Поведение сотрудников служб экстренного реагирования в условиях стресса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Актуальность исследования особенностей стресс-преодолевающего поведения сотрудников служб экстренного реагирования обусловлена их важной ролью в обществе, необходимостью поддержания их психического и физического здоровья.

Цель. На основе теоретических и эмпирических данных проанализировать стресс-преодолевающее поведение сотрудников служб экстренного реагирования и выявление его специфики и факторов формирования.

Материалы и методы. Основными методами исследования явились теоретический анализ и эмпирический эксперимент. Теоретический метод позволил изучить и обобщить зарубежный и отечественный опыт стресс-преодолевающего поведения. В ходе эмпирического исследования применены опросник SACS «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл); опросник (Дж. Роттер); опросник «Копинг-стратегии» (Р. Лазарус); опросник проактивного копинга Грингласс и 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла.  Корреляционный анализ результатов исследования проведен при помощи T-критерия Стьюдента для независимых выборок.

Результаты. Результаты исследования позволяют констатировать, что сотрудники служб экстренного реагирования подвержены высокому стрессу из-за риска, эмоциональной нагрузки и сложных межличностных отношений. Установлена важность личностных особенностей для профессиональной подготовки и психологической поддержки сотрудников служб экстренного реагирования. Преодоление стресса требует профессиональной психологической помощи и тренингов, а также командной динамики и рефлексии.

Об авторах

Татьяна Ивановна Куликова

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Автор, ответственный за переписку.
Email: tativkul@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8655-1599
SPIN-код: 7146-4060
Scopus Author ID: 55570121100
ResearcherId: AAI-5902-2020

доцент кафедры специальной психологии, дефектологии и социальной работы, кандидат психологических наук, доцент

 

Россия, пр-т Ленина, 125, г. Тула, 300026, Российская Федерация

Список литературы

  1. Бодров, В. А. (2000). Информационный стресс (352 с.). Москва: ПЕР СЭ. ISBN: 5929200106. EDN: https://elibrary.ru/THILMR
  2. Валитова, Н. Э., & Хайретдинов, И. А. (2014). Влияние стрессфакторов на производительность труда сотрудников подразделений пожарной охраны. Нефтегазовое дело, 12(1), 168–171. EDN: https://elibrary.ru/UKFIJR
  3. Кагиян, Г. В., Таран, В. Н., & Кусливая, Д. В. (2024). Особенности психологического стресса у иногородних студентовпсихологов в период адаптации к обучению. Интериал, 1(20), 125–129. EDN: https://elibrary.ru/MNOHIN
  4. Ковальчикова, М., & Ковальчик, К. (1978). Адаптации и стресс при содержании и разведении сельскохозяйственных животных (271 с.). Москва: Колос.
  5. Кошкаров, В. С., & Трошунин, А. В. (2011). Влияние стрессфакторов на психику пожарных. Известия Уральского государственного университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры, 2(89), 180–186. EDN: https://elibrary.ru/NRALMV
  6. Куликова, Т. И. (2023). Влияние профессионального стресса на психическое здоровье сотрудников пожарной службы МЧС. International Journal of Medicine and Psychology, 6(4), 153–157. EDN: https://elibrary.ru/DUYOMP
  7. Лозгачева, О. В. (2012). Особенности формирования устойчивости к стрессу в процессе профессионального развития личности. Педагогическое образование в России, 2, 35–37. EDN: https://elibrary.ru/OYSBNT
  8. Лызь, Н. А. (2004). О структуре психического здоровья человека (обзор исследований). Известия ТРТУ. Технические науки, 6, 241–251. EDN: https://elibrary.ru/HVQABJ
  9. Маклаков, А. Г., & Бойко, Е. А. (2023). Показатели стрессоустойчивости и академической успеваемости обучающихся с разными типами функциональной асимметрии. Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, 4, 474–485. https://doi.org/10.35231/18186653_2023_4_474. EDN: https://elibrary.ru/FXAUBW
  10. Марьин, М. И., & Мешалкин, Е. А. (1997). Медикопсихологические проблемы профессиональной деятельности пожарных (с. 172–178). Москва: ВНИИ110 МВД России.
  11. Савенко, Ю. С. (1974). Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология. В Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний (368 с.) / ред. С. Ф. Семенов. Москва: Московский НИИ психиатрии.
  12. Субботин, С. В. (1992). Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 (152 с.). Пермь. EDN: https://elibrary.ru/ZLNIYN
  13. Суворова, В. В. (1975). Психофизиология стресса (208 с.). Москва: Педагогика.
  14. Трушкова, С. В., & Веселовская, Н. А. (2022). Возрастные особенности стресса сотрудников дорожной. Вопросы психологии экстремальных ситуаций, 3, 52–57. EDN: https://elibrary.ru/WZWGVQ
  15. Antonovich, Y. E., & Sergeevich, P. S. (2022). Mental Activity of the Brain and Emotional Stress. Journal of Behavioral and Brain Science, 12, 196–210. https://doi.org/10.4236/jbbs.2022.125011. EDN: https://elibrary.ru/KOWFQW
  16. Ahami, A., Mammad, K., Azzaoui, F., Boulbaroud, S., Rouim, F., & Rusinek, S. (2017). Early Maladaptive Schemas, Working Memory and Academic Performances of Moroccan Students. Open Journal of Medical Psychology, 6, 53–65. https://doi.org/10.4236/ojmp.2017.62004
  17. Fordjour, G. A., Chan, A. P. C., Amoah, P., & Fordjour, A. A. (2020). Exploring the Effects of Occupational Psychological Disorders on Construction Employees and the Construction Industry. Occupational Diseases and Environmental Medicine, 8, 1–25. https://doi.org/10.4236/odem.2020.81001. EDN: https://elibrary.ru/HXUKVC
  18. Kimura, K., Kato, C., Otsuka, Y., & Aoki, K. (2020). Examination of the Relationship between Stress Coping and Personality for University Students. Open Journal of Social Sciences, 8, 340–352. https://doi.org/10.4236/jss.2020.88029. EDN: https://elibrary.ru/YOXCQJ
  19. Lipp, M. N., & Lipp, L. M. N. (2019). Proposal for a FourPhase Stress Model. Psychology, 10, 1435–1443. https://doi.org/10.4236/psych.2019.1011094
  20. Prasad, K. D. V., & Vaidya, R. (2018). Causes and Effect of Occupational Stress and Coping on Performance with Special Reference to Length of Service: An Empirical Study Using Multinomial Logistic Regression Approach. Psychology, 9, 2457–2470. https://doi.org/10.4236/psych.2018.910141

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».