Подходы к проектированию образовательного опыта обучающихся в высшей школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Проектирование опыта обучающихся в цифровой среде – неотъемлемый компонент разработки и реализации современных программ высшего образования. При этом генезис термина остается малоизученным, что создает барьеры при управлении процессом.

Цель исследования – проанализировать существующие подходы к определению, систематизировать имеющиеся данные и предложить эмпирическую модель проектирования образовательного опыта. Гипотеза: при реализации онлайн-обучения в высшей школе необходимо уделять внимание не только организационным аспектам и методологии, но и различным психологическим характеристикам группы.

Материалы и методы. Выборка составила 86 преподавателей и 1185 студентов из ведущих российских университетов. Для оценки результатов использовалась методика Л. Б. Шнейдер, авторские анкеты.

Результаты. Проектирование образовательного опыта - деятельность, направленная на создание и реализацию проектов в сфере образования, которая нацелена на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, которые в свою очередь формируют личность и трансформируют мышление. Определены ключевые этапы проектирования и основные психологические характеристики, которые необходимо учитывать при разработке образовательных программ. Исследование может быть полезно в контексте развития цифрового образования в российских вузах.

Об авторах

Кирилл Алексеевич Богатырев

Московский психолого-социальный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kirill.bogatirev2011@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1573-7964

аспирант

Россия, 4-й Рощинский проезд, 9а, г. Москва, 115191, Российская Федерация

Список литературы

  1. Башкирова, Л. И. (2020). Развитие идей проектирования как способа инновационных изменений в образовательной организации. Научные труды Московского гуманитарного университета, (4), 28–34. https://doi.org/10.17805/trudy.2020.4.4 EDN: https://elibrary.ru/JYWQPT
  2. Богатырев, К. А. (2024). Психологические особенности выбора абитуриентами дистанционных программ обучения в высших учебных заведениях России. Актуальные проблемы психологического знания, (1(66)), 230–244. https://doi.org/10.51944/20738544_2024_1_230 EDN: https://elibrary.ru/PBRXVC
  3. Богатырев, К. А. (2024). Образовательный опыт обучающихся как предмет психологических исследований. Мир науки. Педагогика и психология, 12(5).
  4. Богатырев, К. А. (2024). Роль обратной связи студентов в процессе реализации образовательных дисциплин. В сборнике: Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сборник статей II Международной научно-практической конференции (с. 203–207). Кострома: Костромской государственный университет.
  5. Везетиу, Е. В. (2019). Проектирование, педагогическое проектирование, проектирование образовательного процесса: обоснование сущности понятий. Проблемы современного педагогического образования, (65–1), 53–55.
  6. Горкун, М. И. (2018). Развитие профессионального опыта как основа построения современного образовательного процесса. Человек и образование, (4(57)), 159–164.
  7. Грицова, О. А., & Тиссен, Е. В. (2021). Оценка качества онлайн-обучения в системе высшего образования в регионах. Экономика региона, 17(3), 929–943. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-3-15
  8. Елисеева, Е. Н. (2018). Оценка удовлетворенности и лояльности потребителей в сфере высшего образования. Общество, экономика, управление, 3(4), 62–67.
  9. Исаков, И. З., & Суслова, И. П. (2024). Оценка уровня доминирования на рынке онлайн-образования Российской Федерации. Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 22(3), 72–87. https://doi.org/10.47711/2076-3182-2024-3-72-87 EDN: https://elibrary.ru/CZBQLF
  10. Ковальчук, В. К. (2023). Роль высшей школы в формировании личности студента: современные реалии. Общество и государство, (3(43)), 14–18. https://doi.org/10.24412/2224-9125-2023-3-14-18 EDN: https://elibrary.ru/LPPITN
  11. Корнеенко, Т. Н., & Щеглова, И. А. (2021). Оценка образовательного опыта студентов как инструмент принятия управленческих решений в университете. Университетское управление: практика и анализ, 25(3), 82–99. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.029 EDN: https://elibrary.ru/GMCPAM
  12. Макаренко, Ю. В., Сивцева, А. С., & Браславская, Е. А. (2024). Особенности коммуникативной компетентности будущих специалистов социономического профиля. Russian Journal of Education and Psychology, 15(2), 42–61. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-495 EDN: https://elibrary.ru/RWEXBN
  13. Мысаков, Н. А. (2024). Использование онлайн-программ для удалённого обучения в высших учебных заведениях: проблемы и потенциал. В сборнике: Цифровое будущее: социальные и экономические проблемы, вызовы и возможности: Сборник статей Круглого стола (с. 258–262). Москва: КДУ, Добросвет.
  14. Нейман, В. Л. (2023). Современные тенденции в дистанционном образовании. Общество: социология, психология, педагогика, (4(108)), 156–161. https://doi.org/10.24158/spp.2023.4.24
  15. Вилкова, А. В., & Фадеева, С. А. (2020). От персонифицированного образования взрослых к персонифицированному образованию детей. Научно-педагогическое обозрение, (6(34)), 23–30. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2020-6-23-30 EDN: https://elibrary.ru/KGDDMJ
  16. Питкевич, М. Ю. (2013). Способы оценки и повышения уровня стрессоустойчивости. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности, (S5), 47–52.
  17. Пурышева, Н. С., & Гурина, Р. В. (2006). Структура образовательной концепции в педагогических исследованиях. Образование и наука. Известия УрО РАО, (4(40)), 12–20.
  18. Романов, Е. В., & Дроздова, Т. В. (2017). Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации. Современное образование, (1), 172–195.
  19. Стратиевская, Е. С. (2024). Образовательный процесс. Проектирование образовательного опыта. Тенденции развития науки и образования, (105-5), 137–140. https://doi.org/10.18411/trnio-01-2024-243 EDN: https://elibrary.ru/VREIWI
  20. Сун, Я. (2023). Проектирование образовательных программ бакалавриата и магистратуры в условиях взаимодействия с российскими и китайскими вузами. В сборнике: Филологическое образование в условиях взаимодействия вузов: материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 90-летию высшего педагогического образования в Архангельске (с. 102–107). Архангельск: ООО "Консультационное информационно-рекламное агентство".
  21. Чогулдуров, М. Д. (2023). Современные тенденции в управлении качеством дистанционного образования в высших учебных заведениях. Известия Кыргызской академии образования, (3(61)), 94–102.
  22. Шнейдер, Л. Б., & Богатырев, К. А. (2023). Круговорот образовательных изменений: реалии, вызовы и риски. В сборнике: Современная реальность в социально-психологическом контексте - 2023: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (с. 142–151). Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет.
  23. Шнейдер, Л. Б. (2022). Многоаспектность педагогического труда и рефлексия воспитательных практик. В сборнике: Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования и развития личности в современном мире: Материалы VI Международной научно-практической конференции (с. 48–55). Минск: Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».