Social capital as a factor in resocialization of combatants:key problems and management mechanisms

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Relevance. Historical experience shows that the problem of resocialization of combatants has a significant impact on social security and sustainability of social development in post-war times. In relation to the events caused by geopolitical instability and the military operations, this topic is once again becoming relevant for modern Russian society, since not only the health and well-being of military personnel who took direct part in hostilities, but also the most important indicators will largely depend on the effectiveness of the resocialization processes of socio-economic development of the country as a whole. Research problem. Due to a significant increase in the number of combatants over the past three years, there is a need to develop a comprehensive social program to assist in social adaptation and resocialization of this category of people. Currently, the legal standards established at the federal and regional levels do not take these practices into account, and therefore their effectiveness is significantly reduced. Taking this circumstance into account, there is a need to introduce additional measures to restore and diversify the social capital of combatants, which includes three basic segments: social connections, values and norms.

Aim. To develop measures to support combatants using the structural components of social capital, aimed at increasing the efficiency of the resocialization.

Methods. Analysis and synthesis, comparison, generalization and systematization and analogy.

Results. The authors have revealed that the resocialization effectiveness is largely determined by the degree of involvement of basic segments of social capital in the process; proved the feasibility of introducing measures of additional support for military personnel using primary (family and small group level) and secondary (work collectives, public organizations, society) social capital; developed additional support measures aimed at increasing the effectiveness of the resocialization of combatants; established that the social capital of military personnel in the case of ineffective resocialization can take on negative, destructive forms of manifestation; substantiated the need to differentiate resocialization of combatants into three basic stages and to introduce management practices at each of them to increase the efficiency of the implementation of this process. Conclusions. The currently developed set of measures to support participants in a special military operation contains many areas that affect virtually all areas of life, but nevertheless, a significant omission remains that they are primarily of a normative nature, without fully taking into account the socio-psychological problems that military personnel face upon returning to civilian life. To increase the effectiveness of the measures taken, it is necessary to reorient from a normative approach to a process approach, which allows us to look at the resocialization of military personnel as a series of stages, at each of which appropriate types of assistance should be introduced in the selection and development of target guidelines. In addition, special attention should be paid to measures to restore previously deflected patterns of behavior based on lost values, norms and social relations – the basic segments of social capital.

Full Text

Введение

Вооруженные конфликты влекут за собой множество разрушительных последствий, пагубно влияющих на социально-экономические процессы даже после окончания боевых действий. В первую очередь к их числу относятся проблемы реинтеграции и ресоциализации участников боевых действий. Как показывает практика, демобилизованные военнослужащие в большинстве случаев испытывают трудности при возвращении в социальное пространство мирной жизни, налаживании социальных связей и освоении гражданских специальностей. Барьеры психической, профессиональной и социальной адаптации приводят к тому, что ветераны боевых действий попадают в группу риска лиц с асоциальным поведением. В целях нивелирования данной проблемы особую актуальность приобретает внедрение механизмов управления и практик по оказанию помощи демобилизованным в процессе их интеграции в социум. В современных условиях данная тема затрагивает в первую очередь интересы участников СВО (специальной военной операции).

Материалы и методы исследования

В рамках представленной темы были рассмотрены материалы по социологии и психологии, позволившие адаптировать ключевые аспекты процесса ресоциализации под современные реалии. К их числу относятся труды зарубежных исследователей (Н. Бреслау, Дж. Борус, Р. Габриэль, Ф.Б. Дэвидсон, М. Фрейдман [1−5]) и отечественных (А.Я. Анцупов, В.Ф. Бондаренко, А.М. Жуков, А.Г. Караяни, И.Ю. Суркова, И.В. Сыромятников [6−11] и др.). В частности, были проанализированы такие аспекты, как:социально-психологическая интеграция в российское общество участников боевых действий, социально-психологические барьеры адаптации и проблемы диагностики расстройств адаптации у военнослужащих, роль социальных связей в процессе интеграции демобилизованных в социум, вопросы эффективности военной психотерапии, проблемы инклюзии и социальной дезориентации военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья, особенности проявления посттравматического стресса у ветеранов боевых действий.

В целях диверсифицирования возможностей изучения поставленной проблемы был применен ретроспективный анализ, позволивший оценить степень опасности проблемы неэффективной ресоциализации, чреватой распространением различных форм девиантного и делинквентного поведения. На основе сравнительного анализа относительно аналогичных ситуаций в других странах сделаны выводы, что определяющую роль в процессе ресоциализации комбатантов (бывших военнослужащих) играют не закрепленные на законодательном уровне меры материальной поддержки, а социальный капитал: социальные связи, нормы и ценности, благодаря которым человек обретает чувство своей значимости, единения с социумом. Также в целях анализа реализуемых на сегодняшний день мер поддержки участников СВО в РФ были рассмотрены нормативно-правовые документы различного уровня, в том числе:

  • Федеральный закон № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.2011;
  • Федеральный закон № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998;
  • Федеральный закон № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998;
  • Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995;
  • Указ президента РФ № 787 от 02.11.2022 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации»;
  • Постановления Правительства РФ: № 2278 от 09.12.2022, № 99 от 26.01.2023, № 1046 от 28.06.2023, № 1933 от 29.10.2022;
  • Распоряжение Президента РФ от 06.06.2023 № 174-рп «О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих, лиц, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей».

При разработке практических рекомендаций был применен системный подход, позволяющий обозначить траектории совершенствования управленческой деятельности относительно процессов ресоциализации военнослужащих.

Социальный капитал как фактор ресоциализации участников боевых действий

В той или иной степени общество оказывает существенное влияние на процесс ресоциализации участников боевых действий вне зависимости от их социального статуса, уровня образования и профессиональной принадлежности. Большую роль при этом играет социальный капитал, представляющий собой систему социальных связей, ценностей (в том числе доверия) и норм, направленных на приращение социально-экономических благ. Процесс интеграции в социум после демобилизации во многом детерминирован данными структурными составляющими, так как бывшие военнослужащие должны вновь принять нормы поведения и обрести ценности, в корне отличающиеся от тех, что были освоены в период боевых действий.

В данной ситуации ключевыми аспектами ресоциализации выступают доверие и поддержка, оказываемые участникам боевых действий со стороны общества. Высокий уровень доверия, уважение и признание в социуме определяют успешность восстановления социальных связей в трудовой и общественной деятельности демобилизованных. Возвращаясь к гражданской жизни, они должны чувствовать себя частью общества, в противном случае возникает угроза возникновения социальной отчужденности и изоляции, результатом которой станет вхождение данной категории лиц в группу социального риска. Поэтому меры помощи и поддержки, разрабатываемые на уровне государства, должны включать в себя не только материальные, социальные и психологические аспекты, но и конкретные механизмы, позволяющие демобилизованным стать частью гражданского общества.

В настоящее время на федеральном и региональном уровнях принят единый комплекс мер, ориентированных на поддержку участников СВО и их семей. В общей сложности он включает 20 направлений, которые условно можно объединить в следующие блоки:

  1. меры материальной поддержки (денежные выплаты, компенсация части расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, капремонт);
  2. социальные и бытовые услуги (обеспечение сохранности транспортных средств, бесплатные социальные услуги на дому в стационарной или полустационарной форме);
  3. льготы (по уплате транспортного налога; предоставление льготного горячего питания детям участников СВО, освобождение от платы, взимаемой в детских садах; внеочередное зачисление в учебные заведения и группы продлённого дня; бесплатные занятия в кружках и секциях, льготное посещение учреждений культуры);
  4. психологическая помощь (оказание бесплатной психологической помощи членам семей участников СВО).

Как видно из представленного перечня, базовые сегменты социального капитала в реализуемых на сегодняшний день мерах не учитываются, так же как не учитываются механизмы ресоциализации, определяющие уровень социального благополучия ничуть не меньше, чем материальные и психологические виды поддержки.

В данном случае вполне возможно повторение ситуации прошлых лет, когда многие военнослужащие и добровольцы, вернувшиеся из горячих точек, так и не смогли интегрироваться в социум и начали вести асоциальный образ жизни. В начале 1990-х гг. организованные преступные группировки, состоявшие из ветеранов Афганистана и Чечни, появились в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Иркутске, Красноярске и других городах. Показательным примером служит также экстремистская деятельность добровольцев, принимавших участие в Абхазской войне 1992−1993 гг. В 1994 г., во время Первой чеченской войны, «абхазский батальон» под руководством Шамиля Басаева выступил против федеральных войск, а после разгрома в июне 1995 г. уцелевшие участники конфликта объединились в преступные террористические группировки, совершившие множество крупных терактов.

Данные примеры наглядно демонстрируют то, что социальный капитал, установленный в группах участников боевых действий, может носить деструктивный, разрушительный характер. Важнейшие ценности и нормы, выраженные в форме доверия, взаимной поддержки и общности целей, в данном случае приобрели асоциальную направленность и повлекли за собой ряд негативных последствий. Для того чтобы избежать повторения подробных проблем в современных условиях, механизмы ресоциализации должны быть реализованы не только посредством мер господдержки, но и целенаправленной деятельности по восстановлению социального капитала бывших военнослужащих, расширения спектра их социальных связей в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями.

Обсуждение результатов: ключевые аспекты и этапы процесса ресоциализации участников боевых действий

Под ресоциализацией понимается процесс восстановления социальных связей и ролей человека, оказавшегося под воздействием определенных факторов вне общества и его социально-правовых норм. Подобными факторами являются травмирующие события, неизбежно влияющие на психологическое состояние человека и его самосознание. Важно отметить, что ресоциализация существенно отличается от других ключевых понятий, затрагиваемых в рамках данного исследования, таких как реадаптация и реинтеграция. В фокусе рассматриваемого семантического поля реадаптация представляет собой первую ступень вхождения участников боевых действий в социальное пространство. На данной стадии отслеживается налаживание социальных связей и приспособление к новым условиям жизнедеятельности. На стадии реинтеграции происходит полное вхождение в социум и освоение новых либо возобновление утраченных социальных ролей, формируются устойчивые социальные отношения с другими социальными субъектами. После успешного прохождения данных ступеней происходит ресоциализация, при которой человек не просто живёт по законам социума, но и начинает реализовывать свой потенциал, приносить пользу обществу, менять в лучшую сторону реалии социальной среды, в которой он находится.

Анализ исследований в области рассматриваемой проблематики позволяет сделать вывод о необходимости разграничения процесса ресоциализации на три основных этапа: подготовительный этап (этап психологического покоя и диагностики состояния здоровья), этап первичной ресоциализации (возвращение в привычную социальную среду и налаживание социальных связей), этап вторичной ресоциализации (подключение к общественной деятельности, трудоустройство, обучение гражданским профессиям, организация свободного времени посредством выбора наиболее подходящих видов спорта и культурного досуга). Отдельно можно выделить ещё и заключительный этап, характеризующийся окончанием ресоциализации военнослужащего и его интеграции в общество. На данном этапе полезно будет провести повторную диагностику, скорректировать программу в случае отсутствия ожидаемого результата.

Данный подход к поэтапному процессу ресоциализации позволит отслеживать ключевые проблемы и трудности, с которыми сталкивается участник боевых действий после возвращения к мирной жизни. Рассмотрим их более подробно.

Подготовительный этап. Применяя терминологию, используемую профессором А.Г. Караяни, можно назвать данный этап «психологическим карантином». Он представляет собой специальный период жизнедеятельности, во время которого демобилизованные могли бы пройти диагностику состояния физического и психического здоровья и получить в случае необходимости соответствующую помощь.

При этом важно помнить, что многие военнослужащие считают работу с психологом проявлением слабости, чем-то неприемлемым для своего социального статуса. Как показывает практика, основная часть предпочитает иные пути сглаживания психологического напряжения, в том числе при помощи употребления алкоголя. Введение в обязательном порядке систематических сеансов психотерапии для всех участников боевых действий во многом способствовало бы решению не только проблемы ПТСР, но и её побочных асоциальных явлений, в том числе алкоголизма, преступности, травматизма, семейного насилия.

Основной целью мероприятий, проводимых в данный период должно стать снятие психической напряженности и психологическая подготовка демобилизованных к мирным условиям жизнедеятельности. Необходимо, с одной стороны, исключить вторичную психотравматизацию ветеранов боевых действий при столкновении с обстоятельствами мирной жизни, а с другой − защитить общество от неподготовленного возвращения в него людей с «военизированной психикой» [11].

Ещё одним важным аспектом ресоциализации на подготовительном этапе является введение адаптационных карт участников боевых действий.

Данные карты могут включать следующие вопросы: планы и пожелания демобилизованных относительно дальнейшего трудоустройства, получения образования, переобучения и переквалификации, смены места жительства и переезда в другой населенный пункт. Представляется возможным также введение вопросов относительно того, в каких видах помощи и поддержки нуждается участник СВО. В качестве приложения к карте целесообразно включить перечень социальных программ, льгот и услуг, список адресов и телефонных номеров учреждений, занимающихся решением проблем участников СВО.

Обработка информации, полученной из данных карт, может производиться многофункциональными центрами при содействии центров занятости, социальных служб и образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. В дальнейшем с учётом пожеланий военнослужащих может быть осуществлён подбор соответствующих предложений со стороны рынка труда и занятости, выбраны услуги, предоставляемые социальными службами.

Данный этап является первым и наиболее сложным в процессе ресоциализации участников боевых действий. В случае его успешного прохождения, можно будет приступать ко второму.

Второй этап (этап первичной ресоциализации) характеризуется возвращением демобилизованного в привычную социальную среду и налаживанием социальных связей. На данном этапе первостепенную роль играет то, насколько подготовленным к возвращению военнослужащего окажется его ближайшее окружение, в первую очередь – семья.

Необходимо помнить, что из-за постоянных переживаний за жизнь и здоровье близкого человека члены семьи военнослужащего также находятся в состоянии длительного стресса, а это не может не отразиться на их психологическом самочувствии. Кроме того, члены семьи часто склонны идеализировать будущее после возвращения военнослужащего домой, и, сталкиваясь с проявлениями ПТСР, не знают, как на них реагировать. В подобной ситуации нужно проинформировать близких родственников о том, как следует вести себя в случае агрессивного или депрессивного поведения демобилизованного, какие меры следует предпринять в случае проявления различных форм девиаций и к каким специалистам можно обратиться за помощью. Наиболее эффективными в данной ситуации могут стать сеансы семейной психотерапии. Как показывает практика, здоровые отношения в семье, основанные на доверии и понимании, оказывают гораздо большее воздействие на социализацию личности, чем нормы и правила социальных институтов. Именно в семье проходит первичная социализация личности, в семье человек усваивает основные модели поведения и учится выстраивать социальные отношения. То же самое можно проследить и относительно ресоциализации военнослужащих. Возвращение к мирной жизни должно проходить через принятие и поддержку со стороны близких родственников и только потом – социальных институтов общества.

Важным аспектом на данном этапе является также восстановление и поддержание здоровья демобилизованных. Как известно, все ветераны боевых действий должны обслуживаться государственными медучреждениями вне очереди. Но так как в ближайшее время количество их сильно возрастет, представляется возможным решить данную проблему при помощи полисов ДМС. При реализации данной меры участники боевых действий, имеющие отклонения по показателям здоровья, смогут обслуживаться в платных клиниках на льготных условиях.

Третий этап (этап вторичной социализации). Следующим важным шагом является обеспечение психологически безопасного вхождения военнослужащего в «мирное русло социальной среды».

История советско-афганской и двух чеченских войн показывает, что по окончании боевых действий у вернувшихся с войны возникают проблемы не только с налаживанием социальных связей, но и с материальным обеспечением, трудоустройством. В результате возрастает риск роста преступности. В современных условиях вполне может повториться ситуация 1990-х, когда во многих таких объединениях основную часть составляли бывшие ветераны − «афганцы» и «чеченцы». Происходило это чаще всего именно в силу экономических причин.

В сложившихся условиях проводимой СВО данный вопрос приобретает особую остроту в силу того, что многие из числа добровольцев являются заключенными. Помимо прочих трудностей приобщения к нормам социальной среды они неизбежно столкнутся с такими проблемами, как ограниченный доступ к рабочим местам, где обязательное требование − отсутствие судимости.

Учитывая вышесказанное, важно на этапе интеграции в социальное пространство вовлечь демобилизованных в сферу занятости и общественную деятельность. Одним из направлений реализации данной цели является проведение собраний при участии сотрудников муниципальных органов власти для выяснения проблем и нужд бывших военнослужащих и их семей, обсуждение возможностей оказания им посильной помощи в вопросах социализации и трудоустройства.

Для решения проблем, связанных с занятостью, возможно введение практики квотирования рабочих мест в организациях и на предприятиях. Для участников, не имеющих судимости, – устройство в войска национальной гвардии Российской Федерации. Для лиц, желающих получить образование, пройти переобучение или повышение квалификации, должны быть введены соответствующие льготы для реализации данных целей.

Заключительный этап ресоциализации характеризуется вхождением в социум, принятием его норм, налаживанием социальных связей. Но даже на этом этапе заканчивать работу с участниками СВО ни в коем случае нельзя.

Как отмечалось выше, ресоциализация военнослужащих является не просто комплексом мероприятий, но и представляет собой процесс, протяженность которого может варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет. С этой целью необходимо организовать курирование участников боевых действий, вернувшихся к гражданской жизни, социальными работниками и психологами. Для лиц, находившихся ранее в местах лишения свободы, предлагается ввести дополнительное курирование участковыми уполномоченными полиции.

В обязательном порядке каждый участник боевых действий должен иметь доступ к следующим услугам:

  • предоставление юридической помощи в вопросах получения положенных материальных выплат, льгот и услуг;
  • обеспечение участников боевых действий, нуждающихся в реабилитации, бесплатными путёвками в санаторно-курортные учреждения;
  • прохождение регулярных медицинских осмотров при участии врачей-психотерапевтов после возвращения из зоны боевых действий;
  • обеспечение доступа на льготных условиях к посещению учреждений культуры и спортивно-оздоровительных комплексов.

При реализации всех обозначенных мер ключевую роль играет то, как общество настроено по отношению к участникам боевых действий. Зарубежный опыт решения данной проблемы свидетельствует о том, как грамотно организованная работа по ресоциализации способна повлиять на дальнейшую полноценную жизнь военнослужащих. Поэтому не только военнослужащие должны быть подготовлены к возвращению в общество, но и само общество должно быть готово к их возвращению.

Заключение

Резюмируя вышесказанное нельзя оставить без внимания тот факт, что последствия, к которым приводят военные действия, остаются надолго даже после их благополучного завершения. Физические и психологические травмы, получаемые участниками боевых действий, на протяжении нескольких десятилетий способны влиять на уровень социально-экономического развития общества, создавая проблемы в виде демографического спада и различных форм асоциальных явлений.

К сожалению, вопросы управления процессами ресоциализации бывших военнослужащих на сегодняшний день проработаны довольно слабо, чем и обуславливается высокий уровень девиантного поведения среди данной категории лиц.

В рамках проведенного исследования были сделаны выводы, что для повышения эффективности мер помощи бывшим военнослужащим необходимо использование не только нормативно-правовой основы, но и базовых сегментов социального капитала на каждом этапе ресоциализации. Также помимо систематизации и переориентации на процессный подход требуется внедрение дополнительных мер поддержки, таких как:

  • применение обязательной психологической помощи на подготовительном этапе ресоциализации;
  • введение адаптационных карт участников боевых действий;
  • применение методов семейной психотерапии;
  • обеспечение полисами ДМС;
  • введение практики квотирования рабочих мест в организациях и на предприятиях;
  • организация для участников СВО встреч с органами власти и вовлечение их в общественную деятельность.

Важным при реализации данных мер является использование первичного социального капитала (уровень малых групп, семьи) и вторичного (трудовые коллективы, общественные организации), выраженного в форме социальных связей, норм и ценностей.

Введение подхода, основанного на поэтапном вхождении бывшего военнослужащего в общество, значительно отличается от применяемого в настоящее время, так как позволяет взглянуть на ресоциализацию как на систематизированный и управляемый процесс. Для его реализации, безусловно, понадобятся дополнительные материальные и административные ресурсы, но все затраты впоследствии будут компенсированы трудовой и социальной активностью демобилизованных, успешно прошедших все этапы ресоциализации.

Благодарности: данное исследование выполнено в рамках государственного задания Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук № 075-01134-23-00 на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.

Acknowledgments: This research was carried out within the framework of the state assignment of the Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences No. 075-01134-23-00 for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025.

×

About the authors

Aibulat G. Karimov

Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

Email: karaigal@gmail.com

Cand. Sc., Leading Researcher

Russian Federation, 71, Oktyabrya avenue, Ufa, 450054

Lyudmila A. Gerasimova

Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: ljudmila-shagieva@mail.ru

Junior Researcher, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

Russian Federation, 71, Oktyabrya avenue, Ufa, 450054

References

  1. Breslau N. Epidemiologic studies of trauma, posttraumatic stress disorder, and other psychiatric disorders. The Canadian Journal of Psychiatry, 2002, vol. 47, no. 10, pp. 923–929. DOI: https://doi.org/10.1177/070674370204701003.
  2. Borus J.F. The Reentry transition of the Vietnam veteran. Armed Forces & Society, 1975, vol. 2, no. 1, pp. 97–114. Available at: http://www.jstor.org/stable/45345946 (accessed 12 March 2024).
  3. Gabriel R. A. No more heroes. New York, Hill a. Wang, 1987. 179 p.
  4. Davidson F.B. The Vietnam War (1946–1975). Moscow, Isographus Publ., Eksmo Publ., 2002. 814 p. (In Russ.)
  5. Friedman M.J. Post-Vietnam syndrome: recognition and management. Psychosomatics, 1981, no. 22, pp. 931–942.
  6. Antsupov A.Ya., Makarenkov A.A. The challenge of assessment of information-psychological impact on service members through telecommunication technologies. Military academic journal, 2020, no. 2 (26), pp. 88−94. (In Russ.)
  7. Military sociology: history, theory and practice of research: collective monograph. Ed. by V.F. Bondarenko. Moscow, Military University Publ., 2018. 590 p. (In Russ.)
  8. Zhukov A.M., Korchagin V.V. Methods of diagnostics of suicidal risk of military personnel: state and prospects of their further development. Human capital, 2020, no. S4 (136), pp. 325–332. (In Russ.)
  9. Karayani A.G., Volobueva Yu.M., Dubyaga V.F. Socio-psychological integration of combat disabled veterans into Russian society. Moscow, MGOU Press, 2007. 120 p. (In Russ.)
  10. Surkova I.Yu. Social status of Vietnam War veterans: public attitude and social protection. Journal of Sociology and Social Anthropology, 2011, no. 4 (57), pp. 164–180. (In Russ.)
  11. Karayani A.G., Syromyatnikov I.V. Applied military psychology. St. Petersburg, Piter Publ., 2006. 480 p. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».