Нарративный подход как инструмент формирования профессиональной мотивации молодых педагогов: теоретико‑эмпирический анализ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Настоящая статья посвящена актуальной проблеме формирования и поддержания профессиональной мотивации молодых педагогов в условиях динамично изменяющейся образовательной парадигмы и возрастающих требований к педагогической деятельности. Введение в профессию часто сопряжено с феноменами профессионального выгорания, адаптационного стресса и диссонанса между идеализированными представлениями и реалиями образовательного процесса, что обусловливает острую необходимость в разработке инновационных подходов к поддержке профессионального становления. В качестве перспективного инструмента рассматривается нарративный подход, позволяющий осуществлять глубокое рефлексивное осмысление индивидуального профессионального опыта, конструирование личностных смыслов и формирование устойчивой профессиональной идентичности.

Цель – теоретико-эмпирическое обоснование потенциала нарративного подхода в оптимизации профессиональной мотивации молодых педагогов.

Материалы и методы. В работе использованы методы нарративного интервьюирования, автобиографического анализа и тематического кодирования, что позволило выявить ключевые паттерны смыслообразования в профессиональной деятельности.

Результаты. Полученные результаты демонстрируют, что применение нарративных практик способствует не только повышению уровня профессиональной мотивации, но и развитию самоэффективности, резильентности и способности к конструктивному преодолению профессиональных трудностей. Материалы исследования представляют практическую ценность для систем профессионального образования и повышения квалификации педагогических кадров, а также для разработки программ менторской поддержки молодых специалистов.

Об авторах

Светлана Витальевна Велиева

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»

Автор, ответственный за переписку.
Email: stlena70@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7343-4780
SPIN-код: 9664-8439
Scopus Author ID: 6602979096
ResearcherId: AAE-2923-2019

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольной педагогики и психологии образования»

 

Россия, ул. К. Маркса, 38, г. Чебоксары, 428000, Российская Федерация

Светлана Анатольевна Соловьева

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»

Email: vetlanasol@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0009-7899-1784
SPIN-код: 7542-6030

кандидат психологических наук, магистрант

 

Россия, ул. К. Маркса, 38, г. Чебоксары, 428000, Российская Федерация

Павел Иванович Антонов

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»

Email: pavel.antonov21@mail.ru
SPIN-код: 5184-9150

аспирант

 

Россия, ул. К. Маркса, 38, г. Чебоксары, 428000, Российская Федерация

Список литературы

  1. Божович, Л. И. (1968). Личность и её формирование в детском возрасте: психологическое исследование (464 с.). Москва: Просвещение. EDN: https://elibrary.ru/HAJATJ
  2. Водопьянова, Н. Е. (2025). Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие (299 с.). Москва: Издательство Юрайт.
  3. Выготский, Л. С. (1984). Собрание сочинений: В 6ти т. Т. 4: Детская психология (432 с.). Москва: Педагогика.
  4. Зимняя, И. А. (2000). Педагогическая психология: учебник для вузов (384 с.). Москва: Издательская корпорация «Логос».
  5. Маркова, А. К. (1993). Психология труда учителя (192 с.). Москва: Просвещение. ISBN: 509003639X. EDN: https://elibrary.ru/YQCKIH
  6. Митина, Л. М. (2004). Психология профессионального развития учителя (201 с.). Москва: Флинта: МПСИ.
  7. Никитина, Е. А. (2024). Нарративный подход в обучении будущих педагогов: ценностные основания реализации. Мир науки. Педагогика и психология, 12(6). https://mir-nauki.com/136pdmn624.html. EDN: https://elibrary.ru/JVCTCU
  8. Трушникова, Е. А. (2023). Выявление компонентов профессиональной идентичности учителя в текстах педагогического нарратива: обобщение результатов контентанализа. Современное педагогическое образование, 12, 393–396. EDN: https://elibrary.ru/RBRMLS
  9. Bruner, J. (1990). Acts of meaning (179 p.). Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  10. Connelly, F. M. (1999). Shaping a professional identity: Stories of teacher practice (184 p.). New York: Teachers College Press.
  11. Gergen, K. J. (1994). Realities and relationships: Soundings in social construction (356 p.). Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  12. McAdams, D. P. (1993). The stories we live by: Personal myths and the making of the self (336 p.). New York: William Morrow & Co.
  13. Ricoeur, P. (1984). Time and narrative (Vol. 1, 433 p.). Chicago: University of Chicago Press.
  14. Savickas, M. L. (2005). The theory and practice of career construction. In S. D. Brown & R. W. Lent (Eds.), Career development and counseling: Putting theory and research to work (3rd ed., pp. 42–70). Hoboken, N. J.: John Wiley & Sons.
  15. White, M. (1990). Narrative means to therapeutic ends (264 p.). New York: W. W. Norton & Company.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».