Рецензия на сборник статей «Социальное и национальное в советской культуре: к 65-летию декады татарского искусства и литературы в Москве» (Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2022. 436 c.)
- Авторы: Камаева Е.В.1
-
Учреждения:
- Казанский государственный архитектурно-строительный университет
- Выпуск: Том 8, № 3 (2023)
- Страницы: 442-447
- Раздел: Хроника научной жизни
- Статья опубликована: 04.12.2023
- URL: https://bakhtiniada.ru/2619-1636/article/view/358415
- DOI: https://doi.org/10.22378/he.2023-8-3.442-447
- EDN: https://elibrary.ru/VNZLWV
- ID: 358415
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлена рецензия на сборник, посвященный 65-летию декады татарского искусства и литературы в Москве. В сборник вошли статьи исследователей, представленные на международной научной конференции. Авторы раскрыли широкий круг научных проблем, связанных с эволюцией национальной культуры на протяжении ХХ века, процессами культурогенеза и социогенеза национальных культур. Отдельный раздел сборника посвящен вопросам популяризации и сохранения национальных культурных традиций, их интеграции в современное пространство. Интерес представляют исследования, посвященные трансформации системы управления в сфере культуры. Источниковую базу ряда статьей составили архивные материалы и документы личного происхождения, представленные фотографиями и интервью.
Полный текст
Сохранение национальных традиций народов России является неотъемлемой частью современной культурной политики страны. Традиционная культура – важная составляющая духовного и культурного пространства любого народа, основа формирования национального самосознания.
На протяжении всего периода своего существования Советский Союз, включавший в себя представителей разных народов, пытался выстраивать интернациональную культурную политику, в которой переплелись народные традиции, национальные особенности и советская система ценностей. Как отмечали лекторы общества «Знание», советская культурная политика была социалистическая по содержанию и национальная по форме. С этой целью политическим руководством страны активно использовались разные формы работы, такие как фестивали, конкурсы, смотры и декады национальных культур. Переосмысление и анализ советского опыта чрезвычайно актуален и востребован в современной России. В октябре 2022 г. состоялась Международная научная конференция «Социальное и национальное в советской культуре: к 65-летию Декады татарского искусства и литературы в Москве» (24 мая – 4 июня 1957 г.), организованная Институтом истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Ее целью стало изучение важных процессов социогенеза и этногенеза советской и национальной культуры, форм межрегиональных коммуникаций и популяризации культурных и духовных ценностей в современном обществе. Материалы этой конференции легли в основу рецензируемого сборника1.
Название сборника отражает задачи, поставленные организаторами конференции, которые предлагают рассмотреть советскую культуру не только сквозь призму национальных традиций, но и как способ социального взаимодействия между властью и обществом, а также различными слоями общества. Национальная и социальная культура находятся в тесной взаимосвязи, выполняя похожие функции коммуникации, создания норм, символов и ценностей, регулирующих отношения в различных сферах, играют значительную роль в процессе формирования мировоззрения человека. (Мерзлякова, 2009: 98).
В соответствии с заявленной темой конференции статьи авторов сборника объединены в три тематических раздела.
Самый большой раздел сборника «Советская идентичность: социальное и национальное» составили 20 статей, в которых представлен материал по отдельным проблемам развития культуры и системы образования в национальных регионах Советского Союза. Разные по тематике, хронологии и географии статьи раскрывают механизм включения национальных традиций в советскую систему ценностей, процесс формирования научных и культурных школ и системы образования.
Авторы отмечают, что национальная культура и система образования Туркменистана, Узбекистана и Башкирии претерпела изменения на протяжении ХХ века, развиваясь в контексте советской идеологии, при этом сохраняя материальные и духовные ценности народов. В статье С.А. Заельской приводятся данные, свидетельствующие о значительном развитии театрального искусства Башкирии и Удмуртии в 1960–1980-х гг., большой посещаемости театров и привлекательности театрального искусства. Автор видит причину этого в том, что несмотря на то, что основу репертуара составляли произведения на современные советские темы, в нём использовались народные традиционные мотивы, а постановки шли на всех национальных языках. (Заельская, 2022: 132) В статьях И.А. Комиссаровой и Ю.Ю. Цыкиной предлагаются апробированные современные способы популяризации и сохранения культурных традиций посредством музеев, Домов народного творчества, этнографических экспедиций и фестивалей. Авторы делают акцент на необходимости исследований межкультурной коммуникации на основе диалога языков и культур, что очень актуально в современном обществе в условиях глобализации.
Второй раздел сборника «Тенденции, противоречия и результаты национальной культурной политики ТАССР» объединил статьи, раскрывающие картину культурной жизни Татарской АССР. Открывающая раздел статья А.Г. Галлямовой анализирует этапы советской культурной политики и ее влияние на развитие национальной культуры. Автор отмечает, что Декада 1957 г. сыграла особую роль в утверждении татарской идентичности в советском континууме (Галлямова, 2022: 190). Статья Ф.Ф. Мардановой позволяет проследить становление системы управления культурой и сложный процесс взаимодействия государственных органов в ТАССР.
Ряд статей на основе документов личного происхождения раскрывают вклад представителей творческих союзов в развитие национальной культуры: писателя Ш. Камала (автор Г.Р. Зигангирова), архитектора И.Г. Гайнутдинова (авторы Н.С. Киносьян, А.Ю. Михайлов), художника Х.А Якупова (автор И.И. Халикова). О подготовке национальных кадров в системе музыкального образования и формировании композиторской школы говорится в статье И.Н. Суетина. Определенный интерес представляет статья Р.О. Абиловой, в которой раскрывается социокультурный облик села республики через призму семейных фотографий.
Третий раздел «Триумф татарской культуры в столице СССР: от несостоявшейся Декады 1941 года к успеху Декады 1957 года» тематически объединил статьи, в которых освещаются мало известные страницы подготовки к Декаде 1941 г. и Декаде 1957 г. В статье Л.Р. Петровой представлен процесс работы над созданием балета «Шурале» и оперы «Алтынчеч», которые должны были открывать Декадные мероприятия 1941 г. Несмотря на то, Великая Отечественная война не позволила декаде состояться, тем не менее, премьерные показы прошли в 1941 г. и 1942 г. Опера «Алтынчеч» и балет «Шурале» заняли достойное место в «золотом фонде» татарского музыкального искусства. Д.Д. Хисамова отмечает, что Декада татарского искусства и литературы в Москве 1967 г. стала своеобразным катализатором для дальнейшего развития и последующего расцвета искусства скульптуры в республике в 1960–1980-е гг. Выдающиеся произведения были созданы при непосредственном участии скульптора Садри Ахуна.
Эта мысль продолжается в статье Р.В. Шайдуллина. Автор пишет, что подготовка к Декаде активизировала художественную самодеятельность, в основу номеров которой были положены народные сюжеты и национальные мотивы. Также он отмечает, что сегодня самой популярной формой этнокультурного воспитания молодежи являются фестивали и праздничные мероприятия, в рамках которых происходит трансляция гуманистических ценностей, заложенных в национальных культурных традициях. (Шайдуллин, 2022:359)
Четвертый раздел сборника составили 50 источников, представленных документами центральных и федеральных архивов, а также материалами периодической печати, которые дополняют и иллюстрируют фактический материал научных докладов. 28 документов позволяют воссоздать хронологию событий и условия, в которых происходила подготовка к Декаде 1941 г. Это Постановления СНК Татарской АССР, переписка с Управлением по делам искусств при СНК РСФСР, статьи в газете «Красная Татария», которые позволяют говорить о большом значении Декады для творческих коллективов республики, активно включившихся в подготовительную работу. Все 11 театров республики должны были представить свои постановки, многие из которых специально создавались для показа на московских сценах.
22 документа отражают процесс подготовки к Декаде 1957 г., которая проходила в более сложных условиях развенчания культа личности, когда не были четко сформулированы новые идеологические установки и представители творческих союзов находились в состоянии поиска тем для выступления. Переписка правления Союза советских писателей Татарской АССР с партийными органами власти и творческим союзом СССР свидетельствует о том, что первые обращения с просьбой о проведении Декады татарской литературы поступали уже в 1950 г. При этом первыми в процесс подготовки к мероприятию включились самодеятельные музыкальные и театральные коллективы республики. Статьи газет «Советская Татария» и «Правда» наглядно демонстрируют большой успех Декады и интерес, который вызвали произведения татарского искусства у московской публики.
Таким образом, в материалах сборника представлен глубокий анализ советского опыта сосуществования и взаимодействия национальных культур, который позволяет говорить о прямой исторической преемственности этнокультурных процессов в Российской Федерации.
Материалы сборника являются востребованными, актуальными и имеют большое научное-теоретическое и прикладное значение.
Сборник научных статей отвечает современным требованиям и будет полезным для ознакомления специалистам, преподавателям, студентам вузов и всем интересующимся историей культуры народов России.
1 См. электронную версию сборника: http://татаровед.рф/libraries?utf8=✓&search=Социальное+и+национальное&button=search
Об авторах
Елена Викторовна Камаева
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bureeva27@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2274-9931
SPIN-код: 2474-3338
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии
Россия, 420043, ул. Зеленая, 1, КазаньСписок литературы
- Галлямова А.Г. Татарская культура в советский период: процессы социо-, формо-, этногенеза // Социальное и национальное в советской культуре: к 65-летию Декады татарского искусства и литературы в Москве: сб. статей / отв. ред. И.И. Ханипова. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2022. С. 189–198.
- Заельская С.А. Профессиональное театральное искусство автономных республик Урала в поздний советский период (1964–1984 гг.) // Социальное и национальное в советской культуре: к 65-летию Декады татарского искусства и литературы в Москве: сб. статей / отв. ред. И.И. Ханипова. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2022. С. 131–140.
- Мерзлякова И.В. Социальная культура как основа социального благополучия человека и общества // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2009. № 4(27). С. 97–100.
- Шайдуллин Р.В. Фестивали в контексте межрегиональной коммуникации и популяризации национальных традиций народов Татарстана (1990–2020 гг.) // Социальное и национальное в советской культуре: к 65-летию Декады татарского искусства и литературы в Москве: сб. статей / отв. ред. И.И. Ханипова. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2022. С. 358–368.
Дополнительные файлы


