Компетентностный подход в студентоцентрированном обучении английскому языку: междисциплинарные возможности и педагогические эффекты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена применению компетентностного подхода в студентоцентрированном обучении английскому языку для магистрантов различных специальностей. Актуальность исследования обусловлена потребностью в интеграции языковой подготовки с профессиональной деятельностью в условиях глобализации, что требует формирования у студентов способности использовать английский язык для решения профессиональных задач.

Цель – определить возможности компетентностного подхода для повышения эффективности образовательного процесса и развития профессиональных компетенций.

Материалы и методы. Основные методы исследования включают теоретический анализ литературы, анкетирование студентов и преподавателей, педагогическое наблюдение, изучение учебных продуктов и статистический анализ данных.

Результаты. Применение компетентностного подхода в студентоцентрированном обучении английскому языку обеспечивает существенные преимущества, подтверждаемые современными исследованиями. Повышение мотивации достигается посредством связи изучаемого материала с профессиональными потребностями обучающихся, что согласуется с принципами андрагогики. Развитие критического мышления происходит через решение комплексных задач, требующих анализа и синтеза информации. Улучшение коммуникативных навыков обеспечивается использованием интерактивных методов и групповой работы, что актуально в контексте глобализации профессиональной деятельности. Интеграция языкового и профессионального образования способствует формированию профессиональной идентичности, а развитие навыков непрерывного образования через стратегии самостоятельного изучения языка создаёт основу для «lifelong learning» в условиях динамично меняющегося рынка труда. Предлагаемый подход повышает мотивацию, улучшает профессиональную коммуникацию, развивает навыки самостоятельного обучения и уверенность в применении языка. Преподаватели отмечают рост активности студентов, качества выполнения заданий, критического мышления и межкультурной компетентности. Выявлены также ограничения: сложность оценки компетенций, потребность в подготовке преподавателей и ресурсные ограничения. Авторы рекомендуют поэтапное внедрение подхода с использованием аутентичных материалов, интерактивных методов и сотрудничества с работодателями.

Об авторах

Татьяна Анатольевна Кокнова

ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: koknovatanya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0232-0756
SPIN-код: 6326-3799
ResearcherId: Y-2231-2018

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и практики перевода Института филологии и социальных коммуникаций

 

Россия, ул. Оборонная, 2, г. Луганск, 291011, Российская Федерация

Елена Борисовна Некрутенко

ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет»

Email: advego.first8@mail.ru
SPIN-код: 4185-0275

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики перевода, Института филологии и социальных коммуникаций

 

Россия, ул. Оборонная, 2, г. Луганск, 291011, Российская Федерация

Список литературы

  1. Борисова, Е. В. (2022). Воспитание в рамках предметного обучения студентов. Наука и практика в образовании: электронный научный журнал, 3(1), 5–18. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_5. EDN: https://elibrary.ru/STMBUF
  2. Вернигора, О. Н., & Первушина, О. В. (2024). Индивидуальная траектория образования как фактор подготовки студента по направлению «Хореографическое искусство». Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, (1)(53), 47–53. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-1-47-53. EDN: https://elibrary.ru/CBLUPS
  3. Гальскова, Н. Д., & Гез, Н. И. (2020). Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Москва: Академия, 336 с.
  4. Елькина, И. Ю., Есина, С. В., & Запорожцева, Г. Е. (2021). Гуманистические аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса современного вуза. Москва: Московский университет им. С. Ю. Витте, 125 с. ISBN: 978-5-9580-0563-5. EDN: https://elibrary.ru/UWKQDA
  5. Дроздова, Н. В., Журавкина, И. С., & Лобанов, А. П. (2023). Style mix: стили обучения и когнитивные стили студентов. В Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023) (сс. 695–709). EDN: https://elibrary.ru/FJMAST
  6. Жәңгiрбай, Д. Б., & Танкибаева, М. Х. (2022). Формирование социокультурной компетенции в обучении иностранному языку. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University. Philological Series, (3), 121–126.
  7. Иванова, М. А. (2021). И снова о понятии «learning» в русскоязычном академическом дискурсе. Высшее образование в России, (10), 53–62. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-53-62. EDN: https://elibrary.ru/WDEGED
  8. Кокнова, Т. А. (2024). Особенности студентоцентрированного обучения студентов-филологов. Вестник ЛГПУ. Серия «Педагогические науки. Образование», (4)(120), 27–34.
  9. Никейцева, О. Н. (2022). Практико-ориентированная иноязычная подготовка бакалавров в сфере туризма на основе электронного тренажёра: диссертация кандидата педагогических наук. Ялта, 292 с.
  10. Нуржанова, Р., & Темиргазина, З. (2023). Модель выпускника-филолога: компетентностный подход. Тiл және әдебиет: теориясы мен тәжiрибесi, (2), 61–71.
  11. Сафонова, В. В. (2020). Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Москва: Еврошкола, 236 с.
  12. Bremner, N. (2021). Student-centered approaches in language education: Theoretical foundations and practical applications. Applied Linguistics Review, 12(3), 245–267.
  13. Chen, L., & Wang, M. (2022). Competency-based language learning: A systematic review. Language Teaching Research, 26(4), 589–615.
  14. Dogani, R. (2023). The effectiveness of student-centered teaching in language education. International Journal of Applied Linguistics, 33(2), 187–204.
  15. Koknova, T. A. (2024). Pedagogical discourse in the context of professionally-oriented training of master’s students of linguistic specialities. Вестник ЛГПУ. Серия «Филологические науки», (4)(121), 111–116. EDN: https://elibrary.ru/KUDMOI
  16. Meng, Y., Liu, K., & Zhang, P. (2019). Student-centered learning environments: A meta-analysis. Educational Psychology Review, 31(4), 745–782.
  17. Neumann, H. (2021). Student-centered learning in higher education. Higher Education Research & Development, 40(5), 1021–1035.
  18. Thompson, S., & Miller, A. (2020). Competency-based assessment in language education: Challenges and opportunities. Assessment & Evaluation in Higher Education, 45(7), 1056–1071.
  19. Zhou, M., & Li, P. (2022). Implementation of student-centered learning in English language teaching: A case study approach. Teaching and Teacher Education, 109, 103–116.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».