Педагогическое проектирование как сквозная технология в подготовке студентов педагогических направлений

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Современные условия развития системы высшего педагогического образования требуют поиска эффективных технологий, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций будущего педагога, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога. В связи с этим возрастает значимость педагогического проектирования как универсальной сквозной технологии, интегрирующей теоретическую и практическую подготовку студентов, способствующей формированию их профессиональной мобильности, самостоятельности, инновационного мышления и готовности к решению реальных педагогических задач.

Актуальность выбора данной технологии обусловлена необходимостью изучения содержания и организации образовательного процесса в педагогических вузах, ориентированного на развитие у студентов способности к самостоятельному проектированию учебной деятельности, ее моделированию, анализу и оценке эффективности. Педагогическое проектирование позволяет создавать условия для реализации принципов деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного и антропологического подходов, способствующих формированию у будущих учителей не только предметных знаний, но и методических, коммуникативных, исследовательских и рефлексивных умений.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении педагогического проектирования как сквозной технологии подготовки студентов, пронизывающей все этапы их профессионального становления – от освоения теоретических дисциплин до прохождения педагогической практики и участия в исследовательских проектах. Такой подход позволяет обеспечить преемственность, целостность и практико-ориентированность подготовки будущих педагогов. Обоснование выбора педагогического проектирования в качестве предмета исследования связано с его потенциалом в решении одной из центральных задач современной педагогики – подготовки конкурентоспособного, компетентного, высокопрофессионального специалиста, способного к творческому преобразованию образовательной среды.

Цель – теоретическое обоснование сущности педагогического проектирования как сквозной технологии в системе подготовки студентов педагогических направлений и определение его роли в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов.

Материалы и методы. В исследовании использованы теоретические методы (анализ и обобщение научной литературы, моделирование структуры проектной деятельности) и эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, опрос студентов и преподавателей, количественный и качественный анализ данных). Эмпирическая база включала данные, собранные в 2023–2025 гг. в ходе анализа образовательного процесса студентов направления «Педагогическое образование» (103 человека) ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, обучающихся на факультете физико-математического образования, информатики и технологий.

Результаты. Основная суть педагогического проектирования заключается в создании целостной образовательной среды, в которой проектная деятельность становится постоянным, системным механизмом формирования профессиональной готовности студентов к будущей трудовой деятельности. В ходе исследования выявлены особенности использования педагогического проектирования как сквозной технологии формирования профессиональных компетенций студентов педагогических направлений. Установлено, что включение проектной деятельности в учебный процесс способствует развитию у будущих педагогов умений планирования, работы в команде, поиска и анализа информации, использования цифровых технологий. При выполнении учебных проектов в рамках ряда дисциплин студенты осуществляли постановку целей и задач, планирование этапов проектной деятельности, распределение функций в группе, поиск и анализ актуальных источников информации.

Проведенный анализ показал, что участие в проектной деятельности способствует формированию исследовательских компетенций: студенты осваивают методы педагогического анализа, диагностики образовательных ситуаций, рефлексивного самооценивания. Так, в рамках курсовых работ будущие педагоги самостоятельно проводили опросы школьников, разрабатывали анкеты, обрабатывали полученные данные, формулировали обоснованные выводы. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил повышение уровня сформированности профессиональных компетенций, рост самостоятельности студентов в проектировании образовательных процессов, рефлексии и креативности. Выявлены затруднения студентов, связанные с недостаточным опытом проектирования и сложностями в постановке целей, что определяет необходимость усиления методического сопровождения при реализации данной технологии.

Об авторах

Эмилия Анатольевна Игнатьева

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

Автор, ответственный за переписку.
Email: iehmiliya@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4926-5371
SPIN-код: 3718-8871

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры информатики и технологий

 

Россия, ул. К. Маркса, 38, г. Чебоксары, 428000, Российская Федерация

Список литературы

  1. Аббасова, Л. И. (2020). Проектирование контекста педагогической деятельности в содержании подготовки будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования, (5)(84), 62–64. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00873. EDN: https://elibrary.ru/ZYMGIZ
  2. Андриенко, Е. В. (2010). Антропологический подход к проблемам образования. Идеи и идеалы, 2(1), 2–10. EDN: https://elibrary.ru/MLJZSJ
  3. Вайнштейн, Ю. В. (2021). Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации: диссертация доктора педагогических наук. Красноярск, 425 с. EDN: https://elibrary.ru/HUXRWS
  4. Зимняя, И. А. (2004). Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 42 с.
  5. Игнатьева, Э. А. (2023). Технология проектного обучения в самореализации личности студента. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, (1)(118), 142–147. https://doi.org/10.37972/chgpu.2023.118.1.018. EDN: https://elibrary.ru/KFFAIN
  6. Кузьмина, Н. В. (1990). Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высшая школа, 175 с. EDN: https://elibrary.ru/JXXRWO
  7. Невзорова, М. С., Тарасова, С. А., & Корепанова, Е. В. (2023). Проектирование процесса непрерывного педагогического образования на базе современного университета. Мир науки, культуры, образования, (6)(103), 124–128. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-6103-124-128. EDN: https://elibrary.ru/VBWHCY
  8. Никандров, Н. Д. (2022). Воспитание в современной России: влияние информационной среды, социализации и культуры. Педагогика, 86(12), 5–24. EDN: https://elibrary.ru/KGBOJD
  9. Бердникова, К. Э., Чегулова, А. А., Некрасова, И. В., Абросимова, М. А., & Лехова, М. А. (2022). Педагогическое проектирование как инновационное преобразование образовательной среды. Психология, социология и педагогика, (3)(87). https://psychology.snauka.ru/2022/09/8686. EDN: https://elibrary.ru/AZVGRR
  10. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., & Петров, А. Е. (2002). Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 272 с.
  11. Сериков, В. В. (1998). Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография. Москва, 180 с.
  12. Сериков, В. В. (2024). Методологические ориентиры исследования и проектирования педагогического образования. В Инновационный вектор развития педагогического образования в современных реалиях: коллективная монография (сс. 11–37). Воронеж: Научная книга. EDN: https://elibrary.ru/KETXMF
  13. Фирсова, А. Е. (2012). Сущностные характеристики антропологического подхода в педагогике. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 71(7), 15–18. EDN: https://elibrary.ru/PCRJUV
  14. Хуторской, А. В. (2005). Ключевые компетенции как компонент новой образовательной парадигмы. Народное образование, (4), 58–64.
  15. Шамова, Т. И., Давыдова, И. В., & Шибанова, Е. Н. (2002). Управление образовательными системами. Москва: Академия, 288 с.
  16. Шмырева, Н. А. (2021). Педагогическое проектирование. Москва: Флинта, 128 с. ISBN: 978-5-8353-2789-8. EDN: https://elibrary.ru/NSLADN
  17. Юсупов, В. З. (2024). Модель сквозного проектирования как технологии обучения студентов вуза. Знание. Понимание. Умение, (1), 261–271. https://doi.org/10.17805/zpu.2024.1.21. EDN: https://elibrary.ru/HGFWEQ
  18. Яковлева, Н. О. (2002). Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты: монография. Москва: Информационно-издательский центр АТиСО, 194 с. ISBN: 5-93441-051-2. EDN: https://elibrary.ru/OMRXZL
  19. Bell, S. (2010). Project-Based Learning for the 21st Century: Skills for the Future. Clearing House, 83(2), 39–43. https://doi.org/10.1080/00098650903505415
  20. Blumenfeld, P. C., Soloway, E., Marx, R. W., Krajcik, J. S., Guzdial, M., & Palincsar, А. (1991). Motivating Project-Based Learning: Sustaining the Doing, Supporting the Learning. Educational Psychologist, 26(3–4), 369–398. https://doi.org/10.1080/00461520.1991.9653139
  21. Chai, C. S., Hwee Ling Koh, J., & Teo, Y. H. (2019). Enhancing and modeling teachers’ design beliefs and efficacy of technological pedagogical content knowledge for 21st century quality learning. Journal of Educational Computing Research, 57(2), 360–384. https://doi.org/10.1177/0735633117752453
  22. McKenney, S., & Reeves, T. C. (2012). Conducting Educational Design Research. London: Routledge, 312 p. https://doi.org/10.4324/9780203818183
  23. Thomas, J. W. (2000). Review of Research on Project-Based Learning. San Rafael, CA: Autodesk Foundation, 46 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».