Подходы к проектированию образовательного опыта обучающихся в высшей школе
- Авторы: Богатырев К.А.1
-
Учреждения:
- Московский психолого-социальный университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 397-414
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-4034/article/view/302886
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-727
- EDN: https://elibrary.ru/JLDQTH
- ID: 302886
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Проектирование опыта обучающихся в цифровой среде – неотъемлемый компонент разработки и реализации современных программ высшего образования. При этом генезис термина остается малоизученным, что создает барьеры при управлении процессом.
Цель исследования – проанализировать существующие подходы к определению, систематизировать имеющиеся данные и предложить эмпирическую модель проектирования образовательного опыта. Гипотеза: при реализации онлайн-обучения в высшей школе необходимо уделять внимание не только организационным аспектам и методологии, но и различным психологическим характеристикам группы.
Материалы и методы. Выборка составила 86 преподавателей и 1185 студентов из ведущих российских университетов. Для оценки результатов использовалась методика Л. Б. Шнейдер, авторские анкеты.
Результаты. Проектирование образовательного опыта - деятельность, направленная на создание и реализацию проектов в сфере образования, которая нацелена на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, которые в свою очередь формируют личность и трансформируют мышление. Определены ключевые этапы проектирования и основные психологические характеристики, которые необходимо учитывать при разработке образовательных программ. Исследование может быть полезно в контексте развития цифрового образования в российских вузах.
Об авторах
Кирилл Алексеевич Богатырев
Московский психолого-социальный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kirill.bogatirev2011@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1573-7964
аспирант
Россия, 4-й Рощинский проезд, 9а, г. Москва, 115191, Российская ФедерацияСписок литературы
- Башкирова, Л. И. (2020). Развитие идей проектирования как способа инновационных изменений в образовательной организации. Научные труды Московского гуманитарного университета, (4), 28–34. https://doi.org/10.17805/trudy.2020.4.4 EDN: https://elibrary.ru/JYWQPT
- Богатырев, К. А. (2024). Психологические особенности выбора абитуриентами дистанционных программ обучения в высших учебных заведениях России. Актуальные проблемы психологического знания, (1(66)), 230–244. https://doi.org/10.51944/20738544_2024_1_230 EDN: https://elibrary.ru/PBRXVC
- Богатырев, К. А. (2024). Образовательный опыт обучающихся как предмет психологических исследований. Мир науки. Педагогика и психология, 12(5).
- Богатырев, К. А. (2024). Роль обратной связи студентов в процессе реализации образовательных дисциплин. В сборнике: Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сборник статей II Международной научно-практической конференции (с. 203–207). Кострома: Костромской государственный университет.
- Везетиу, Е. В. (2019). Проектирование, педагогическое проектирование, проектирование образовательного процесса: обоснование сущности понятий. Проблемы современного педагогического образования, (65–1), 53–55.
- Горкун, М. И. (2018). Развитие профессионального опыта как основа построения современного образовательного процесса. Человек и образование, (4(57)), 159–164.
- Грицова, О. А., & Тиссен, Е. В. (2021). Оценка качества онлайн-обучения в системе высшего образования в регионах. Экономика региона, 17(3), 929–943. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-3-15
- Елисеева, Е. Н. (2018). Оценка удовлетворенности и лояльности потребителей в сфере высшего образования. Общество, экономика, управление, 3(4), 62–67.
- Исаков, И. З., & Суслова, И. П. (2024). Оценка уровня доминирования на рынке онлайн-образования Российской Федерации. Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 22(3), 72–87. https://doi.org/10.47711/2076-3182-2024-3-72-87 EDN: https://elibrary.ru/CZBQLF
- Ковальчук, В. К. (2023). Роль высшей школы в формировании личности студента: современные реалии. Общество и государство, (3(43)), 14–18. https://doi.org/10.24412/2224-9125-2023-3-14-18 EDN: https://elibrary.ru/LPPITN
- Корнеенко, Т. Н., & Щеглова, И. А. (2021). Оценка образовательного опыта студентов как инструмент принятия управленческих решений в университете. Университетское управление: практика и анализ, 25(3), 82–99. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.029 EDN: https://elibrary.ru/GMCPAM
- Макаренко, Ю. В., Сивцева, А. С., & Браславская, Е. А. (2024). Особенности коммуникативной компетентности будущих специалистов социономического профиля. Russian Journal of Education and Psychology, 15(2), 42–61. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-495 EDN: https://elibrary.ru/RWEXBN
- Мысаков, Н. А. (2024). Использование онлайн-программ для удалённого обучения в высших учебных заведениях: проблемы и потенциал. В сборнике: Цифровое будущее: социальные и экономические проблемы, вызовы и возможности: Сборник статей Круглого стола (с. 258–262). Москва: КДУ, Добросвет.
- Нейман, В. Л. (2023). Современные тенденции в дистанционном образовании. Общество: социология, психология, педагогика, (4(108)), 156–161. https://doi.org/10.24158/spp.2023.4.24
- Вилкова, А. В., & Фадеева, С. А. (2020). От персонифицированного образования взрослых к персонифицированному образованию детей. Научно-педагогическое обозрение, (6(34)), 23–30. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2020-6-23-30 EDN: https://elibrary.ru/KGDDMJ
- Питкевич, М. Ю. (2013). Способы оценки и повышения уровня стрессоустойчивости. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности, (S5), 47–52.
- Пурышева, Н. С., & Гурина, Р. В. (2006). Структура образовательной концепции в педагогических исследованиях. Образование и наука. Известия УрО РАО, (4(40)), 12–20.
- Романов, Е. В., & Дроздова, Т. В. (2017). Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации. Современное образование, (1), 172–195.
- Стратиевская, Е. С. (2024). Образовательный процесс. Проектирование образовательного опыта. Тенденции развития науки и образования, (105-5), 137–140. https://doi.org/10.18411/trnio-01-2024-243 EDN: https://elibrary.ru/VREIWI
- Сун, Я. (2023). Проектирование образовательных программ бакалавриата и магистратуры в условиях взаимодействия с российскими и китайскими вузами. В сборнике: Филологическое образование в условиях взаимодействия вузов: материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 90-летию высшего педагогического образования в Архангельске (с. 102–107). Архангельск: ООО "Консультационное информационно-рекламное агентство".
- Чогулдуров, М. Д. (2023). Современные тенденции в управлении качеством дистанционного образования в высших учебных заведениях. Известия Кыргызской академии образования, (3(61)), 94–102.
- Шнейдер, Л. Б., & Богатырев, К. А. (2023). Круговорот образовательных изменений: реалии, вызовы и риски. В сборнике: Современная реальность в социально-психологическом контексте - 2023: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (с. 142–151). Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет.
- Шнейдер, Л. Б. (2022). Многоаспектность педагогического труда и рефлексия воспитательных практик. В сборнике: Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования и развития личности в современном мире: Материалы VI Международной научно-практической конференции (с. 48–55). Минск: Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка.
Дополнительные файлы
