🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Европейское законодательство об общественном контроле: проблемы и перспективы развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу современных проблем развития европейского законодательства об общественном контроле. Авторы исследуют современное состояние и этапы развития европейского законодательства, составляющего основы общественного контроля в Европейском Союзе. Отмечается, что термин «общественный контроль» в целом не знаком юридической терминологии как европейского законодательства, так и законодательства стран, являющихся членами Европейского Союза. В терминологическом обороте используются термины «прозрачность» и «участие». При этом, под прозрачностью понимается доступность, открытость как органов власти Европейского Союза, так и государств, входящих в его состав. А под участием следует понимать возможность институтов гражданского общества участвовать в принятии решений Европейского Союза, взаимодействовать с его институтами, например, посредством диалога через организации гражданского общества, членами которых они являются.  В работе использован ряд методов научного познания, в частности: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. В работе выявлены, формализованы и исследованы основные проблемы, которые препятствуют развитию института общественного контроля в Европейском Союзе, в частности, отсутствие: на уровне Европейского Союза единого кодифицированного акта конституционного уровня; закрепления в европейском законодательстве прямого указания на право институтов (субъектов) гражданского общества осуществлять контроль за европейской бюрократией и органами публичной власти национальных государств, являющихся членами Европейского Союза, а также за иными объектами, реализующими отдельные публичные полномочия на территории Европейского Союза (например, европейскими неправительственными организациями); в правовой доктрине гражданского общества и его контроля комплексных исследований, посвященных анализу форм, методов, принципов, видов и форм мероприятий вышеназванного контроля гражданского общества; у субъектов гражданского общества набора реальных полномочий по контролю за европейской бюрократией; закрепления в европейском законодательстве системы мер уголовной ответственности должностных лиц европейской бюрократии за игнорирование требований институтов гражданского общества или воспрепятствование их законной деятельности; специализированных субъектов вышеназванного контроля гражданского общества.

Об авторах

Андрей Владимирович Чешин

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал); Оренбургский государственный университет

Email: niipgergo2009@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-7572-3076
доцент; факультет среднего профессионального образования;

Виталий Викторович Гончаров

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова" Российской академии наук

Email: niipgergo2009@mail.ru
доцент; кафедра гражданского процесса и международного права;

Олег Николаевич Малиновский

Кубанский государственный университет

Email: niipgergo2009@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6541-9046
зав. кафедрой; кафедра гражданского процесса и международного права;заведующий кафедрой;

Елена Геннадьевна Петренко

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

Email: niipgergo2009@mail.ru
доцент; кафедра государственного и международного права;

Список литературы

  1. Achmad H., Djais A. I., Petrenko E. G., Markov A. A., Vikhareva L. V., Putra A. P. 3-D printing as a tool for applying biotechnologies in modern medicine // International Journal of Pharmaceutical Research. 2020. Т. 12. № 4. С. 3454-3463.
  2. Бердникова Е. В. Международные правовые стандарты в сфере общественного контроля // Международное публичное и частное право. 2018. № 4. С. 6-9.
  3. Ведехин А. Ю. «Молодежная гарантия»: программа Европейского Союза по регулированию молодежной занятости // Труд и социальные отношения. 2021. Т. 32. № 6. С. 64-72. URL: https://doi.org/10.20410/2073-7815-2021-32-6-64-72.
  4. Гончаров В. В. Общественный контроль за филиалами и представительствами международных неправительственных организаций на территории России // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 7 (120). С. 94-99. URL: https://doi.org/10.24158/pep.2023.7.11.
  5. Гончаров В. В. Международное сотрудничество субъектов общественного контроля: к постановке проблемы // Международное право и международные организации. 2023. № 4. С. 80-91. URL: https://doi.org/10.7256/2454-0633.2023.4.69430.
  6. Гончаров В. В., Максимова С. М., Петренко Е. Г., Поярков С. Ю. О проблемах и перспективах развития информационного обеспечения общественного контроля в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1 (217). С. 76-79. URL: https://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_76.
  7. Гончаров В. В., Петренко Е. Г., Борисова А. А., Толмачёва Л. В., Дмитриева И. А. Система социального доверия (социального рейтинга) в КНР: проблемы и перспективы внедрения в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2023. № 3. С. 78-91. doi: 10.7256/2454-0595.2023.3.39983.
  8. Завьялова Т. Д., Кириллов Р. А., Кириллова О. Ю. Общественный контроль в системе государственных закупок: международный опыт и российская практика // Вестник МИРБИС. 2020. № 2 (22). С. 111-121. URL: https://doi.org/10.25634/MIRBIS.2020.2.13.
  9. Канунников А. А. Диалог гражданского общества стран Латинской Америки и Европейского Союза // Латинская Америка. 2021. № 6. С. 6-18. URL: https://doi.org/10.31857/S0044748X0014980-7.
  10. Кравчук Н. В. Климатическое право Европейского Союза – принцип участия гражданского общества в процессе принятия решений и принцип экологической интеграции // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2024. № 1. С. 58-70. URL: https://doi.org/10.31249/iajpravo/2024.01.04.
  11. Матюхова Е. И. Экспертные комиссии в механизме политики интеграции мигрантов в Германии // Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23. № 2. С. 73-85. URL: https://doi.org/10.31429/26190567-23-2-73-85.
  12. Неженец О. В., Петренко Е. Г. ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов // Эпомен. 2020. № 35. С. 230-235.
  13. Пальченкова В. М. Организация общественного контроля на международном уровне: историко-правовой аспект // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 4 (10). С. 51-56. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18272723_73940102.pdf.
  14. Петренко Е. Г., Кулешова Е. Д. Проблемы защиты жертв военного конфликта на Востоке Украины // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 33. № 1. С. 86-89.
  15. Ровинская Т. Л. Европейское зеленое движение в условиях кризиса: новые подходы // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2021. № 4. С. 24-33. URL: https://doi.org/10.20542/afij-2021-4-24-33.
  16. Чегодарь Н. Д. Эволюция проекта Восточного партнерства: стратегическое использование «мягкой силы» Европейского Союза против России // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2023. № 1. С. 81-97. URL: https://doi.org/10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-1-81-97

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».