Пищевое поведение и нутритивный статус педагогов как отражение их уровня компетентности в вопросах здорового образа жизни

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время проблемы становления образа жизни и организации образования, способствующих формированию и сбережению здоровья имеют особую актуальность. Профессиональная деятельность педагога заключается не только в осознанном активном влиянии на обучающихся, но и личность самого педагога также имеет бессознательное воздействие, являясь своеобразной моделью поведения. Тем самым оказывая воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Задачи охраны и укрепления здоровья обучающихся могут успешно решаться только в том случае, когда педагог сам обладает здоровьем и ведёт здоровый образ жизни. К сожалению, наличие знаний в области формирования и сбережения здоровья не гарантирует самосохранительное поведение.

Цель работы – изучение пищевого поведения педагогов и их нутритивного статуса как отражения их уровня компетентности в вопросах ЗОЖ.

Методология и методы. Для достижения поставленной цели было изучено пищевое поведение педагогов (n=100) общеобразовательных школ и дополнительного образования с использованием общепринятых методик – тест отношения к приёму пищи (EAT-26), голландский опросник пищевого поведения (DEBQ). Нутритивный статус – с использованием методики БИА. Для выявления здоровьесберегающей компетентности использовали тест «Индекс отношения к здоровью» (по С. Дерябо, В. Ясвину). Полученные данные обобщались и обрабатывались с помощью статистических методов анализа с использованием программного комплекса Biostat 7.3., Micrоsoft Excel для Windows и АВС01–0362.

Результаты. Полученные нами результаты показали, что педагоги лицеев и гимназий, в сравнении с педагогами средних образовательных школ и дополнительного образования, имели более сбалансированный нутритивный статус, их пищевое поведение являлось менее зависимым от различных факторов и по характеристикам более здоровым. В целом, их индекс отношения к здоровью соответствовал высокому уровню сформированности здоровьесберегающей компетенции.

Заключение. Взаимодействие с детьми, имеющими более высокий уровень познавательной активности, а также наличие поощрений со стороны администрации образовательных учреждений повышения компетентности своих сотрудников способствует большей ориентированности педагогов лицеев и гимназий на персональное и профессиональное саморазвитие в том числе в вопросах здорового образа жизни. В противном случае, возникает опасность формализации деятельности, что приводит к ригидности мышления и поведения в отношении обучаемых и к самому себе, а также объясняет недостаточную сформированность системы ценностей и мотиваций педагогов средних образовательных школ и дополнительного образования на самосохранительное поведение.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ и организации мероприятий непрерывного здоровьеформирующего и здоровьесберегающего образования педагогов.

Об авторах

Наталья Ивановна Кадочникова

Вятский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: usr11568@vyatsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-3777-4192
ResearcherId: L-5370-2018

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры медико-биологических дисциплин

 

ул. Московская, 36, г. Киров, Кировская область, 610000, Российская Федерация

Наталия Леонидовна Демина

Вятский государственный университет

Email: usr11322@vyatsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-4619-0607
ResearcherId: GON-9869-2022

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры медико-биологических дисциплин

 

Россия, ул. Московская, 36, г. Киров, Кировская область, 610000, Российская Федерация

Список литературы

  1. Айзман, Р. И., Лебедев, А. В., Айзман, Н. И., & Рубанович, В. Б. (2020). Комплексная оценка здоровья участников образовательного процесса: учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт. С. 87–94.
  2. Большой энциклопедический словарь. Педагог. Получено с https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/50175-ПЕДАГОГ (дата обращения: 04 августа 2022 г.).
  3. Голландский опросник пищевого поведения (The Dutch Eating Behaviour Questionnaire (DEBQ)). Получено с https://psytests.org/diag/debq.html (дата обращения: 04 августа 2022 г.).
  4. Дерябо, С., & Ясвин, В. (2022). Индекс отношения к здоровью. Получено с https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2022/02/17/s-deryabo-v-yasvin-indeks-otnosheniya-k (дата обращения: 02 февраля 2024 г.).
  5. Егорова, Н. В. (2022). Оценка здоровьесберегающей компетенции физкультурной образованности обучающихся общеобразовательных школ и классического университета в рамках её преемственного развития. Педагогическое образование в России, (4), 136–144.
  6. Ефимова, Г. З., Сорокин, А. Н., & Грибовский, М. В. (2021). Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции. Образование и наука, 23(1), 202–230. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-202-230
  7. Магин, В. А. (2019). Теоретический анализ понятия «культура здоровья педагога». Проблемы современного педагогического образования, (63-4), 163–166.
  8. Малкина-Пых, И. Г. (2007). Терапия пищевого поведения. Москва: Эксмо. С. 159–162, 166–170.
  9. Менделевич, В. Д. (2007). Руководство по аддиктологии. Санкт-Петербург: Речь. 768 с.
  10. Молодцова, Е. Ю., & Ребко, Э. М. (2020). Здоровьесберегающие, здоровьеразвивающие и здоровьеформирующие технологии в педагогическом образовании. В сборнике: Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы X Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (Южно-Сахалинск, 17–18 декабря 2019 г.). Южно-Сахалинск: СГУ. С. 22–27. https://doi.org/10.52606/9785888116135_22
  11. Москвина, М. В. (2018). Роль личности педагога в творческом развитии личности ребенка. Вестник научных конференций, (12-3)(40), 135–137.
  12. Нарышкина, Е. В. (2017). Гигиеническая оценка знаний воспитателей детских садов и педагогов школ в области рационального питания. В сборнике: Российская гигиена – развивая традиции, устремляемся в будущее: материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей (Москва, 17–18 ноября 2017 г.). Москва: Изд-во «Дашков и К». С. 548–550.
  13. Овчинников, А. В. (2014). О классификации компетенций. Организационная психология, 4(4), 145–153.
  14. Овчинников, А. В. (2014). Универсальная модель профессиональных компетенций. Науковедение, (4)(23). Получено с https://www.naukovedenie.ru/PDF/100EVN414.pdf (дата обращения: 18 августа 2022 г.).
  15. Петрова, Е. А., Акимова, Н. Н., Романова, А. В., & Соколовская, И. Э. (2020). Имидж современного учителя в представлении старшеклассников. Образование и наука, (22)(2), 98–120. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-98-120
  16. Сазанова, М. Л., Кадочникова, Н. И., & Попова, Г. А. (2019). Формирование навыков исследовательской деятельности при освоении бакалаврами педагогики базовых учебных дисциплин. В сборнике: Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности: сборник научных трудов V Международного форума по педагогическому образованию (Казань, 29–31 мая 2019 г.). Казань: Изд-во «Отечество». Часть II. С. 106–112.
  17. Селиванова, Е. А., & Курышова, Л. А. (2017). Диагностика и профилактика нарушений профессионального здоровья педагога. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, (1)(30), 29–35.
  18. Тест отношения к приёму пищи (ЕАТ-26). Получено с https://www.eat-26.com/eat-26/ (дата обращения: 04 февраля 2022 г.).
  19. Томченко, А. В. (2017). С личности педагога начинается личность школьника. В сборнике: Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: материалы Международной электронной научно-практической конференции (Донецк, 02–31 октября 2017 г.). Донецк: Истоки. С. 297–301.
  20. Alekseev, V. B., Lir, D. N., Luzhetsky, K. P., & Shur, P. Z. (2020). Introduction of an educational program addressing healthy nutrition issues for specific population groups within the framework of the national project "Demography". Gigiena i Sanitariya, 99(12), 1412–1417. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417
  21. Ateş, H., Özdenk-Demir, G., & Çalışkan, C. (2021). Determinants of science teachers' healthy eating behaviors: Combining health belief model and theory of planned behavior. Baltic Science Education, 20(4), 573–589.
  22. Avetisyan, A. Y., Grinin, V. M., & Kraynyukova, L. A. (2021). The influence of the degree of sanogenetic education of the population in a subsidized entity of the Russian Federation on dental health. Stomatologiia, 100(6), 66–70. https://doi.org/10.17116/stomat202110006266
  23. Bogdan, I. V., Gurylina, M. V., & Chistiakova, D. P. (2019). Healthy lifestyle: public attitudes and priorities. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny, 27(4), 374–378. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-374-378
  24. Drapkina, O. M., Karamnova, N. S., Kontsevaya, A. V., Shvabskaya, O. B., & Shishkova, V. N. (2021). Alimentary-dependent risk factors for chronic non-communicable diseases and eating habits: dietary correction within the framework of preventive counseling. Methodological guidelines Russian Society for Prevention of Non-Communicable Diseases (ROPNIZ). Cardiovascular Therapy and Prevention, 20(5), 273–334. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2021-2952
  25. Mikhaylichenko, K., Kurbatova, A., Salazar Flores, C., Konovalova, E., & Savich, A. (2023). Health risks to the population due to carcinogenic chemicals contaminating drinking water in centralized water supply systems. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 15(4), 291–306. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2023-15-4-291-306
  26. Pehlivan, M., Pehlivan, L., Yaldiz, N., Yesilkaya, B., Calim, K., Yazar, K., Kulin, R., & Ibrahim, S. (2021). Determination of nutrition knowledge levels of teachers working in Edirne city centre. Progress in Nutrition, 23(3), 1–8.
  27. Sazanova, M., Kadochnikova, N., Popova, G., & Dyomina, N. (2019). Possible solutions to the problem of forming the future teacher's health-preserving competence. In Advances in Social Science, Education and Humanities Research: Proceedings of the 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019) (Vol. 298, pp. 75–79). Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/essd-19.2019.16
  28. Shalnova, S. A., Maksimov, S. A., Balanova, Yu. A., Evstifeeva, S. E., Imaeva, A. E., Kapustina, A. V., Karamnova, N. S., Muromtseva, G. A., Viktorova, I. A., Prishchepa, N. N., Redko, A. N., Yakushin, S. S., & Drapkina, O. M. (2020). Adherence to a healthy lifestyle among the Russian population depending on sociodemographic factors. Cardiovascular Therapy and Prevention, 19(2), 2452. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2020-2452
  29. Vaslavskaya, I., Poltarykhin, A., Kolupaev, A., & Vorobyeva, V. (2023). Enhancing the effectiveness of national projects in healthcare sector. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 15(1), 253–293. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2023-15-1-253-293

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».