2019). Possible solutions to the problem of forming the future teacher's health-preserving competence. In Advances in Social Science, Education and Humanities Research: Proceedings of the 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019) (Vol. 298, pp. 75–79). Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/essd-19.2019.16
- Shalnova, S. A., Maksimov, S. A., Balanova, Yu. A., Evstifeeva, S. E., Imaeva, A. E., Kapustina, A. V., Karamnova, N. S., Muromtseva, G. A., Viktorova, I. A., Prishchepa, N. N., Redko, A. N., Yakushin, S. S., & Drapkina, O. M. (2020). Adherence to a healthy lifestyle among the Russian population depending on sociodemographic factors. Cardiovascular Therapy and Prevention, 19(2), 2452. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2020-2452
- Vaslavskaya, I., Poltarykhin, A., Kolupaev, A., & Vorobyeva, V. (2023). Enhancing the effectiveness of national projects in healthcare sector. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 15(1), 253–293. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2023-15-1-253-293
Дополнительные файлы
