О детстве и юности в их метафизико-педагогическом измерении
- Авторы: Гагаев П.А.1
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 4 (2025)
- Страницы: 122-141
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 30.09.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-4034/article/view/348984
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-4-897
- EDN: https://elibrary.ru/EMRFHN
- ID: 348984
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В статье рассматривается проблема детства и юности в их соотнесении с метафизической природой человека. Отмечается, что в современной психолого-педагогической литературе указанные периоды жизни индивида понимаются лишь в аспекте социализации человека, что обедняет знание о последнем в его становлении и развитии.
Целью работы является описание метафизического контента в психике и поведении растущей духовности и формулирование стратегии педагогической поддержки его развертывания в детской психике.
Материалы и методы. Предмет осмысления в статье – исследования в области антропологии, гносеологии (как зарубежные, так и отечественные), возрастной психологии, психологии развития, педагогики детства и юности (позитивистской и идеалистической направленности).
Методология работы – субстратная рефлексия А.А. Гагаева, согласно которой в предмете исследования удерживается его едино-множественная основа и характерное для него стремление к персонификации. Методы в работе – феноменологический анализ, предполагающий удержание в абстракции зримых черт исследуемой реалии, и субстратный синтез (совмещение всех выявленных оснований объекта постижения на едино-множественной основе).
Результаты. Детство в работе трактуется как период открытия человеком в себе вселенского начала (понимание человека восходит к трудам Платона) – особых смыслосемантических образований и интенций, необусловленных внешним окружением и выводящих индивида из его социального бытия (стремления удержать в себе все и вся, не быть обусловленным ничем, искание привнесения согласия во все и вся и др.). Детство понимается как период встречи человека с самим собою, познания себя самого как вселенской духовности, осознания общей блаженности и драматичности своего бытия.
Познание в детстве осуществляется на созерцательной (не деятельностной) основе. Созерцание трактуется как идеалистическо-интуитивистская форма постижения мира.
Детство в работе соотносится с педагогикой невмешательства – поддержанием органичного для юной духовности сосредоточения на себе самой и познания на этой основе своего вселенского. Важнейшей дидактической единицей в педагогике невмешательства избирается классический текст – философский, художественный, научный, другой.
Педагогика невмешательства востребует учителя-философа, способного на идеалистическо-интуитивистской основе взаимодействовать с учеником.
Ключевые слова
Об авторах
Павел Александрович Гагаев
Пензенский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: gagaevp@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8904-420X
SPIN-код: 2976-7610
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии
Россия, ул. Красная, 40, г. Пенза, 440026, Российская Федерация
Список литературы
- Аристотель. (1976). Сочинения в четырёх томах (Т. 1). Москва: Мысль, 550 с.
- Гагаев, А. А. (1994). Теория и методология субстратного подхода в научном познании. Саранск: МГУ, 47 с. EDN: https://elibrary.ru/ZJYUFL
- Гагаев, А. А., & Гагаев, П. А. (2022). О созерцательной основе бытия человека. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 11(6–1), 29–36. https://doi.org/10.34670/AR.2022.96.77.022. EDN: https://elibrary.ru/LBMIRZ
- Гагаев, А. А., & Гагаев, П. А. (2014). Педагогика невмешательства. Санкт-Петербург: Алетейя, 284 с.
- Зеньковский, В. В. (2002). Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. В Педагогические сочинения (сс. 206–339). Саранск: Красный Октябрь.
- Лосский, Н. О. (1991). Интуитивисты. В История русской философии (сс. 320–380). Москва: Высшая школа.
- Лыгина, М. А., Гаврилова, М. А., & Гагаев, П. А. (2022). Классический текст на занятиях по педагогике в вузе. Педагогическое образование, 3(2), 54–60. EDN: https://elibrary.ru/KEJBKG
- Махабхарата. Рамаяна. (1974). Москва: Художественная литература, 606 с.
- Ницше, Ф. (2012). Несвоевременные размышления (Т. 8). Москва, 319 с.
- Пирогов, Н. И. (1985). Избранные сочинения. Москва: Педагогика, 496 с.
- Платон. (2011). Диалоги. Москва: Астрель, 349 с.
- Тейяр де Шарден, П. (2001). Феномен человека. Москва: Устойчивый мир, 232 с.
- Феофан Затворник. (1994). Начертание христианского нравоучения (Т. 1). Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательство Паломник, 330 с.
- Франк, С. Л. (1990). Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии). Москва: Правда, 608 с.
- Buler-Niederberger, D. (2010). Introduction: Childhood sociology – defining the state of art and ensuring reflection. Current Sociology, 58(2), 155–164. https://doi.org/10.1177/0011392109354239
- James, A., & Prout, A. (Eds.). (1997). Constructing and Reconstructing Childhood. New York: Psychology Press, 269 p.
- Elkind, D. (1995). School and Family in the Postmodern World. The Phi Delta Kappa International, 77(1), 8–14. Retrieved from http://www.jstor.org/stable/20405475 (accessed: 06.06.2016). EDN: https://elibrary.ru/CBDKUD
- Lanca, R., & Berman, B. (2009). Biocentrism. How Life and Consciousness are the Keys to Understanding the True Nature of the Universe. Bendella BOKS, LNC. Dallas, TX, 215 p.
Дополнительные файлы



