Риски внешней среды: риск изменения цен на нефть и газ
- Авторы: Николаенко В.С.1,2,3
-
Учреждения:
- Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет
- Сибирский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 52, № 4 (2024)
- Страницы: 87-96
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-4956/article/view/276856
- DOI: https://doi.org/10.18799/26584956/2024/4/1883
- ID: 276856
Цитировать
Полный текст
Аннотация
По итогам 2023 г. доля нефтегазовых доходов консолидированного федерального бюджета РФ составила 30,3 %, что указывает на высокую чувствительность отечественного бюджета к изменениям цен на нефть и газ, их объемов добычи и экспорта, что влияет на экономическую, энергетическую и национальную безопасность России. В этой связи целью настоящей статьи является анализ риска изменения цен на нефть и газ. Для достижения цели была проведена оценка уровня воздействия этого риска на национальную экономику. В частности, были проанализированы структура нефтегазовых доходов, добыча и экспорт нефтегазового сырья, фактическое исполнение доходов федерального бюджета и др. Также количественно были оценены последствия от предпринятых недружественными иностранными государствами действий и введенных ими в 2022‒2023 гг. рестрикций и эмбарго. В результате проведенного анализа помимо геополитического давления были установлены факторы, оказывающие влияние на стоимость нефти (увеличение себестоимости добычи, ухудшение физико-химических характеристик сырья, незавершенность налогообложения, решения ОПЕК и ОПЕК+) и газа (увеличение затрат при добыче и во время транспортировки, недостаточное развитие внутреннего рынка).
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Материализация риска изменения цен на нефть и газ оказывает значительное влияние на функционирование национальной экономики, отраслей, регионов и конкретных экономических агентов, что позволяет классифицировать этот риск как макро-, мезо- и микрориск (рис. 1) [1– 3].
Рис. 1. Причинно-следственная связь внешних экономических рисков
Fig. 1. Causal relationship of external economic risks
Подобное влияние на деятельность экономических агентов может быть объяснено важной ролью топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) в формировании доходов в отечественной бюджетной системе России (табл. 1) [4, 5].
Из табл. 1 следует, что средний объем нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составляет порядка 36,9 %. Это обстоятельство указывать на большую зависимость федерального бюджета от изменения цен на нефть и газ, их объемов добычи и экспорта, что влияет на экономическую, энергетическую и национальную безопасность России [6].
Таблица 1. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в федеральном бюджете в 2018‒2023 гг.
Table 1. Ratio of oil and gas and non-oil and gas revenues in the federal budget in 2018–2023
Доходы/Revenues | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
% | ||||||
Нефтегазовые/Oil and gas | 46,4 | 39,3 | 28,0 | 35,8 | 41,6 | 30,3 |
Ненефтегазовые/Non-oil and gas | 53,6 | 60,7 | 72,0 | 64,2 | 58,4 | 69,7 |
В частности, согласно Энергетической стратегии на период до 2035 г. (далее – Стратегия), утвержденной в рамках распоряжения № 1523-р (далее – Распоряжение № 1523-р), объемы добычи нефти и газа до 2024 г. должны составлять 556‒560 млн т и 795,1‒820,6 млрд м3, а в период до 2035 г. – 490‒555 млн т и 859,7‒1 000,7 млрд м3 1. Фактические показатели добычи нефти и газа показывают, что отечественным институтам удалось достичь запланированных значений и обеспечить стабильность функционирования национальной экономики, отраслей, регионов и экономических агентов2 (табл. 2).
Таблица 2. Фактическая добыча нефти и газа в 2018‒2023 гг.
Table 2. Actual oil and gas production in 2018–2023
Добыча/Production of | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
нефти, млн т/oil, million tons | 555,8 | 560,2 | 512,7 | 524,0 | 534,0 | 527,0 |
газа, млрд м3/gas, billion cubic meters | 725,4 | 738,0 | 692,3 | 762,3 | 672,0 | 642,0 |
Учитывая факты, рассмотренные выше, особое внимание необходимо обратить на показатели нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, которые представлены в Федеральном законе № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Закон № 540-ФЗ)3. В соответствии со статьей 1 Закона № 540-ФЗ доходы федерального бюджета в 2024 г. должны составить 35062,5 млрд р., где объем нефтегазовых доходов прогнозируется на уровне 1053,6 млрд р., т. е. 3 % от общего объема доходов. Совокупный объем доходов на 2025 г. прогнозируется в размере 33552,3 млрд р., из которых 1835,6 млрд р. – это доходы, полученные от реализации нефтегазового сырья и нефтепродуктов (5,4 % от общего объема доходов). В 2026 г. планируется обеспечить федеральный бюджет доходами на уровне 34050,9 млрд р., где 1844,8 млрд р. – нефтегазовые доходы (5,4 % от общего объема доходов).
Подобное уменьшение доли нефтегазовых доходов в федеральном бюджете России может негативно сказаться на устойчивости национальной экономики. В этой связи целью настоящей статьи является проведение анализа риска изменения цен на нефть и газ, оценка устойчивости национальной экономики, а также идентификация факторов, которые оказывают влияние на изменение цен на нефть и газ.
Анализ динамики поступлений нефтегазовых доходов
В 2022 г. на процесс достижения запланированных показателей по добыче нефти и газа было оказано беспрецедентное рестрикционное давление, которое привело к кардинальным изменениям условий функционирования отечественной экономики. Так, отказ ряда стран от сотрудничества в сырьевой сфере снизил экспорт газа на 30,7 %, до 170,6 млрд м3 4. Однако, несмотря внешнее давление, экспорт нефти в 2022 г. достиг 242,0 млн т, увеличившись на 7,6 % по сравнению с 2021 г.5 Данный рост обусловлен оперативной переориентацией экспортных поставок нефти в Китай, Индию и Индонезию [7].
Очевидно, что беспрецедентное рестрикционное давление на нефтегазовую сферу было направлено на социально-экономическое положение России, которое должно было ухудшиться из-за возникшего дефицита федерального бюджета, увеличения темпов инфляции, падения уровня жизни населения, снижения темпов роста экономики и др. [8]. Требуется подчеркнуть, что согласно Доктрине энергетической безопасности6 и Стратегии национальной безопасности7 подобное давление квалифицируется как действия, которые направлены на причинение ущерба энергетическим, экономическим и национальным интересам Российской Федерации [9].
Необходимо добавить, что позитивных показателей по уровню добычи и экспорта сырьевых ресурсов удалось во многом добиться за счет усиления сотрудничества между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона8. В частности, за счет подписанного соглашения между ПАО «Роснефть» и китайской компанией «CNPC», в рамках которого в течение десяти лет (до 31.12.2033 г.) в Китай через Казахстан будут поставлены 100 млн т нефти9. Также стоит отметить, что в этот же день (04.02.2022 г.) между ПАО «Газпром» и китайской компанией «CNPC» был заключен еще один важный договор купли-продажи, по условиям которого объем поставок газа в Китай с Дальнего Востока должен достигнуть 48 млрд м3 в год10.
Снижение поступлений нефтегазовых доходов в 2023 г. в первую очередь обусловлено снижением цен на нефтепродукты и недобросовестным поведением недружественных стран. Например, введен потолок цен на нефтепродукты из России, где светлые нефтепродукты (бензин и дизельное топливо) нельзя покупать, если их цена будет превышать 100 долл. США за баррель, а темные нефтепродукты – 40 долл. США. Подобные дискриминационные меры привели к значительному сокращению экспорта отечественных нефтепродуктов. Так, например, в январе 2023 г. доходы от экспорта нефти и газа упали на 38 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Кроме того, на объемы нефтегазовых доходов оказало негативное влияние изменение налогового и таможенного законодательства в части продолжения реализации механизма «налогового маневра».
Анализ табл. 3 показывает, что на соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов оказывают существенное влияние цены на энергоносители. Ярким примером является рост цен на газ в 2022 г. По сравнению с 2021 г. цена на газ выросла в 3,2 раза, что обеспечило увеличение объемов пошлин, несмотря на падение объема экспорта газа. Однако в 2023 г. цена на газ упала на 45,5 %.
Таблица 3. Доходы федерального бюджета в 2018‒2023 гг. (млрд р.) [4, 5]
Table 3. Federal budget revenues in 2018–2023 (billion rubles) [4, 5]
Наименование/Name | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Цена на нефть марки «Юралс», $ за баррель Urals oil price, $ per barrel | 70,0 | 63,8 | 41,4 | 69,0 | 77,6 | 62,9 |
Цена на газ (дальнее зарубежье), $ за тыс. м3 Gas price (non-CIS countries), $ per thousand cubic meters m | 245,3 | 204,8 | 131,6 | 334,7 | 954,5 | 434,6 |
Курс $ к рублю Exchange rate $ to ruble | 62,6 | 64,7 | 72,0 | 73,6 | 67,5 | 84,7 |
Доходы/Income | 19454,4 | 20188,8 | 18719,1 | 25286,4 | 27824,0 | 29124,0 |
Нефтегазовые доходы Oil and gas revenues | 9017,8 | 7924,3 | 5235,2 | 9056,5 | 11586,2 | 8822,2 |
Нефть/нефтепродукты Oil/petroleum products | 7431,0 | 6432,4 | 4174,7 | 7115,9 | 7703,9 | 6577,4 |
Налог на дополнительный доход (НДД) Additional income tax (NDI) | 0,0 | 101,1 | 149,0 | 1008,7 | 1008,7 | 1292,6 |
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть Mineral extraction tax (MET) on oil | 5232,3 | 5175,5 | 3198,3 | 6295,7 | 8391,5 | 7786,5 |
Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку Excise tax on petroleum raw materials sent for processing | 0,0 | –424,6 | 135,0 | –1287,6 | –3248,9 | –2912,4 |
Пошлины на нефть сырую Duties on crude oil | 1550,0 | 1115,5 | 436,0 | 707,8 | 606,8 | 283,9 |
Пошлины на товары, выработанные из нефти Duties on goods produced from oil | 648,7 | 464,9 | 256,4 | 391,4 | 269,5 | 126,8 |
Газ/Gas | 1439,9 | 1322,6 | 921,4 | 1703,2 | 3502,2 | 1785,3 |
НДПИ на газ MET on gas | 630,6 | 627,0 | 482,2 | 577,8 | 1872,1 | 1219,3 |
Пошлины на газ/Gas duties | 809,2 | 695,7 | 439,1 | 1125,4 | 1630,1 | 566,0 |
Газовый конденсат/Gas condensate | 147,0 | 169,3 | 139,1 | 237,4 | 380,1 | 459,4 |
НДПИ на газовый конденсат MET on gas condensate | 147,0 | 169,3 | 139,1 | 237,4 | 380,1 | 459,4 |
Ненефтегазовые доходы Non-oil and gas revenues | 10436,6 | 12264,5 | 13483,8 | 16229,9 | 16237,8 | 20301,7 |
Исполнение федерального бюджета в 2018‒2023 гг. показывает, что размер пошлины для нефти снизился с 1550,0 до 283,9 млрд р., для нефтепродуктов – с 648,7 до 126,8 млрд р. (табл. 3). Снижение объемов поступлений может быть объяснено реализацией «налогового маневра», т. е. постепенного уменьшения пошлины на нефть и нефтепродукты с 30 до 0 % (с 2019 до 2024 г.)11. Смысл «налогового маневра» заключается в снижении зависимости российского бюджета от цены на нефть, т. к. для расчета НДПИ используется цена на нефть и курс доллара США, а пошлина напрямую исчисляется в долларах США. Например, пошлина на нефть в 2022 г. установлена в размере 46,7 за тонну, на светлые нефтепродукты – 14,0 за тонну, на темные нефтепродукты – 46,7 за тонну12. Реализуется «налоговый маневр» путем введения поправочных коэффициентов для пошлины от 0,167 в 2019 г. до 1 в 2024 г. для НДПИ и от 0,833 в 2019 г. до 0 в 2024 г.
Особое внимание необходимо обратить на величину НДД в структуре поступлений доходов федерального бюджета, которая существенно увеличилась по сравнению с 2019‒2021 гг. с 101,1 до 1008,7 млрд р. (табл. 3). Подобный рост НДД свидетельствует о результативности перехода месторождений на этот режим налогообложения. Под режим НДД подпадают определенные арктические проекты, а также месторождения в Восточной и Западной Сибири, для которых выработанность составляет менее 5 %. Данный налог направлен на замену пошлины и частично НДПИ13.
Важно отметить, что в 2022 г. цена на нефть превысила 43,3 за баррель, в результате чего были сформированы нефтегазовые сверхдоходы в объеме 5077,3 млрд р., из которых 1127,9 млрд р. в силу Постановления Правительства РФ № 699 (далее – Постановление № 699) было направлено на покупку иностранной валюты и золота14. В силу Федерального закона № 384-ФЗ, указанные средства были направлены на увеличение резервного фонда (далее – Закон № 384)15. Согласно Закону № 384, если происходит снижение цены на нефть марки «Юралс» ниже 43,3 за баррель, то для недопущения дефицита федерального бюджета и покрытия выпадающих нефтяных доходов Минфин России применяет «бюджетное правило», продавая валюту (доллары США, фунты, евро и др.) со счетов резервного Фонда национального благосостояния (ФНБ) Банка России. «Бюджетное правило» действует в Российской Федерации с 2017 г., его сутью является направление сверхдоходов от продажи нефти марки «Юралс» в ФНБ, если ее цена превышает 43,3 за баррель.
Из данных табл. 3 видно, что существенно возросло влияние на структуру нефтегазовых доходов акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку. Величина акциза изменилась с 424,6 млрд р. за 2019 г. до 2912,4 млрд р. за 2023 г. Увеличение размера «обратного акциза» связано с постепенным переходом от пошлины на нефть при соизмеримом повышении НДПИ. Так, «обратный акциз» в виде налогового вычета выплачивается нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), если их материнские компании находятся под рестрикциями, если данные НПЗ перерабатывают за год более 600 тыс. т нефти, а также если они в течение квартала производят бензина и нефти для внутреннего рынка не менее 5 тыс. т.
Стоит подчеркнуть, что несмотря на образовавшийся дефицит федерального бюджета в размере 3229,7 млрд р. в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» № 466-ФЗ изменения не вносились16.
Нельзя не отметить, что, несмотря на важное место нефтегазовых доходов, их прогнозируемая доля от общего объема федерального бюджета в 2024 г. будет составлять порядка 3 %, в 2024 г. – 5,4 %, в 2025 г. – 5,4 %. Подобное уменьшение обусловлено сокращением добычи нефти и газа. Сокращение в первую очередь вызвано рестрикциями. В частности, 05.12.2022 г. страны G7, ЕС и Австралия установили эмбарго на поставки нефти в ЕС и ввели потолок цен на нефть, поставляемую в третьи страны, на уровне 60 за баррель, а 05.02.2023 г. ввели потолок цен на нефтепродукты, поставляемые в третьи страны [10]17.
Факторы, оказывающие влияние на изменение цен на нефть и газ
Наряду с геополитическим давлением для нефтяной отрасли актуальны следующие факторы, оказывающие влияние на стоимость нефти [11]:
- Увеличение себестоимости добычи [12]. Согласно годовым отчетам ПАО «Роснефть» средняя себестоимость добычи нефти марки «Юралс» составляет 10 за баррель, а со временем будет увеличиваться вследствие перехода на поздние стадии разработки месторождений [12, 13].
- Ухудшение физико-химических характеристик добываемой нефти. Плотность нефти варьируется от 0,65‒1,05 г/куб. см. Если плотность нефти ниже 0,830, то ее принято называть легкой, если 0,831‒0,860 – средней, если выше 0,860 – тяжелой [14]. Нефть марки «Юралс» является тяжелой, т. к. ее плотность составляет 0,860‒0,871 г/куб. см. Кроме плотности качество нефти также определяется количеством различных примесей, таких как сера, кислород, металлоорганические соединения, углеводородный газ, вода, механические примеси и др. [15]. Чем выше уровень примесей, тем дороже обходится переработка нефти.
- Незавершенность процесса формирования механизмов налогообложения. Переход в условиях «налогового маневра» дестабилизирует ценообразование нефтепродуктов на внутреннем рынке.
- Снижение объемов добычи и экспорта нефти в результате соглашений ОПЕК и ОПЕК+. На членов ОПЕК и ОПЕК+ приходится около 40 % от всемирной добычи нефти [16, 17]. Консолидирование решения стран-участниц ОПЕК и ОПЕК+ оказывает значительное влияние на стоимость нефти.
Отдельно необходимо отметить факторы, влияющие на цену на газ, для газовой отрасли:
- Увеличение затрат при добыче и транспортировке газа. Рост расходов обусловлен сокращением неглубоко залегающих запасов, поэтому добыча перемещается на месторождения со сложными природно-климатическими и геологическими условиями. В частности, в настоящее время ведутся работы по созданию крупных производств в Арктической зоне на полуострове Ямал и Гыданском полуострове.
Также рост расходов при транспортировке связан с ухудшающимися условиями, вызванными уничтожением газовой инфраструктуры, а именно газопроводов «Северный поток» и «Северный поток 2», которые были выведены из строя 26.09.2022 г.18
- Отсутствие конкурентного внутреннего рынка газа. По итогам 2022 г. в России было добыто 672,0 млрд куб. м, из которых 170,6 млрд куб. м (25,3 % от общего объема) было экспортировано. Однако стоит отметить, что с запуском газопровода «Сила Сибири» реализуется программа газификации ряда субъектов России, расположенных на Дальнем Востоке.
Заключение
Учитывая перспективы роста мирового энергопотребления, рестрикции и факторы риска для нефтяной отрасли, прогнозируется замедление спроса на нефть с одновременным увеличением спроса на газ. Условия для роста спроса на газ обеспечиваются за счет роста потребления электрической энергии и усиливаются требованиями климатической политики. Данный вывод согласуется с положениями, представленными в Стратегии, где отмечается, что в среднесрочной перспективе уровень цены на нефть будет определяться целым рядом общеэкономических, политических и социальных факторов [18].
Необходимо отметить, что в соответствии с прогнозом Стратегии рост мощностей первичной переработки ожидается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прежде всего за счет вводов новых нефтеперерабатывающих заводов на территории Китая и Индии [19]. В Европе и Северной Америке объемы первичной переработки будут снижаться из-за низкой маржи.
1 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики"». URL: https://clck.ru/34k88Y (дата обращения: 01.09.2024).
2 Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года». URL: https://clck.ru/34XEga (дата обращения: 01.09.2024).
3 Федеральный закон от 27.11.2023 № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». URL: https://clck.ru/3Ck4dJ (дата обращения: 01.09.2024).
4 В Минэнерго сообщили, что Россия в 2022 году снизила экспорт газа на 30,7 %. URL: https://tass.ru/ekonomika/17270415 (дата обращения: 01.09.2024).
5 Экспорт российской нефти в 2022 году увеличился на 7,6 процента. URL: https://clck.ru/34jn4g (дата обращения: 01.09.2024).
6 Указ Президента РФ от 13.05.2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации». URL: https://clck.ru/34kUzA (дата обращения: 01.09.2024).
7 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: https://clck.ru/32zud4 (дата обращения: 01.09.2024).
8 Официальный сайт ПАО «Роснефть». URL: https://www.rosneft.ru/ (дата обращения: 01.09.2024).
9 «Роснефть» подписала соглашение о поставке 100 млн т нефти в Китай. URL: https://clck.ru/34jnU8 (дата обращения: 01.09.2024).
10 «Газпром» заключил договор о продаже в Китай газа с Дальнего Востока. URL: https://clck.ru/34jncG (дата обращения: 01.09.2024).
11 Федеральный закон от 18.02.2020 № 24-ФЗ «О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». URL: https://clck.ru/34jocX (дата обращения: 01.09.2024).
12 О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 декабря 2022 года. URL: https://clck.ru/34joqx (дата обращения: 01.09.2024).
13 Кабмин одобрил законопроект по расширению НДД. URL: https://tass.ru/ekonomika/13637745 (дата обращения: 01.09.2024).
14 Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 № 699 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния, а также о признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации». URL: https://clck.ru/34jpHy (дата обращения: 01.09.2024).
15 Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году» от 29.11.2021 № 384-ФЗ. URL: https://clck.ru/34jpPa (дата обращения: 01.09.2024).
16 Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 06.12.2021 № 390-ФЗ. URL: https://clck.ru/34X4Bi (дата обращения: 01.09.2024).
17 ЕС уточнил механизм действия ограничений на поставку российских нефтепродуктов. URL: https://clck.ru/34jxez (дата обращения: 01.09.2024).
18 В обеих нитках «Северного потока-1» упало давление. URL: https://clck.ru/34k6cv (дата обращения: 01.09.2024).
Об авторах
Валентин Сергеевич Николаенко
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники; Национальный исследовательский Томский политехнический университет; Сибирский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: valentin.s.nikolaenko@tusur.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры автоматизации обработки информации Факультета систем управления, доцент отделения управления бизнесом и инновациями Бизнес‐школы, доцент кафедры экономики, социологии, политологии и права
Россия, г. Томск; г. Томск; г. ТомскСписок литературы
- Мастепанов А. Нефтяные рынки в годы великих трансформаций // Энергетическая политика. – 2023. – № 4 (182). – С. 18–33. doi: 10.46920/2409-5516_2023_4182_18
- Николаенко В.С. Безупречный риск-менеджмент. – Томск: Изд-во ТУСУРа, 2023. – 140 с.
- Богданова Т.С., Костина О.И. Влияние цен на нефть на доходную часть бюджета Российской Федерации // Экономика, управление, финансы: теория и практика: сборник материалов XI-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 2. – М.: Научно-издательский центр «Империя», 2019. – С. 153–158.
- Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2022 год (предварительные итоги). – М.: Министерство финансов Российской Федерации, 2023. – 134 с. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/04/main/ispolnenie_federalnogo_budzheta_predvaritelnye_itogi.pdf (дата обращения: 17.05.2024).
- Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2023 год. – М.: Министерство финансов Российской Федерации, 2024. – 112 с. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ document?id_4=307469-ispolnenie_federalnogo_byudzheta_i_byudzhetov_byudzhetnoi_sistemy_rossiiskoi_ federatsii_za_2023_god (дата обращения: 17.05.2024)
- Николаенко В.С. Оценка угроз национальной безопасности Российской Федерации // Философия права. – 2024. – № 1 (108). – С. 205–212.
- Моделирование последствий дисконта цен на нефть и его влияние на инвестиционную функцию добычи / Г. Паршикова, А. Перфильев, А. Прокопенко, А. Силаев // Энергетическая политика. – 2023. – № 3 (181). – С. 12–23. doi: 10.46920/2409-5516_2023_3181_12
- Дзюба Ю.А., Колюжнов Д.В. Оценка степени влияния резкого спада цен на нефть и санкций на динамику ключевых макроэкономических показателей России // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2021. – Т. 2. – № 4. – С. 228–236. doi: 10.33764/2618-981X-2021-2-4-228-236
- Новак А. Российский ТЭК 2022: вызовы, итоги и перспективы // Энергетическая политика. – 2023. – № 2 (180). – С. 4–11. doi: 10.46920/2409-5516_2023_2180_4
- Громов А., Титов А. Перестройка российской нефтяной отрасли в условиях эмбарго и «потолка» цен // Энергетическая политика. – 2023. – № 5 (183). – С. 6–19. doi: 10.46920/2409-5516_2023_5183_6
- Ханеня Д.Ю., Богомолова Е.В. Изучение факторов, провоцирующих нефтяные кризисы и влияющих на образование цены на нефть // Будущее науки-2019: сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 416–419.
- Воробьев С.Ю., Сафонова Т.Ю., Алихашкин С.А. О «Дружбе» с Белоруссией // Бурение и нефть. – 2020. – № 3. – С. 3–11.
- Соловьева Ю.В., Черняев М.В. Факторы, влияющие на формирование цены на нефть марок Brent и Urals // Этап: экономическая теория, анализ, практика. – 2020. – № 4. – С. 73–85. doi: 10.24411/2071-6435-2020-10035
- Рудская И.А. Анализ развития нефтегазовой промышленности в Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. – 2021. – Т. 20. – № 7 (514). – С. 1214–1233.
- Емец С.В., Ахматвалиев Р.Г., Игнатьева Л.И. Оценка результатов контроля метрологических характеристик поточного преобразователя плотности нефти // Norwegian Journal of Development of the International Science. – 2021. – № 72-1. – С. 45–47.
- Состав и свойства нефти месторождения Приозерное / Л.В. Иванова, О.А. Стоколос, Ю.В. Генералова, В.А. Янтураев, О.В. Примерова, В.Р. Мкртычан // Бутлеровские сообщения. – 2021. – Т. 68. – № 10. – С. 105–110. doi: 10.37952/jbc-01/21-68-10-105. URL: https://butlerov.com/stat/reports/details.asp?lang=ru&id=39484 (дата обращения: 17.05.2024)
- Зефиров В.И. Прогнозирование курса рубля к доллару на базе цен на нефть // Неделя науки Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. – 2019. – Т. 1. – № 1. – С. 33. EDN: JYNLKF
- Николаенко В.С. Риск, риск-менеджмент и неопределенность: уточнение понятий // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 81. – С. 91–119. doi: 10.24411/2070-1381-2019-10080
- Конопляник А. Футуризм и коридоры возможностей для российского ТЭК в условиях создания единого евроазиатского энергетического пространства // Энергетическая политика. – 2023. – № 2 (180). – С. 54–69. doi: 10.46920/2409-5516_2023_2180_54
Дополнительные файлы
