Феномен инженерного мышления в представлениях педагогов и психологов: психологическое содержание, структура, компоненты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В условиях стремительного технологического прогресса и цифровизации различных сфер деятельности возрастает значимость инженерного мышления не только в технических, но и в гуманитарных профессиях. Современные специалисты, включая педагогов и психологов, сталкиваются с необходимостью решения сложных, нестандартных задач, требующих системного, алгоритмизированного подхода, что сближает их деятельность с принципами инженерного мышления.

Несмотря на активное изучение инженерного мышления в технических науках, его психологическая структура и содержание остаются недостаточно исследованными, особенно в контексте «помогающих» профессий. Существует дефицит эмпирических данных о том, как представители педагогики и психологии воспринимают и интерпретируют данный феномен, какие компоненты они считают ключевыми и как это соотносится с классическими представлениями об инженерном мышлении.

Проведённое исследование направлено на восполнение этого пробела путем теоретического анализа и эмпирического изучения представлений об инженерном мышлении у педагогов и психологов. Результаты работы могут быть полезны для разработки программ развития профессионального мышления в гуманитарных сферах, а также для уточнения психологической модели инженерного мышления в современной науке.

Цель. Выявить психологическое содержание, структуру и ключевые компоненты инженерного мышления на основе теоретического анализа и эмпирического изучения представлений о данном феномене у практикующих психологов и педагогов.

Материалы и методы. Данное исследование включает в себя как теоретический анализ и обобщение научных определений и структурных характеристик термина «инженерное мышление», так и эмпирическое изучение представлений о компонентах и специфики инженерного мышления современных специалистов «помогающих» профессий (педагогов и психологов). В эмпирическом исследовании приняли участие 72человека: 37 психологов (практикующие психологи и преподаватели психологии) и 33 школьных учителя в возрасте от 23 до 67 летиз разных городов Российской федерации. Был использован авторский опросник «Изучение представлений о понятии «инженерное мышление» и его структурных характеристиках». Для  обработки данных использовался метод контент-анализа, критерий углового преобразования Фишера.

Результаты. По результатам опроса, большинство респондентов (88,9 %) в качестве основы инженерного мышления выделяют системное мышление (понимание взаимосвязей), логическое мышление. 75 % выборки считают аналитическое мышление важным компонентом инженерного. При этом психологи статистически более часто, чем педагоги, видят в качестве основы инженерного мышления «креативность и изобретательность» (φ*эмп= 1.843, р ≤0,05) «системное мышление (понимание взаимосвязей), логическое мышление» (φ*эмп= 3.757, р ≤0,01), «умение работать в команде» (φ*эмп=2.088, р ≤0,05), «гибкость мышления» (φ*эмп= 6.566**, р ≤0,01), «скорость решения задач» (φ*эмп= 1.724*, р ≤0,05), «синтез научного и практического мышления» (φ*эмп= 2.16, р  ≤0,01). Также достоверные различия по критерию Фишера были выявлены в отношении представлений о том, какие качества помогают развивать инженерное мышление: психологи придают большее значение способности анализировать и подвергать сомнению информацию (что соответствует их фокусу на когнитивных процессах), чаще отмечают важность социальных навыков, возможно, из-за понимания роли командной работы в инженерной деятельности, упорство в достижении идеального результата более значимо для психологов, что может быть связано с их вниманием к личностным чертам и мотивации.

Анализируя для овладения какими специальностями нужно развитое инженерное мышление, лидирующими по частоте упоминания во всей выборке являются профессии инженера, конструктора, робототехника, физика (физика-ядерщика), архитектора, специалиста IT-сферы, математика и технолога. При рассмотрении отдельно ответов психологов и педагогов нами были выявлены ряд интересных тенденций, описанных в статье. 

Об авторах

Александра Александровна Никитина

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: aleksa-nik08@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3332-9163
ResearcherId: ABZ-4906-2022

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии

 

Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, 603000, Российская Федерация

Елена Анатольевна Маннанова

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Email: emannanova1986@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-8644-9556
SPIN-код: 7130-6141
ResearcherId: MVV-9094-2025

кандидат психологических наук,  доцент кафедры практической психологии

 

Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, 603000, Российская Федерация

Список литературы

  1. Андрюхина, Л. М., Гузанов, Б. Н., & Анахов, С. В. (2023). Инженерное мышление: векторы развития в контексте трансформации научной картины мира. Образование и наука, 25(8), 12–48. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-12-48. EDN: https://elibrary.ru/LNFPYR
  2. Андрюхина, Л. М. (2020). Цифровая гуманитаристика: ментальные модели гуманитаризации инженерного мышления и образования. В Инженерное мышление: социальные перспективы (с. 61–67). Екатеринбург: ООО «Издательство „Деловая книга“». EDN: https://elibrary.ru/GQEZHK
  3. Гузанов, Б. Н., & Федулова, К. А. (2018). Особенности формирования инженерного мышления при подготовке педагога профессионального обучения. Европейский журнал социальных наук, 121, 291–297. EDN: https://elibrary.ru/KZVERH
  4. Зеер, Ф. Э., Заводчиков, Д. П., Зиннатова, М. В., Буковей, Т. Д., & Третьякова, В. С. (2019). Транспрофессионализм субъектов социальнопрофессиональной деятельности (142 с.). Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессиональнопедагогического университета. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/27462?mode=full&ysclid=lg3qfxvybs505082998 (дата обращения: 29.06.2025).
  5. Игнатьева, Г. А. (2006). Ситуационнопозиционная модель повышения квалификации учителя. Интеграция образования, 2, 72–79. EDN: https://elibrary.ru/JWJITH
  6. Игнатьева, Г. А., Самерханова, Э. К., Сдобняков, В. В., & Тулупова, О. В. (2022). Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета. Вестник Мининского университета, 10(2), 8. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-8. EDN: https://elibrary.ru/YIOLHM
  7. Лаврухина, Е. А. (2023). Особенности диагностики и формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста. Научное образование, 1(18), 89–92. EDN: https://elibrary.ru/LZRRMI
  8. Мустафина, Д. А., Рахманкулова, Г. А., & Ребро, И. В. (2016). Критерии и сущность инженерного мышления. NovaInfo, 43, 287–294. URL: https://novainfo.ru/article/5099 (дата обращения: 29.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/VVCYDN
  9. Мустафина, Д. А. (2011). Негативное влияние формализма в знаниях студентов при формировании инженерного мышления. Инженер. Образование, 7, 10–15. EDN: https://elibrary.ru/VKVJPD
  10. Нешумаев, М. В., Колесникова, А. С., & Цоцко, Т. В. (2017). Психологопедагогические аспекты проблемы развития инженерного мышления младших школьников. Universum: Психология и образование, 11(41). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5221 (дата обращения: 29.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/ZRSUEZ
  11. Орешников, И. М. (2008). Философия техники и инженерной деятельности (109 с.). Уфа: Издательство УГНТУ. ISBN: 9785783108235. EDN: https://elibrary.ru/QXDAAR
  12. Рожик, А. Ю. (2017). Исторические этапы решения проблемы формирования инженерного мышления. Вестник ЮУрГУ. Серия „Образование. Педагогические науки“, 9(2), 98–113. https://doi.org/10.14529/ped170210. EDN: https://elibrary.ru/YPLQWB
  13. Сдобняков, В. В., & Игнатьева, Г. А. (2023). Создание единой системы научнометодического сопровождения учителей технологического профиля в условиях непрерывного образования: проектносетевая методология. Вестник Мининского университета, 11(4), 3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-3. EDN: https://elibrary.ru/MGRQZE
  14. Столяренко, Л. Д., & Столяренко, В. Е. (2001). Психология и педагогика для технических вузов (512 с.). РостовнаДону: Феникс. ISBN: 5222014827. EDN: https://elibrary.ru/SWXPHJ
  15. Федулова, К. А. (2020). Развитие информационноинженерного мышления у студентов профессиональнопедагогического вуза. В Инженерное мышление: социальные перспективы (с. 146–149). Екатеринбург: ООО «Издательство „Деловая книга“». EDN: https://elibrary.ru/MHKKPN
  16. Шубас, М. Л. (1982). Инженерное мышление и научнотехнический прогресс. Стиль мышления, картина мира, мировоззрение (173 с.). Вильнюс: Минтис.
  17. Щедровицкий, П. Г. (n. d.). Инженерное мышление и инженерная подготовка: материалы для разработчиков программ опережающей подготовки современных инженеров. URL: https://shchedrovitskiy.com/inzhenernoe-mishlenie/?ysclid=lg3jqv84xs466444549 (дата обращения: 29.06.2025).
  18. Celik, S., Kirjavainen, S., & Bjorklund, T. A. (2020). Educating Future Engineers: Student Perceptions of the Societal Linkages of Innovation Opportunities. ASEE Annual Conference 2020. https://doi.org/10.18260/1-2-34490
  19. Christensen, S. H., Didier, C., Jamison, A., Meganck, M., Mitcham, C., & Newberry, B. (2015). Engineering Identities, Epistemologies and Values. Engineering Education and Practice in Context (Vol. 2). Switzerland: Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-319-16172-3
  20. Kersten, S. (2018). Approaches of Engineering Pedagogy to Improve the Quality of Teaching in Engineering Education. В Vocational Teacher Education in Central Asia. Technical and Vocational Education and Training: Issues, Concerns and Prospects (Vol. 28). Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-73093-6_14
  21. Leydens, J. A., & Lucena, J. C. (2018). Engineering Justice: Transforming Engineering Education and Practice (304 p.). Hoboken: IEEE Press. https://doi.org/10.1002/9781118757369
  22. Rüütmann, T. (2019). Engineering Pedagogy as the Basis for Effective Teaching Competencies of Engineering Faculty. Высшее образование в России, 28(12), 123–131. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-123-131. EDN: https://elibrary.ru/YGDVZL

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».