Potential of creative space in the educational environment

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Relevance. Currently, issues related to the specifics of the implementation of state youth policy in va-rious constituent entities of the Russian Federation are becoming one of the priorities in the context of the implementation of the internal policy of the regions. This is due not only to the socio-economic specifics of the subjects, but also to the peculiarities of the demographic and cultural portrait of the population. The development of creative industries in modern conditions is a factor in the revitalization of regional economies around the world. Creative industries are innovative mainly in the form of individual enterprises, forming a postmodern product in the field of software and computer games, the film industry, fashion, design, jewelry, and education. The rapid growth of creative industries in modern society necessitates the study of questions about their essence, specificity and functions. In this regard, it becomes relevant to analyze the development of educational services provided by creative entrepreneurs – residents of creative spaces. Today, hopes are placed on the creative industries for development and revitalization of economic activity in the cities and regions of the Russian Federation, and at the same time, the main resource of the economy rightfully becomes a person – active, creative, intellectual. Through the analysis of the social creative space of the region as a socially transformative activity, the article presents models of integration of the development of creative industries and the educational process of educational organizations.

Aim. Description of models for integrating the development of creative industries and the educational environment in the context of educational organizations in the region, comparative analysis of domestic practices in the use of creative industries in higher education.

Methods. Content analysis, theoretical methods (analysis of literature on the research topic, including regulatory documentation, synthesis, classification and generalization).

Results. The paper introduces the analysis of educational platforms, advantages and limitations, models of integration of the development of creative industries and the educational environment.

Full Text

В связи с активным развитием творческой деятельности за рубежом в России с 2014 г. активно обсуждается необходимость преобразования креативной индустрии: законодательно закрепляется понятие «творческие (креативные) индустрии». В 2014 г. Постановлением правительства [1] утверждена государственная программа «Развитие культуры». В сентябре 2021 г. в России принята Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. [2], что в целом соответствует международной повестке в связи с тем, что 2021 г. был объявлен Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития [3]. В ряде регионов РФ сформированы команды по развитию креативных индустрий (проектные офисы, агентства, фонды и т. п.), приняты концепции развития креативных индустрий, которые, отражая специфику субъекта РФ, встраивают свою стратегию в федеральный вектор социально-экономического развития. Данные тенденции делают изучение развития креативных индустрий на региональном и местном уровне крайне актуальным [4]. На творческие индустрии приходится 8−12% валового внутреннего продукта (ВВП) развитых стран, а их капитализация составляет 2,3 трлн долл. США.

Цель исследования заключается в обосновании феномена креативных индустрий с точки зрения средства модернизации образовательной среды г. Томска и их потенциала.

В современном мире происходит активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Прежде всего это связано с теми возможностями, которые может представить Интернет. Экономия времени и физических ресурсов субъекта в получении образования делает дистанционное обучение все более значимым для преподавателей общеобразовательной среды [5].

Цифровые сервисы, электронная учебная литература, онлайн-уроки – всё это стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Сначала это была вынужденная мера, сейчас – упрочившаяся действительность. Стали активно применяться многие решения и новации, которые ранее лишь апробировались. Начали тиражироваться и распространяться лучшие вузовские практики, будь то качественный онлайн-курс для студентов или курс для преподавателей по работе с цифровыми сервисами и системами дистанционного обучения. Развитие технологий настигло образовательную сферу настолько, что и преподаватели, и обучающиеся уже погрузились в новую реальность.

В создании глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационного общества, М. Кастельс считает сетевую логику его базовой структурой [6].

Возникновение новых обществ влечет за собой трансформацию социальных форм в пространстве и времени, а также появление новых культур, охватывающих все сферы − от повседневной жизни до мировой политики.

Д. Белл системно рассматривает изменения, происходящие в трех основных, относительно автономных областях общества: социальной структуре, политической системе и сфере культуры (при этом к социальной структуре Д. Белл несколько нетрадиционно относит экономическую, технологическую системы и систему занятости) [6].

Концепция постиндустриального общества, по Беллу, включает пять основных компонентов:

  • в экономическом секторе – переход от производства товаров к расширению сферы услуг;
  • в структуре занятости – доминирование профессионального и технического классов, создание новой «меригократии»;
  • осевой принцип общества – центральное место теоретических знаний;
  • будущая ориентация – особая роль технологии и технологических оценок;
  • принятие решений на основе новой «интеллектуальной технологии».

Говоря об использовании современных образовательных технологий, необходимо отметить важность образовательных платформ.

Образовательные платформы широко распространены за счёт разнообразия инструментов, востребованных для продуктивной деятельности школьников. Образовательная платформа – интернет-ресурс, обязательно содержащий банк учебных материалов, которые предоставляются пользователям на определенных условиях. Цель данных платформ − обеспечение высокого качества образования с помощью цифровых технологий.

Образовательная платформа Skillbox [7] второй год занимает лидирующую позицию, получив за год более 291 тыс. упоминаний. Сейчас у компании свыше 500 образовательных программ, а число пользователей превышает полмиллиона человек. Компания адаптируется к изменениям рыночной ситуации и экспериментирует с новыми направлениями.

Сервис GetСourse стал лидером по росту внимания, получив за анализируемый год 284 тыс. упоминаний против 174 тыс. за прошлый период. Интерес к GetСourse растет вместе с трендом на запуск авторских курсов от блогеров и знаменитостей [8].

Образовательный портал «Инфоурок» за год смог опередить крупнейшую онлайн-школу иностранных языков SkyEng (4-е место) и занять бронзовую позицию рейтинга, получив 255 тыс. упоминаний. «Инфоурок» входит в список социально значимых ресурсов, утвержденных Минкомсвязи 2020 г., доступ к сайту предоставляется бесплатно с любых устройств [9].

Яндекс Практикум − это сервис онлайн-образования, где каждый может получить навыки для работы и жизни. Сейчас в Практикуме можно получить одну из современных IT-профессий или заговорить на английском языке за полгода. Всё обучение проходит в собственной технологической среде, где можно на практике применить полученные навыки [10].

Плюсы и минусы образовательных платформ

К плюсам образовательных платформ можно отнести:

  1. Сокращение операционных расходов. Дистанционное образование не требует аренды помещения и найма дополнительного персонала. Выбор преподавателей не ограничен географией: организатор может приглашать специалистов из любого города или страны. При этом не придется оплачивать дорогу и проживание. Сами преподаватели также экономят на дороге до учебного класса.
  2. Привлечение большего количества учеников. На очных занятиях число участников ограничено вместимостью аудитории, а в онлайн школу-можно приглашать одновременно тысячи людей. Если речь идет о корпоративном обучении, появляется возможность проводить занятия одновременно для всех филиалов. Коммерческие учебные заведения таким образом могут больше зарабатывать.
  3. Автоматизация учебной программы. Еще одним плюсом обучения можно считать снижение рутины. Образовательные платформы снижают нагрузку на преподавателя, автоматизируя шаблонную работу. Например, они автоматически формируют отчеты о посещаемости и успеваемости, проверяют тесты, рассылают уведомления о следующем занятии.
  4. Контроль за успеваемостью и посещением. В онлайн-образовании можно проверять знания учеников с помощью тестов, диалоговых тренажеров, устного экзамена по видеосвязи, практических заданий на интерактивной доске. Некоторые сервисы также позволяют отслеживать активность участников, смотреть статистику посещений по всей группе и отдельным людям.
  5. Большой выбор инструментов для преподавания. Дистанционное образование не ограничивает преподавателя в выборе инструментов. В СДО также можно загружать презентации и документы, делиться изображением своего экрана, общаться в чате, модерировать пользователей. Всё это делает уроки разнообразнее и помогает убедительно доносить материал.

К минусам можно отнести:

  1. Необходимость дополнительной мотивации учеников. Главный недостаток дистанционного обучения в том, что оно требует большей самостоятельности слушателя курса и даже инструменты контроля не всегда гарантируют качественное прохождение материала. Чтобы мотивировать участников, нужно хорошо продумать программу с учетом потребностей и уровня знания набранной группы.
  2. Отсутствие навыков удаленного преподавания. Преподавателю сложнее удерживать внимание аудитории без личного контакта. Он не может оценить уровень вовлечения и понимания материала. Эту проблему легко преодолеть, если использовать правила подготовки к вебинарам.
  3. Технические сложности. К минусам электронного учебного процесса относят как недостаточную техническую грамотность преподавателей, так и проблемы с оборудованием. Чтобы персоналу было проще перейти из офлайна в онлайн, следует простые сервисы, для которых не требуются специальные навыки. Например, на платформе Линк Вебинары (ранее Webinar) можно создать мероприятие в несколько кликов. Оптимальный способ выполнить вторую задачу – наличие системы дистанционного обучения с круглосуточной поддержкой или привлечением технического специалиста в команду. Для предотвращения возможных неполадок с камерой или гарнитурой рекомендуется заранее настроить виртуальное пространство. Также полезно иметь под рукой резервные наушники.
  4. Проблема идентификации пользователя при сдаче экзамена. Сложно проверить, действительно ли человек самостоятельно прошел тестирование и диалоговый тренажер. Решением проблемы может стать видеонаблюдение, но это не всегда возможно.

При анализе множества образовательных платформ было замечено, что больше всего востребованы курсы по Архитектуре и IT- индустрии.

Сфера IT − одна из самых стремительно развивающихся и быстрорастущих. В связи с мировой цифровизацией появляются новые проекты, открывается бизнес и обновляются существующие разработки. Это область, которая не может существовать без ИТ-специалистов, поэтому в ней требуются профессионалы, способные поддерживать работу предприятий и других организаций на уровне компьютерных технологий. По данным Минцифры РФ в России спрос на ИТ-специалистов в 2022 г. вырос в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. Эксперты прогнозируют, что цифра будет расти в связи с необходимостью разработки и усовершенствования программного обеспечения в России [11].

В начале 1990-х гг., не говоря уже о советской эпохе, практически все городские здания и многие сельские (дачные) дома строились по типовому проекту. В последние десятилетия работа архитекторов стала намного более востребованной, особенно в загородном строительстве.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образовательные платформы популярны в настоящее время. С их помощью можно получить новую профессию, новые знания, а также самому выбирать время обучения.

Креативные индустрии: концепции, типологии, инновационный потенциал в образовательной сфере

Креативные индустрии – сектор экономики, значимая часть добавленной стоимости которого формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.

В течение последних десятилетий концепция «креативной экономики» стала предметом теоретического осмысления и научных дискуссий. Согласно данной концепции, виды творческой деятельности классифицируются в соответствии с определенными направлениями креативных индустрий.

Впервые термин «креативные индустрии» возник во второй половине 1990-х гг. в Великобритании. Департаментом культуры, медиа и спорта было сформулировано понятие «креативные индустрии», согласно которому они определяются как деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.

Д. Хесмондхалф [12] рассматривал креативные индустрии как большое количество интерактивных сервисов, которые не просто помогают человеку в его повседневной жизни, но и способствуют развитию его творческого потенциала, моделированию продуктивного досуга, призывая сделать что-то самостоятельно, используя новое искусство, технологии (мультимедиа и компьютерные игры, Интернет). В то же время распространение ряда «новых креативных технологий» вызывает качественные изменения в культуре и обществе.

Креативные индустрии подробно характеризуются в работах зарубежных ученых (Р. Флорида, Т. Адорно, Ч. Лэндри) и отечественных (Е.Г. Трубина, С.Э. Зуев, Е.В. Зеленцова, М.В. Матецкая и др.), в которых они определяются как отрасль креативной экономики, объединяющей предприятия и предпринимателей.

Вопросам научного осмысления креативных индустрий в социально-культурной деятельности посвящены работы В.З. Дуликова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Н.Н. Ярошенко, раскрывающие особенности инноваций в сфере культуры, а также инновационные технологии и организационные процессы в социокультурной сфере [13].

Британской школой «креативные индустрии» интерпретируются как мероприятия, которые имеют свое происхождение в индивидуальном творчестве, умении, таланте и которые имеют потенциал для богатства и создания новых рабочих мест через генерирование идей и использование интеллектуальной собственности [14]. К ним причисляются следующие сферы творчества:

  • реклама, архитектура (архитектурный сектор, связанный с деятельностью строительной промышленности);
  • искусство и рынок антиквариата (включаются старинные ювелирный изделия, мебель, картины, скульптуры);
  • ремесла (в области текстиля, керамики, металла, кожи и др.);
  • дизайн и дизайнерская мода;
  • кино и видео;
  • программное обеспечение для интерактивного досуга;
  • музыка, исполнительское искусство (танцы, мюзиклы, балет и т. д.);
  • публикации (издание книг, газет, журналов, использование английского языка на международном уровне);
  • программное обеспечение и компьютерные услуги;
  • телевидение и радио.

Креативные индустрии в соответствии с классификацией Конференции ООН по торговле и развитию (2008) распределяются по четырём большим сферам: культурное наследие, искусство, медиа, функциональные сферы. Отечественные ученые относят музыку, книги, фильмы и другие отрасли искусства к индустрии культуры и искусства.

Профессор Г.А. Аванесова к важнейшим составляющим креативных индустрий относит: газеты, журналы, книги развлекательного содержания; кинопроизводство и производство видеопродукции; сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции; музыкальную индустрию; арт-бизнес; шоу-бизнес; театры, концертные организации, цирки; досуговые центры, клубы; модельный бизнес; парки; сеть общественного питания (кафе, рестораны) [15].

При этом культурные ценности являются приоритетными и возникают в ходе получения культурного продукта по законам экономической целесообразности и эмоциональной эффективности. В то же время культурные ценности играют роль основного интегратора всей системы, определяют развитие её отдельных элементов.

Современное образовательное пространство претерпевает существенные подвижки в связи с интенсивными социокультурными изменениями, фундированными, прежде всего, технологическим развитием. Образование можно представить в виде системы, состоящей из трех компонентов, которые распределены следующим образом: объект – обучающийся, субъект – преподаватель, а средством обучения выступают книги, журналы, компьютерные обучающие системы, учебники, дидактический материал и т. д. Опираясь на эту модель, можно прийти к выводу, что взаимодействие преподавателей и студентов происходит через технические средства обучения. Поэтому преподаватель должен тщательно подбирать учебный материал, который будет соответствовать возможностям и потребностям студента.

Классическая модель университета/института, основанная на знании, меняется на системно-деятельностную/компетентностную. Образование как важнейший социальный институт постоянно трансформируется. Специалисты предлагают выделять следующие образовательные парадигмы:

  • традиционно-консервативную (знаниевую), основанную на передаче молодому поколению культурно-исторического опыта и наследия цивилизации;
  • рационалистическую (бихевиористскую, поведенческую), основной формой которой являются научение, тренинг, тестовый контроль;
  • феноменологическую (гуманистическую), рассматривающую и педагога, и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса;
  • технократическую, провозглашающую основой точное научное знание;
  • неинституциональную, ориентированную на организацию образования вне традиционных социальных институтов (школ и вузов), с помощью Интернета, в условиях открытых школ, дистанционного обучения, гуманитарную, ориентированную на обучающегося в формате субъект-субъектного взаимодействия.

Именно в рамках неинституциональной парадигмы и происходит образовательная (в режиме «дополнительности») деятельность на базе креативных площадок. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что «дополнительное образование детей и взрослых направлено на становление и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» [16]. Дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование. Можно говорить, что на базе креативных пространств формируется рынок малых образовательных форм в рамках досуговой и просветительской деятельности. В креативных пространствах в настоящее время на первый план выходят не стандартные учебные программы, а новые, дополнительные, отвечающие более узким запросам со стороны потребителей. Такие специальные короткие дополнительные программы называют малыми образовательными формами, а новый рынок таких услуг – рынком малых образовательных форм.

Таким образом, креативные пространства обладают большим потенциалом в качестве площадок дополнительного образования для взрослых и детей, но не заменяют на данный момент традиционные учреждения культуры. Они нашли свою нишу, связанную с предоставлением краткосрочных программ в виде семинаров, лекций, тренингов с непостоянной аудиторией и выполняют важную просветительскую функцию. При этом наравне с традиционными учреждениями культуры они реализуют и долгосрочные образовательные программы. Образовательные практики креативных пространств меняют городскую образовательную среду, дают возможность для запуска новых форм в виде творческих проектов, тренингов, семинаров, встреч с интересными специалистами.

Становление и развитие креативных индустрий в России в сфере образования

Российская траектория развития креативной индустрии, в отличие от международной практики, где абсолютное лидерство за телевидением, развивается по тому пути, где первая строчка принадлежит сфере информационных технологий, программного обеспечения и компьютерных услуг, вторая − рекламе и маркетингу, а тройку лидеров по доходности замыкает отрасль «издательская деятельность».

По сравнению с традиционными отраслями экономики креативная индустрия демонстрирует более интенсивный рост. Но за последние годы произошло стремительное увеличение объема экспорта креативных услуг, что сопровождается одновременным ростом импорта товаров и услуг по этой категории. Это обстоятельство привело к тому, что, например, на рынке креативной индустрии для сферы образования каждый третий товар и услуга − зарубежного производства.

Около 70 % продукции и услуг в сфере образования произведено зарубежными производителями, объем рынка товаров для хобби-творчества и ремесел в России в 22 раз меньше, чем в США.

Доля занятости населения России в креативной индустрии, по некоторым оценкам, составляет около 4 % от общей численности трудоспособного населения страны. При этом порядка 30 % приходится на малый и средний бизнес и еще около 2 % − доля самозанятых в данной сфере.

Творческий подход является главной целью современного образования. Таким образом, это защищает преподавателей от профессионального выгорания и усталости, а студентов – от скуки и демотивации, что делает систему образования актуальной и мобильной.

Государство, безусловно, осознает значимость развития креативных индустрий в качестве важной сферы экономики. В подтверждение этого в 2021 г. в России на уровне правительства была принята Концепция развития творческих (креативных) индустрий, а также разработаны механизмы государственной поддержки. Искусство и дизайн, музыка и телевидение, кино и анимация, дизайн и разработка игр – в общей сложности от 10 до 14 творческих отраслей к 2030 г. могут составить 6 % ВВП в российской экономике, в том числе благодаря реализации потенциала регионов и формирования территориальной инфраструктуры креативного предпринимательства.

Креативные индустрии − это феномен, который влияет на экономику, инфраструктуру городов, культурный и социальный облик регионов. Такая планка автоматически повышает и уровень требований, предъявляемых к творцам, которые работают в креативных индустриях. Это уже не просто свободные художники, а специалисты с широким кругозором и целым перечнем профессиональных компетенций. Данное обстоятельство естественным образом переводит вопрос подготовки кадров для креативных индустрий на уровень образовательных организаций.

В настоящее время количество образовательных платформ и размещенных курсов увеличивается (табл. 1).

 

Таблица 1. Структура онлайн-ресурсов и посещений образовательных платформ

Table 1. Structure of online resources and visits

Платформы

Platforms

Тип контента

Type of content

Количество посещений

Number of visits

Skillbox1

 

346 курсов
346 courses

 

733000 зарегистрированы (registered)

102000 обучаются (are studying)

GetCourse2

260000 тренингов
(trainings)

4,6 млн уроков
(million lessons)

85 млн пользователей зарегистрировались

85 million users registered

количество оплаченных заказов – 16 млн

the number of paid orders amounted to 16 million

Инфоурок

Info lesson3

 

1195 онлайн-курсов повышения квалификации (online training courses)

443 онлайн-курса переподготовки

443 Online retraining courses

6 394 883 единиц –

библиотека материалов

(material library)

4590 онлайн-мероприятий

(online events)

97085 чел/people

65235 чел/people

5662563 чел. скачали контент

5662563 people downloaded content

12417 посещений (visits)

Яндекс.Практикум

Yandex Workshop4

76 курсов/courses

 

Skillfactory5

93 курса/courses

около 75000 чел./about 75000 people

Otus6

253 курса/courses

42702 чел./people

Ted-Ed7

2000 видео/video

19,1 млн подписчиков

(million subscribers)

ПостНаука

PostScience8

371000 видео/video

1,31 млн подписчиков

(million subscribers)

CGP Grey9

181 видео/video

6,01 млн подписчиков

(million subscribers)

Канал Арзамас

Arzamas channel10

760 видео/video

1,57 млн подписчиков

(million subscribers)

VSauce11

485 видео/video

20,1 млн чел./million people

Источник: составлено авторами. Source: compiled by the authors.

Примечания/Notes: 1Skillbox – российская интернет-компания, работающая в сфере онлайн-образования, основана в 2016 г., входит в образовательный холдинг Skillbox Holding Limited. Компания считается лидером российского рынка онлайн-обучения/Russian Internet company operating in the field of online education, founded in 2016, and is part of the educational holding Skillbox Holding Limited. The company is considered the leader of the Russian online learning market. 2GetCourse – российская интернет-компания, платформа для запуска, продажи и проведения онлайн-курсов. Основана в 2014 г. Маратом Нигаметзяновым, Дмитрием Останиным, Тимуром Каримбаевым и Матвеем Калачевым. С 2018 г. входит в десятку крупнейших EdTech-компаний России по рейтингу РБК/Russian Internet company, a platform for launching, selling and conducting online courses. Founded in 2014 by Marat Nigametzyanov, Dmitry Ostanin, Timur Karimbaev and Matvey Kalachev. Since 2018, it has been included in the top ten largest EdTech companies in Russia according to the RBC rating. 3Инфоурок – крупнейший образовательный интернет-проект в России, который ежедневно посещают более 2900000 чел. В рамках проекта проводятся массовые международные олимпиады и конкурсы по предметам школьной программы. «Инфоурок» даёт возможность пройти курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, является базой для размещения методических материалов и разработок, с помощью которых учителя могут делиться опытом или искать новые идеи. «Инфоурок» предлагает бесплатные видеоуроки по основным предметам школьной программы, проводит вебинары на актуальные и интересные темы. За 8 лет существования проект «Инфоурок» стал одним из самых посещаемых ресурсов России/The largest educational Internet project in Russia visited daily by more than 2900000 people. Within the framework of the project, the most widespread international Olympiads and competitions are held in school subjects and beyond. Infourok provides an opportunity to take advanced training and professional retraining courses, and is the basis for posting methodological materials and developments with the help of which teachers can share experience or, conversely, look for new ideas. The Infourok project offers free video lessons on the main subjects of the school curriculum and conducts webinars on current and interesting topics. Over the 8 years of its existence, the Infourok project has become one of the most visited resources in Russia. 4Яндекс. Практикум – международный сервис онлайн-образования, запущенный компанией «Яндекс» в 2019 г. Обучение проходит в собственной технологической среде компании, что позволяет сразу применять полученные знания на практике/International online education service launched by Yandex in 2019. Training takes place in the company own technological environment, which allows you to immediately apply the acquired knowledge in practice. 5Skillfactory – российская компания в сфере онлайн-образования, основанная в 2016 г. Skillfactory предлагает курсы по Data Science, аналитике данных, программированию, IT-менеджменту и дизайну/Russian company in the field of online education, founded in 2016. Skillfactory offers courses in Data Science, data analytics, programming, IT management and design. 6Otus – это авторские курсы по программированию, тестированию, инфраструктуре, администрированию, разработке игр, управлению и Data Science/Otus is a collection of original courses on programming, testing, infrastructure, administration, game development, management and Data Science. 7Ted-Ed – компания, которая с марта 2011 г. органично сочетает образование с технологиями. Она является одним из пионеров онлайн-образования, включает много предметов, в том числе математику, естественные науки, бизнес, историю и т. д. У Ted-Ed 18,2 млн подписчиков и более 3 млрд просмотров/Since March 2011, Ted-Ed has seamlessly combined education with technology. Resource soon became one of the pioneers of online education. They have many subjects including math, science, business, history, etc. Ted-Ed has 18.2 million subscribers and over 3 billion views. 8ПостНаука – один из крупнейших русскоязычных каналов о современной науке и официальный YouTube-канал проекта (на YouTube (1,31 млн подписчиков)/One of the largest Russian-language channels about modern science and the official representation of the project on YouTube (1.31 million subscribers). 9CGP Grey – канал, который специализируется в основном на политике, истории, философии, науке и технике. Кроме того, на платформе размещено достаточное количество видеороликов с забавными сюжетами и анимацией. Это облегчает понимание сложных политических тем. Также на канале 5,77 млн подписчиков. Количество просмотров – 890 млн/Mainly focuses on politics, history, philosophy and science and technology. In addition, they have many videos with funny stories and animations. This makes complex political topics easier to understand. Additionally, they have 5.77 million subscribers and 890 million views on their channel. 10Канал «Арзамас» – образовательный ютуб-канал (1,57 млн подписчиков). Благодаря этому уникальному проекту можно узнать много нового из истории, литературы, археологии: откуда взялся Лакан, как был устроен средневековый город, как тоталитарный режим изменил японскую семью/Called one of the best educational YouTube channels (1.57 million subscribers). In this unique project you can learn a lot of new things from history, literature, and archeology. Where Lacan came from, how the medieval city was structured, how the totalitarian regime changed the Japanese family (1.57 million subscribers). 11VSauce – научно-образовательный канал на YouTube, впервые запущенный в 2010 г. Майклом Стивенсом, Кевином Либером и Джейком Ропером. На YouTube-канале обсуждается множество вопросов. Например, «Что, если солнце однажды исчезнет?» или «Что, если наши океаны высохнут?». Есть ответы на многие важные вопросы «что, если…?». На VSauce подписаны 18,4 млн человек; количество просмотров – более 2 мдрд. Есть и другие каналы – VSauce 1 и 2/Launched in 2010 by Michael Stevens, Kevin Lieber and Jake Roper. This is a scientific and educational channel on YouTube. This channel mainly addresses many issues. For example, “What if the Sun disappears one day?” or “What if our oceans dry up?” The channel has the best answers to all our “what if” questions. We suggest this channel to everyone who has similar intriguing questions. The channel has 18.4 million subscribers and over 2 billion views. They have other channels called VSauce 1 and 2.

 

Нормативное сопровождение креативных индустрий: 20 сентября 2021 года Правительством РФ было принято Распоряжение № 2613-р «Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», 15 августа 2023 года на сайте Президента РФ опубликован Перечень поручений по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России».

Креативная экономика в прямом смысле трансформирует города и меняет привычные процессы в смежных индустриях. Очевидно, что этот факт повышает уровень ответственности и требований к молодым творцам, а значит, влияет и на профессиональную подготовку. Кроме базового академического образования специалисту необходимы прикладные компетенции. При этом со стороны учебных заведений важно помочь свободному художнику и дать ему эффективную траекторию обучения. Центрами развития культурных индустрий России выступают Москва и Санкт-Петербург, активно развиваются в данном направлении Ростов-на-Дону и некоторые другие регионы страны [17].

Необходимо не только адаптировать существующие образовательные программы к современным реалиям. Чтобы охватить интересы самых разных аудиторий, система должна быть гибкой между стандартами и тенденциями.

Образовательные программы, связанные с креативными индустриями, предлагают студентам широкий выбор направлений, включающих искусство, дизайн, музыку, театр и медиа. Учебные заведения, предлагающие такие программы, стремятся создать стимулирующую и вдохновляющую обучающую среду, где студенты могут раскрыть свой творческий потенциал и научиться применять его на практике.

Креативные индустрии также способствуют развитию развлечений и культуры, которые имеют огромный потенциал для экономического роста. Студенты, получающие образование в таких областях, имеют возможность стать профессионалами в культурной сфере, влиять на развитие искусства и вносить вклад в общественное развитие.

Креативные индустрии играют важную роль в развитии современного образования. Они предлагают новые возможности для творческого развития и профессионального роста студентов. Вот несколько способов влияния креативных индустрий на образование:

  • Развитие творческих специальностей: креативные индустрии создают спрос на специалистов в области дизайна, искусства, мультимедиа и других творческих областей. Это побуждает образовательные учреждения расширять свои программы и предлагать новые специализации, чтобы удовлетворить потребности рынка труда.
  • Интеграция практического опыта: креативные индустрии активно сотрудничают с образовательными учреждениями, предлагая студентам возможность получить практический опыт работы в реальных проектах. Это помогает студентам применить свои знания и навыки на практике, а также улучшить свои шансы на трудоустройство после окончания учебы.
  • Стимулирование инноваций: креативные индустрии способствуют развитию инноваций в образовании. Они внедряют новые технологии и методики обучения, создают новые форматы и контент для образовательных программ. Это помогает современным учебным заведениям быть актуальными и привлекательными для студентов.
  • Развитие междисциплинарности: креативные индустрии объединяют различные области знаний и дисциплины. Студенты, обучающиеся в таких областях, развивают междисциплинарные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество и адаптивность. Эти навыки являются важными для успешной карьеры в современном мире.

В целом влияние креативных индустрий на современное образование является перспективным. Они способствуют развитию творческих специальностей и инноваций, а также предоставляют студентам практический опыт и междисциплинарные навыки, необходимые для успешной карьеры в современном мире (табл. 2).

 

Таблица 2. Ключевые показатели отраслевых креативных индустрий

Table 2. Key indicators of the creative industries sector

Направление анализа

Direction of analysis

Отраслевой анализ

Industry analysis

Занятость Employment

Внешняя торговля Foreign trade

Ключевые

показатели

Key indicators

 

Численность занятых (IT-индустрия) – 14,8 %

Number of employees

(IT Industry) – 14.8 %

Разработка компьютерного программного обеспечения;

издание компьютерных игр

Computer Software Development;

Publishing computer games

Россия экспортирует преимущественно продукцию низких переделов – книги и газетную бумагу, а также предметы интерьера (мебель, обои и пр.).

В импорте креативных товаров преобладают мебель и игрушки

Russia exports mainly low-process products – books and newsprint, as well as interior items (furniture, wallpaper, etc.).

Imports of creative goods are dominated by furniture and toys

Численность занятых (музыка, исполнительское искусство, культурно-досуговые учреждения) – 21 %

Number of employees (music, performing arts, cultural and leisure institutions) – 21 %

Музыканты, певцы, танцоры, режиссеры, актеры

Musicians, singers, dancers, directors, actors

 

 

Численность занятых (реклама) – 7,8 %

Number of employees (аadvertising) – 7.8 %

 

Деятельность в сфере связи с общественностью

креативных индустрий; в 2020 г. работали 2,6 млн человек, или 3,7 % занятых в стране.

B 2020 г. в креативной экономике России работали 4,7 млн человек. Это 6,6 % от количества всех занятых в стране

Activities in the field of public relations; 2.6 million people worked in the creative industries in 2020, or 3.7% of those employed in the country.

In 2020, 4.7 million people worked in the creative economy of Russia, this is 6.6% of all employed in the country

Методологическая основа измерений по России

Methodological basis for measurements in Russia

Услуги в области рекламы

Advertising services

Услуги в области архитектуры

Architectural services

Услуги в сфере культуры и отдыха

Services in the field of culture and recreation

Аудиовизуальные и связанные с ними услуги

Audiovisual and related services

 

 

Источник: составлено по данным Росстат. Source: compiled according to Rosstat data.

 

Преимущества образовательных платформ в контексте развития креативных индустрий заключаются в следующем:

  1. Снижение операционных расходов. Дистанционное образование не требует аренды школьных зданий или найма персонала. При подборе преподавателей нет географических ограничений. Организаторам не нужно оплачивать проезд и проживание. Сами преподаватели могут сэкономить на поездках в класс.
  2. Возможность привлечения большого количества студентов В то время как на очных занятиях количество студентов ограничено вместимостью аудитории, онлайн-школы могут приглашать тысячи человек одновременно. При корпоративном обучении занятия могут проводиться во всех филиалах одновременно. Таким образом, коммерческие школы могут получить больший доход.
  3. Еще одним положительным моментом обучения можно считать сокращение рутины. Образовательные платформы снижают нагрузку на преподавателей, автоматизируя шаблонные задачи. Например, они могут автоматически генерировать отчеты о посещаемости и успеваемости, проверять тесты и отправлять уведомления о предстоящих занятиях.
  4. Онлайн-образование позволяет проверять знания учащихся с помощью тестов, диалоговых тренажеров, устных экзаменов по видеосвязи и практических заданий на интерактивных досках. Существуют также сервисы, позволяющие участникам отслеживать свою деятельность и просматривать статистику посещений в целом по группе и по отдельности.
  5. Дистанционное обучение не ограничивает преподавателей в выборе инструментов. Они могут загружать презентации и документы, обмениваться изображениями с экрана, общаться в чате и даже модерировать пользователей. Все это помогает сделать уроки более разнообразными и передать интересный материал в различных направлениях креативных индустрий.

Ограничения образовательных платформ:

  1. Необходимость мотивировать учащихся. Основной недостаток дистанционного образования заключается в том, что оно требует большей самостоятельности учащихся, а качество материала не всегда гарантируется даже средствами управления. Для того чтобы мотивировать студентов, программы должны быть хорошо разработаны, с учетом потребностей и уровня знаний группы.
  2. Без личного контакта преподавателю сложно удерживать внимание аудитории. Невозможно оценить участие и понимание материала. Эту проблему можно легко преодолеть, если использовать правила подготовки к вебинару.
  3. Чтобы сотрудникам было проще перейти из офлайна в онлайн, необходимо использовать простые сервисы, не требующие специальных навыков.
  4. Сложно самостоятельно проверить, действительно ли человек сдал экзамен или интерактивный тест. Возможным решением этой проблемы является видеонаблюдение, но оно не всегда возможно.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что образовательные платформы востребованы в настоящее время. Вместе с тем виртуальная образовательная среда кардинально отличается от традиционного формата преподавания – форма представления контента, практические задания с использованием ИКТ, форма контроля, учащимся необходим консультант. Студент, проходящий курс дистанционно, может испытывать некоторые затруднения по причине отсутствия опыта работы с IT-технологиями или сетевыми курсами, а возможно – из-за отсутствия привычки заниматься самостоятельно. Человек – это социальное существо, которому необходим межличностный контакт как в жизни, так и в образовательной деятельности. Поэтому личное общение между преподавателем и студентом, а также между однокурсниками очень важно. Но с помощью образовательных платформ можно получить новую профессию, новые знания и самостоятельно выбрать ритм и время обучения.

×

About the authors

Vera V. Orlova

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics

Author for correspondence.
Email: vera.v.orlova@tusur.ru

Dr. Sc., Professor, Head of the Philosophy and Sociology Department

Russian Federation, 40, Lenin avenue, Tomsk, 634050

Alexandra V. Gryaznova

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics

Email: gryaznovaalexandera@yandex.ru

Master's Student

Russian Federation, 40, Lenin avenue, Tomsk, 634050

Elena R. Mengardt

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics

Email: elena.r.mengardt@tusur.ru

Associate Professor

Russian Federation, 40, Lenin avenue, Tomsk, 634050

References

  1. On approval of the state program of the Russian Federation “Development of Culture”. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 317 (as amended on December 26, 2022). Garant. (In Russ.) Available at: https://base.garant.ru/70644226/ (accessed 6 March 2024).
  2. On approval of the Concept for the development of creative industries and mechanisms for the implementation of their state support in large and major urban agglomerations until 2030. Order of the Government of the Russian Federation dated September 20, 2021 No. 2613-r. ConsultantPlus. (In Russ.) Available at: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (accessed 10 March 2024).
  3. – International Year of the Creative Economy for Sustainable Development. Resolution adopted by the General Assembly on December 19, 2019. (In Russ.) Available at: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n19/433/87/pdf/n1943387.pdf (accessed 10 March 2024).
  4. Project “Invented in Russia”, or how to become a film director while still in school. National projects of Russia. (In Russ.) Available at: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/proekt-pridumano-v-rossii-ili-kak-stat-kinorezhisserom-eshche-v-shkole/ (accessed 6 March 2024).
  5. Digtyar O.Yu. Distance learning as an educational practice in a modern university under conditions of the world pandemic and its impact on the educational process. (In Russ.) World of science, culture, education, 2022, no. 1 (92), pp. 154–157.
  6. Castells M. Information era: economics, society and culture. Moscow, State University-Higher School of Economics Press, 2001. 465 p. (In Russ.)
  7. Bell D. The coming post-industrial society: experience in social forecasting. (In Russ.) Moscow, Academia Publ., 1999. 788 p.
  8. Educational platform Skillbox. (In Russ.)Available at: https://skillbox.ru/?_sp=7cd00439-3ac7-4733-8427-c519b46d342c.1723618799170&_gl=1%2as3rbr3%2a_gcl_au%2aNDQ3NDI4MzY2LjE3MjM2MTg3Nzk.%2a_ga%2aNjA3OTU0ODI5LjE3MjM2MTg3Nzk.%2a_ga_6Z66XBG8S2%2aMTcyMzYxODc3OS4xLjEuMTcyMzYxODc4Ny41Mi4wLjA (accessed 3 June 2024).
  9. GetCourse service. (In Russ.) Available at: https://getcourse.ru/ (accessed 3 June 2024).
  10. Info-lesson – online educational platform. (In Russ.) Available at: https://infourok.ru/ (accessed 3 June 2024).
  11. Yandex.Practice – online education service. (In Russ.) Available at: https://practicum.yandex.ru/ (accessed 3 June 2024).
  12. Interfax-Russia.ru. (In Russ.) Available at: https://www.interfax-russia.ru/main/mincifry-dve-treti-it-specialistov-uehavshih-v-2022-godu-vernulis-v-rf (accessed 3 June 2024).
  13. Mapping the creative industries. Creative and cultural economy series. Available at: https://creativeconomy.britishcouncil.org/media/uploads/files/English_mapping_the_creative_industries_a_toolkit_2-2.pdf (accessed 3 June 2024).
  14. Bokova A.V. Cultural, creative, artistic industries as a phenomenon of modern culture: experience of conceptualization. Cand. Diss. Abstract Tomsk, 2016. 20 p. (In Russ.)
  15. Avanesova G.A. Cultural and leisure activities. Moscow, Aspect-press Publ., 2006. 236 p. (In Russ.)
  16. About education in the Russian Federation. Federal Law of December 29, 2012 N 273-FL. ConsultantPlus. (In Russ.) Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 3 June 2024).
  17. Study of creative potential in Russian cities. (In Russ.) Available at: https://citylifeindex.ru/static/files/creative/creative_potential_RUS_020822.pdf (accessed 3 June 2024).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».