Ценностно-смысловое содержание книг для детей младшего школьного возраста

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В статье подчеркивает актуальность формирования устойчивых нравственных принципов у детей в условиях неопределенности современных моральных ориентиров. Литература в этой связи оказывается не только источником знаний, но и важнейшим средством передачи ценностей, способствующих развитию таких качеств, как сочувствие, сопереживание и социальная ответственность. 

В качестве цели авторы обозначают анализ и выявление основных ценностных ориентиров и смыслов, заложенных в детской литературе, на основе результатов опроса, проведенного среди младших школьников. Новизна работы заключается в интеграции теоретических основ, связанных с ценностно-смысловым содержанием, и эмпирических данных, что подчеркивает значимость осознанного выбора литературных произведений для формирования ключевых ценностей у младших школьников. Исследование акцентирует внимание на конкретных ценностях, таких как дружба, трудолюбие и ответственность, а также на их отражении в современных книгах, доступных детям. В этом контексте работа предлагает новые подходы для педагогов и родителей, позволяя более целенаправленно подбирать литературу, способствующую воспитанию и гармоничному развитию личности ребенка.

Материалы и методы. Основу исследования составили методы изучения нормативных документов, анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование и обработка полученных результатов, анализ художественных произведений.

Результаты. Настоящее исследование, посвященное анализу ценностно-смыслового содержания книг, открывает новые горизонты для учителей начальных классов, родителей младших школьников, студентов педагогических направлений и всех тех, кто стремится привить детям глубокое и осмысленное отношение к литературе. Подробное изучение литературных произведений позволяет не только углубить образовательный процесс, но и вдохновить детей на размышления, формируя у них внутренние моральные ориентиры.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены при организации уроков литературного чтения и внеурочных занятий с младшими школьниками по обучению работе с детскими книгами, а также при подготовке учителей начальных классов к организации литературного образования и развития младших школьников.

Об авторах

Галина Валентиновна Митина

Тихоокеанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: gvmitina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7829-9856
SPIN-код: 9816-7317
Scopus Author ID: 57211781804
ResearcherId: LZG-2260-2025

кандидат педагогических наук, доцент, директор Педагогического института

Россия, ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, 680035, Российская Федерация

Полина Ивановна Гончарук

Тихоокеанский государственный университет

Email: 2021101256@togudv.ru

бакалавр 

Россия, ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, 680035, Российская Федерация

Список литературы

  1. Андрюшина, И. И. (2014). Искусство художественного чтения и рассказывания в трудах Е. А. Флериной. Управление ДОУ, (6), 100–111.
  2. Бал, П. М., & Велткамп, М. (2013). Как чтение художественной литературы влияет на эмпатию? Экспериментальное исследование роли эмоциональной вовлеченности. Получено с https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0055341 (дата обращения: 14.12.2024).
  3. Кольчикова, Н. Л. (2020). Визуализация художественного текста как средство формирования читательской грамотности учащихся. Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, (4), 107–114. EDN: https://elibrary.ru/VCMCWU
  4. Леонтьев, А. Н. (2016). Педагогика здравого смысла. Издательство "Смысл". Получено с https://www.litres.ru/book/a-a-leontev-10625554/pedagogika-zdravogo-smysla-56435853/chitat-onlayn (дата обращения: 14.12.2024).
  5. Леонтьев, Д. А. (1998). Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. Психологическое обозрение, (1), 13–25.
  6. Маслоу, А. (2019). Мотивация и личность (3-е изд.). Пер. с англ. Санкт-Петербург: Питер. 400 с.
  7. Проблема человека в западной философии. (1988). Москва: Прогресс. 550 с.
  8. Рокич, М. (1973). Природа человеческих ценностей. Свободная пресса, (5), 20–28.
  9. Рубинштейн, М. М. (1950). Воспитание читательских интересов у школьников. Москва: Учпедгиз. 215 с. Получено с https://search.rsl.ru/ru/record/01006014701 (дата обращения: 14.12.2024).
  10. Тихомиров, А. (2023). Воспитательная роль сказки. Получено с https://mybook.ru/author/andrej-tihomirov-4/vospitatelnaya-rol-skazki/read (дата обращения: 06.01.2025).
  11. Тихомирова, И. И. (2010). Литературные герои как модели поведения для читающего ребенка. Педагогика Культуры, (9). Получено с https://pedagogika-cultura.ru/kultura-chteniya/tikhomirova-literaturnye-geroi (дата обращения: 14.12.2024).
  12. Тихомирова, И. И. (2010). Воспитательный потенциал художественной литературы. Педагогика Культуры, (9). Получено с https://pedagogika-cultura.ru/kultura-chteniya/tikhomirova-i-i-vospitatelnyj-potentsial-khudozhestvennoj-literatury?clckid=5096a6e9 (дата обращения: 14.12.2024).
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 05.07.2021 г. (2021). М-во образования и науки Рос. Федерации. Получено с http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 06.01.2025).
  14. Щуркова, Н. Е. (2009). Программа воспитания школьника. Москва. 51 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».