Наполеон и античность: взгляды современных историков
- Авторы: Артюх Г.Ю.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
- Выпуск: Том 7, № 1 (2025)
- Страницы: 202-206
- Раздел: ИСТОРИОГРАФИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-4654/article/view/292462
- DOI: https://doi.org/10.33693/2658-4654-2025-7-1-202-206
- EDN: https://elibrary.ru/MEBXHG
- ID: 292462
Цитировать
Аннотация
В статье сделана попытка выяснить причины заметного интереса французских и отечественных исследователей рубежа ХХ–XXI вв. к проблеме рецепции античного наследия в эпоху Первой империи во Франции. На основе анализа ключевых исследований последних десятилетий выявлен характер воздействия образов античности на политическую и культурную жизнь Франции конца XVIII — начала XIX вв. Установлено, что интерес исторической науки последних десятилетий к данной проблеме обусловлен, во-первых, общим интересом наших дней к проблематике презентации власти и, во-вторых, современной эпохой глобальных перемен, связанных с распадом СССР, кризисом проекта Единой Европы, важным субъектом которого является Франция, и появлением в перспективе Китая как сверхдержавы. За последние тридцать лет проблематика рецепции античного наследия стала важным исследовательским направлением исторической науки, которая продолжает пополняться новыми исследованиями, в том числе об эпохе Наполеона.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Глеб Юрьевич Артюх
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: gleb.artyuh@yandex.ru
SPIN-код: 9812-0033
В статье сделана попытка выяснить причины заметного интереса французских и отечественных исследователей рубежа ХХ–XXI вв. к проблеме рецепции античного наследия в эпоху Первой империи во Франции. На основе анализа ключевых исследований последних десятилетий выявлен характер воздействия образов античности на политическую и культурную жизнь Франции конца XVIII — начала XIX вв. Установлено, что интерес исторической науки последних десятилетий к данной проблеме обусловлен, во-первых, общим интересом наших дней к проблематике презентации власти и, во-вторых, современной эпохой глобальных перемен, связанных с распадом СССР, кризисом проекта Единой Европы, важным субъектом которого является Франция, и появлением в перспективе Китая как сверхдержавы. За последние тридцать лет проблематика рецепции античного наследия стала важным исследовательским направлением исторической науки, которая продолжает пополняться новыми исследованиями, в том числе об эпохе Наполеона.
Россия, ЕкатеринбургСписок литературы
- Власов В. Г. Стили в искусстве. СПб., Кольня. 1995. 682 с.
- Кротов А. А. Наполеон и философия. СПб., «Владимир Даль», 2021. 639 с.
- Постникова А. А. Мельпомена в руках Наполеона, или театр в исторической политике Первой империи. // Запад, Восток и Россия: Вопросы всеобщей истории. 2014. Вып. 16. 210–224 с.
- Чиглинцев Е.А. Рецепция античности в культуре конца XIX — начале XXI вв. Казань, Изд-во Каз. гос. ун-та, 2009. 290 с.
- Assali J., Bruguière M.-B, Ganzin M. L'influence de l'Antiquité sur la pensée politique européenne, XVI-XXème siècles. Aix-Marseille, 1996. 964 p.
- Berchet J.-C., Bonnet J.-C. L'Empire des Muses: Napoléon les Arts et les Lettres, sous la direction de Jean-Claude Bonnet. P.: Belin, 2004. 496 p.
- Boudon J.-O. Grand homme ou demi-dieu? La mise en place d’une religion napoleonienne, Romantisme, № 100, 1998. 131-141 p.
- Boudon J.-O. Napoleon et l’hellenisme // Anabases, № 20, 2014. 33-48 p.
- Boudon J.-O. Napoleon, le dernier Romain, P.: Les belles lettres, 2021. 168 p.
- Caude É., Périé É., Marcangeli L. Les Bonaparte et l’Antiquité. Un langage imperial. Ajaccio, Albiana. 2021. 156 p.
- Chaillou D. À la gloire de l'Empereur: l'opéra de Paris sous Napoléon I // Napoleonica № 7, La Revue, 2010. 88-105 p.
- Chaillou D. Napoléon et l’Opéra, P.: Fayard, 2004. 465 p.
- Chevallier B. Napoléon. Les lieux du pouvoir. Cesson-Sévigné. Artlys, 2004. 128 p.
- Dousset-Seiden C. La nation francaise et l’Antuquite a l’epoque napoleonienne // Anabases. Tradition et receptions de l’antiquite, 2005. V. 1. 59–74 p.
- Fazio M., Frantz P., De Santis V. Les arts du spectacle et la reference antique dans le théâtre européen (1760-1830). P.: Classiques Garnier, 2018. 406 p.
- Lacave-Allemand M., Lacave M. L’Antiquité dans la peinture en France, 1791–1880: une analyse quantitative à travers les Salons et les Prix de Rome// Anabase. № 29. 2019. 37–70 p.
Дополнительные файлы
