Диагностика профессиональной готовности педагогов к выявлению и развитию одаренности у дошкольников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В настоящее время актуальными направлениями педагогической работы становятся различные аспекты выявления и развития детской одаренности. Вместе с тем, недостаточно разработанными являются вопросы технологии оценивания профессиональной готовности педагогов. Автор выделяет критерии профессиональной готовности педагогов к выявлению и развитию одаренных дошкольников на основе анализа Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и преобразования трудовых действий, необходимых знаний и умений. С использованием выявленных критериев осуществляет исследование и анализ затруднений, возникающих у педагогов дошкольных организаций города Сочи.

Цель – теоретическое обоснование критериев профессиональной готовности педагогов к выявлению и развитию одаренных дошкольников, эмпирическое изучение на основе выделенных критериев затруднений, возникающих у педагогов дошкольных организаций.

Материалы и методы. Главные теоретические методы исследования – анализ и аналогия. Трудовые действия, необходимые знания и умения, указанные в трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» Профессионального стандарта педагога, анализировались и использовались как элементы, преобразуемые посредством аналогии в критерии профессиональной готовности педагогов к выявлению и развитию одаренных дошкольников. Также в статье используется эмпирический метод анкетирования, позволяющий исследовать и проанализировать затруднения, возникающие у педагогов дошкольных организаций города Сочи в работе с одаренными детьми.

Результаты. На основе анализа и преобразования трудовых действий, знаний и умений, содержащихся в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», было осуществлено теоретическое обоснование критериев профессиональной готовности педагогов к работе с одаренными дошкольниками. Критерии, представленные в виде диад знаний и умений, использовались для формулировки затруднений и составления опросника для педагогов. Эмпирическое изучение затруднений, возникающих у педагогов дошкольных организаций, позволило выявить наиболее и наименее часто встречающиеся затруднения, что позволяет сделать вывод о возможности использования опросника для адаптации содержания программ подготовки или повышения квалификации к образовательным потребностям конкретной аудитории слушателей.

Об авторах

Анна Леонидовна Ховякова

Сочинский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Khovyakova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7945-0458
SPIN-код: 3508-5581
Scopus Author ID: 57193229318
ResearcherId: ААО-9472-2020

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования

 

Россия, ул. Пластунская, 94, г. Сочи, 354003, Российская Федерация

Список литературы

  1. Абросимова, Е. Б., Макарова, Е. А., & Макарова, Е. Л. (2024). Психологическая диагностика и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении музыке. Russian Journal of Education and Psychology, 15(3), 308–328. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-3-515. EDN: https://elibrary.ru/BYHYSE
  2. Губайдуллин, М. И., Валиева, З. Х., & Исангулова, Р. Г. (2017). Педагогическая диагностика способности к работе с одаренными детьми и подростками. Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения, (4)(125), 78–79. EDN: https://elibrary.ru/ADBFMP
  3. Долгова, В. В. (2016). Векторы подготовки учителей к работе с одарёнными детьми. Современные тенденции развития науки и технологий, (3-11), 53–56. EDN: https://elibrary.ru/VTPXAV
  4. Дудырева, Н. В. (2013). Психологическая готовность учителя к работе с одаренными обучающимися: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 24 с. EDN: https://elibrary.ru/SVHDGJ
  5. Золоторева, А. В. (2016). Состояние и проблемы подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми. Ярославский педагогический вестник, (4), 20–25. EDN: https://elibrary.ru/WZJZOJ
  6. Насакова, Б. Ж. (2011). Профессиональная подготовка учителя для работы с одарёнными детьми. Вестник Бурятского Государственного Университета, (1), 199–201. EDN: https://elibrary.ru/NELXGH
  7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. В Правовая система «КонсультантПлюс». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec
  8. Комарова, А. В. (авт.-сост.). (2008). Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников. Минск: Красико-Принт, 176 с.
  9. Роль педагога в работе с одаренной молодежью: материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 20 мая 2010 г. / ГУО «Академия последипломного образования». Минск: АПО, 403 с.
  10. Фуллер, Ч. (1997). Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск, 240 с.
  11. Ховякова, А. Л., & Григоращенко-Алиева, Н. М. (2024). Разработка и экспериментальная апробация программы психолого-педагогической поддержки одаренных дошкольников. Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, (3-2), 113–119. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2024.3-2.35. EDN: https://elibrary.ru/QWNSHH
  12. Чуваткин, П. П., & Материкина, А. Е. (2012). Социально-экономическая роль дошкольного образования. Известия Сочинского государственного университета, (4)(22), 147–151. EDN: https://elibrary.ru/PVEZKJ
  13. Юркевич, В. С. (1996). Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Москва: Просвещение, 81 с.
  14. Шумакова, Н. Б. (2004). Обучение и развитие одаренных детей. Москва: Изд-во Московского психолого-социального института, 336 с. ISBN: 5-89502-444-0. EDN: https://elibrary.ru/QTNFVZ
  15. Demchenko, O., Stakhova, I., Davydova, M., Larina, I., Lymar, Y., & Strilets, S. (2021). Preparation of future teachers for the development of giftedness of preschool and primary school children by means of dramatization. In Society. Integration. Education. Vol. 2: Proceedings of the International Scientific Conference (May 28th–29th, 2021, Volume II: School pedagogy, preschool pedagogy). https://journals.ru.lv/index.php/SIE/article/view/6301. https://doi.org/10.17770/sie2021vol2.6301. EDN: https://elibrary.ru/GYRPOW
  16. Khalil, M., & Accariya, Z. (2016). Identifying «good» teachers for gifted students. Creative Education, 7(3). https://www.scirp.org/journal/paperinformation?paperid=64495
  17. Seredkina, A. S., Fedotova, E. L., Nikitina, E. A., Kazorina, A. V., & Shirina, A. A. (2021). Formation of the future teacher’s readiness to work with gifted children. SHS Web of Conferences, 101. https://doi.org/10.1051/shsconf/202110103008. EDN: https://elibrary.ru/ZEEAJC
  18. Shumakova, N. B. (2020). On the issue of teachers’ professional training for working with gifted children. Bulletin of Practical Psychology of Education, 17(2), 97–105. https://doi.org/10.17759/bppe.2020170209. EDN: https://elibrary.ru/LKLANM
  19. Winebrenner, S. (2018). Teaching gifted kids in today’s classroom: strategies and techniques every teacher can use. Minneapolis: Free Spirit Publishing, 250 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».