Ценностно-смысловое содержание книг для детей младшего школьного возраста
- Авторы: Митина Г.В.1, Гончарук П.И.1
-
Учреждения:
- Тихоокеанский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 7-29
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-4034/article/view/302682
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-687
- EDN: https://elibrary.ru/PFPYQV
- ID: 302682
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В статье подчеркивает актуальность формирования устойчивых нравственных принципов у детей в условиях неопределенности современных моральных ориентиров. Литература в этой связи оказывается не только источником знаний, но и важнейшим средством передачи ценностей, способствующих развитию таких качеств, как сочувствие, сопереживание и социальная ответственность.
В качестве цели авторы обозначают анализ и выявление основных ценностных ориентиров и смыслов, заложенных в детской литературе, на основе результатов опроса, проведенного среди младших школьников. Новизна работы заключается в интеграции теоретических основ, связанных с ценностно-смысловым содержанием, и эмпирических данных, что подчеркивает значимость осознанного выбора литературных произведений для формирования ключевых ценностей у младших школьников. Исследование акцентирует внимание на конкретных ценностях, таких как дружба, трудолюбие и ответственность, а также на их отражении в современных книгах, доступных детям. В этом контексте работа предлагает новые подходы для педагогов и родителей, позволяя более целенаправленно подбирать литературу, способствующую воспитанию и гармоничному развитию личности ребенка.
Материалы и методы. Основу исследования составили методы изучения нормативных документов, анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование и обработка полученных результатов, анализ художественных произведений.
Результаты. Настоящее исследование, посвященное анализу ценностно-смыслового содержания книг, открывает новые горизонты для учителей начальных классов, родителей младших школьников, студентов педагогических направлений и всех тех, кто стремится привить детям глубокое и осмысленное отношение к литературе. Подробное изучение литературных произведений позволяет не только углубить образовательный процесс, но и вдохновить детей на размышления, формируя у них внутренние моральные ориентиры.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены при организации уроков литературного чтения и внеурочных занятий с младшими школьниками по обучению работе с детскими книгами, а также при подготовке учителей начальных классов к организации литературного образования и развития младших школьников.
Об авторах
Галина Валентиновна Митина
Тихоокеанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: gvmitina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7829-9856
SPIN-код: 9816-7317
Scopus Author ID: 57211781804
ResearcherId: LZG-2260-2025
кандидат педагогических наук, доцент, директор Педагогического института
Россия, ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, 680035, Российская ФедерацияПолина Ивановна Гончарук
Тихоокеанский государственный университет
Email: 2021101256@togudv.ru
бакалавр
Россия, ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, 680035, Российская ФедерацияСписок литературы
- Андрюшина, И. И. (2014). Искусство художественного чтения и рассказывания в трудах Е. А. Флериной. Управление ДОУ, (6), 100–111.
- Бал, П. М., & Велткамп, М. (2013). Как чтение художественной литературы влияет на эмпатию? Экспериментальное исследование роли эмоциональной вовлеченности. Получено с https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0055341 (дата обращения: 14.12.2024).
- Кольчикова, Н. Л. (2020). Визуализация художественного текста как средство формирования читательской грамотности учащихся. Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, (4), 107–114. EDN: https://elibrary.ru/VCMCWU
- Леонтьев, А. Н. (2016). Педагогика здравого смысла. Издательство "Смысл". Получено с https://www.litres.ru/book/a-a-leontev-10625554/pedagogika-zdravogo-smysla-56435853/chitat-onlayn (дата обращения: 14.12.2024).
- Леонтьев, Д. А. (1998). Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. Психологическое обозрение, (1), 13–25.
- Маслоу, А. (2019). Мотивация и личность (3-е изд.). Пер. с англ. Санкт-Петербург: Питер. 400 с.
- Проблема человека в западной философии. (1988). Москва: Прогресс. 550 с.
- Рокич, М. (1973). Природа человеческих ценностей. Свободная пресса, (5), 20–28.
- Рубинштейн, М. М. (1950). Воспитание читательских интересов у школьников. Москва: Учпедгиз. 215 с. Получено с https://search.rsl.ru/ru/record/01006014701 (дата обращения: 14.12.2024).
- Тихомиров, А. (2023). Воспитательная роль сказки. Получено с https://mybook.ru/author/andrej-tihomirov-4/vospitatelnaya-rol-skazki/read (дата обращения: 06.01.2025).
- Тихомирова, И. И. (2010). Литературные герои как модели поведения для читающего ребенка. Педагогика Культуры, (9). Получено с https://pedagogika-cultura.ru/kultura-chteniya/tikhomirova-literaturnye-geroi (дата обращения: 14.12.2024).
- Тихомирова, И. И. (2010). Воспитательный потенциал художественной литературы. Педагогика Культуры, (9). Получено с https://pedagogika-cultura.ru/kultura-chteniya/tikhomirova-i-i-vospitatelnyj-potentsial-khudozhestvennoj-literatury?clckid=5096a6e9 (дата обращения: 14.12.2024).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 05.07.2021 г. (2021). М-во образования и науки Рос. Федерации. Получено с http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 06.01.2025).
- Щуркова, Н. Е. (2009). Программа воспитания школьника. Москва. 51 с.
Дополнительные файлы
