Информативные возможности аудиовизуальных источников при изучении истории и культуры татарского народа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Кино является ценнейшим источником при изучении общественно-политических, социально-культурных процессов. Этим объясняется популярность использования кинодокументов в научно-исследовательской деятельности ученых, в том числе историков. В статье дается краткий обзор содержания фильмов казанских киноработников с акцентом на киноленты, посвященные юбилейным датам Татарской АССР. Автор выявляет основные идеи, которые продвигали создатели фильмов и как они менялись со временем. Подчеркивается присутствующая во всех фильмах пропагандистско-агитационная задача, которая в условиях национального региона всегда сопровождалась демонстрацией исторической и этнокультурной специфики региона. Основываясь в научно-исследовательской деятельности на принципах историзма, объективности, комплексности, а также используя герменевтический метод при интерпретации аудиовизуальных источников, сделан вывод о том, что материалы кинохроники могут служить информативным источниковым материалом по культурной, экономической и политической жизни республики в советское время.

Полный текст

Технологический прогресс ХХ в. расширил источниковую базу исследователей аудиовизуальными материалами. Мы рассмотрим информативные возможности документального кинематографа советского периода в отражении культурно-исторических процессов в Татарской АССР.

Кинематограф вошел в повседневную жизнь общества после показа в декабре 1895 г. кинокартины «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Уже в мае 1896 г. братьями Люмьер были сняты первые в российской империи фильмы. Два года спустя, 18 апреля 1898 г. первая съемка была проведена и на территории Казанской губернии. На кадрах кинохроники запечатлен выход местных актеров из театра после репетиции. Следующий фильм в Казанской губернии был снят лишь в октябре 1909 г. На нем можно увидеть смотр войск Казанского гарнизона в честь именин Алексея Николаевича Романова (Алексеева, 2007: 108).

С началом Первой мировой войны, а потом и Гражданской, киносъемки были остановлены. Новый подъем в развитии регионального кинопроизводства произошел после установления советской власти, которая уделяла особое внимание кинохронике, как главному средству пропаганды.

Советское государство акцентировало внимание не только на развитии и популяризации кинопроизводства, но и на сохранении аудиовизуальных материалов. Благодаря Декрету 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела» начался централизованный сбор и хранение документов Единым государственным архивным фондом (ЕГАФ). В 1926 г. появилась возможность организации Центрального кинофотоархива РСФСР, который в 1934 г. вместе с Центральным архивом звуковых записей был реорганизован в Центральный фонофотокиноархив СССР. Сегодня это Российский государственный архив кинофотодокументов, расположенный в г. Красногорск.

Несмотря на то, что в Казани существовали собственные кино-, телестудии и множество любительских киностудий, среди которых известная во всем мире студия светомузыки студенческого конструкторского бюро «Прометей» Казанского авиационного института, понимание необходимости комплектования собственного регионального кинофонда пришло очень поздно. Центральный государственный архив аудиовизуальных документов Республики Татарстан был организован лишь в 2000 г. В настоящее время он входит в состав Государственного архива Республики Татарстан, а исследователи имеют возможность ознакомиться с оцифрованными материалами через интернет-портал net-film (Горохов, 2008: 20).

Кино является ценнейшим источником при изучении общественно-политических, социально-культурных процессов. Этим объясняется популярность использования кинодокументов в научно-исследовательской работе ученых, в том числе историков. В то же время мы можем заметить, что бóльшая часть современных научных трудов посвящена методологии работы с художественными кинолентами, нежели с документальными (Беляков, 2019; Звонарева, 2019; Листов, 1974; Трофимов, 2011). Возможно это связано с особенностями разграничения доли постановочных сюжетов в неигровом кинематографе, которая служит основным критерием оценивания объективности изображения и интерпретации кинематографической реальности.

В данном исследовании осуществляется анализ содержания документальных фильмов, прежде всего посвященных юбилеям Татарской республики. Подобный выбор темы кинолент обусловлен наличием во всех сюжетах фильмов краткого экскурса в историю татарского народа и перехода к современности.

Первая документальная кинолента о ТАССР вышла в марте 1930 г. Она была посвящена 10-летнему юбилею республики. Черно-белый, немой фильм под названием «Татарстан (Страна четырех рек)» начинается с кадра, на котором стоят двое крестьян: один из них держит плуг, запряженный в лошадь, второй, приставив руку ко лбу, вглядывается в даль1. Второй кадр – текстовый, на нем приведены слова И.В. Сталина: «...Царизм намеренно заселял лучшие уголки страны колонизаторскими элементами для того, чтобы ОТТЕСНИТЬ ТУЗЕМЦЕВ В ХУДШИЕ РАЙОНЫ И УСИЛИТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ РОЗНЬ»2. Далее идет изображение карты республики и после надписи: «Татарстан расположен в БОГАТЕЙШЕМ речном бассейне», – перед зрителями предстают лес и реки, рыбацкие сети, сплав бревен, бурлаки, тянущие баржу. Водные артерии республики (Волга, Кама, Вятка, Белая) изображаются одинаково, авторы монотонно показывают пейзажи и людей. После фразы: «Все это принадлежало не ТАТАРСКОЙ БЕДНОТЕ, а монастырям, помещикам, промышленникам», – перед зрителями предстает кадр, на заднем плане которого виден казанский Кремль, а на переднем Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 г. На последнем авторы кинокартины делают особый акцент. Отдельным кадром следует текст: «Памятник ПОКОРЕНИЯ КАЗАНИ». Затем – крупный план строения, вход в него с надписью: «Въ память побѣды надъ Татарами 1852»3. Вид на казанский Кремль дается через решетку.

Несмотря на постановочность сюжетов киноленты, фильм ценен с историографической точки зрения. Захват Казанского ханства предстает как страшная картина из прошлого татарского народа, а формулировки: «От богатых рек, лесов, лугов и плодородных земель основная масса татар была ОТТЕСНЕНА в засушливые бесплодные места», – еще не признавались как антисоветские, искажающие «социально-экономическое содержание прогрессивности присоединения народностей Среднего Поволжья к русскому государству» (Галимзянова, Галлямова, 2023: 213). С исторической точки зрения этот фильм ценен редкими кадрами старой Казани, в том числе деревянных построек Старо-Татарской слободы.

Вместе с тем, фильм «Татарстан (Страна четырех рек)» не произвел должного впечатления на жителей республики. Он создавался работниками «Совкино» и «Востоккино», кинематографисты Казани участвовали в нем лишь в качестве ассистентов (Галимзянова, 2020: 30). Вероятно, этот факт и стал причиной негативных отзывов на киноленту. Перед зрителями не предстала современная Татария с ее научной, культурной и производственной мощью; они не увидели фабрики, заводы, учебные заведения, достижения культуры и искусства (Алексеев, 1974: 39–40). Именно по этой причине было принято решение переснять юбилейный фильм о республике. Кинолента «Десятилетний юбилей Татарии», над которой работали режиссер К.Х. Поздняков и оператор К.Ф. Мотков, была сдана в Госкино в июне 1930 г. Допуск фильма на всесоюзный экран говорит о том, что он получился успешным. Это был первый документальный фильм, созданный на базе вновь образованного Татарского отделения «Востоккино». С этого времени можно начинать отсчет истории документального кино в ТАССР.

Вместе с указанными документальными фильмами о Татарской АССР стоит отметить звуковой фильм «Орденоносная Татария», выпущенный в 1939 г.4 Кинокартина посвящена выборам в местные советы, поэтому она демонстрирует «огромные достижения» с которыми их встречает советская Казань.

Зритель видит оживленные улицы и дороги Казани, ее учебные заведения (Казанский институт сельского хозяйства и лесоводства, ул. К. Маркса, д. 65; Институт инженеров коммунального строительства, ул. К. Маркса, д. 70; Казанский государственный университет), промышленность (Казанский меховой комбинат, Казанский завод искусственной кожи, Теплоэлектроцентраль им. Сталина), городскую архитектуру (общежитие студентов Авиационного института, новые жилые дома). Видео сопровождают слова диктора: «Облик грязного купеческого города изменили широкие асфальтированные улицы, новые прекрасные здания».

В предвыборные дни усиливалась пропагандистско-агитационная работа представителей коммунистической партии каждой организации. На киноленте запечатлена беседа агитатора Ибрагима Гиреевича Сафина с домохозяйками на тему «Татария в 3-й Сталинской Пятилетке». Собрание было организовано в квартире главного энергетика Завода синтетического каучука (СК-4) Гельфанда. Можно увидеть не только скромную одежду женщин и детей, но и интерьер квартиры: стол, накрытый скатертью, фортепиано, люстру, белые занавески, в углу комнаты на высокой подставке с ножками – небольшая пальма, которую ни раз передвигали, чтобы захватить ее в кадр. Отдельным крупным планом зрители могут увидеть наполненный посудой буфет, диван с подлокотниками-валиками и высокой спинкой с полками и зеркалом по центру, над диваном висит большой портрет И.В. Сталина в деревянной раме. Так авторы фильма демонстрируют благополучие и достаток, в котором живет современный советский гражданин. Однако такое благосостояние было доступно лишь партийной и руководящей элите, положение рядового труженика зачастую было бедственным.

Отдельное внимание уделяется развитию села. Зрителям демонстрируют современную сельскохозяйственную технику, детские сады и школы для детей колхозников, рассказывают о процессе электрификации. Можно увидеть работу агитпункта в колхозе «Ударник» Чистопольского района: «Здесь всегда оживленно. Избиратель всегда может получить ответ на интересующие вопросы о выборах, ознакомиться с биографиями кандидатов сталинского блока, коммунистов и беспартийных». Фильм заканчивается фразой: «В колхозах Татарии деятельно готовятся к выборам в местные Советы».

Описанный фильм не является юбилейным, но также в пафосно-бравурном стиле рассказывает об успехах советской Татарии. Его авторы особо подчеркивают положительные изменения в жизни простых рабочих, которые трудятся во имя процветания республики.

В 1940 г. вышел фильм «Советской Татарии 20 лет»5, снятый казанскими киноработниками в качестве «экстренного выпуска» для «Межреспубликанского киножурнала» (№ 20 от 26 июня). В ней запечатлены уникальные кадры празднования Дня республики.

В ознаменование успешной этнонациональной политики советского государства, провозглашающей равенство и братство всех народов, по улицам Казани в тесном сплетении рук проходят одетые в национальные костюмы участники демонстрации. Они поют песни, кружатся в танцах и таким образом выражают радость по поводу новой счастливой жизни. Среди наблюдающей публики есть представители союзных республик, возможно специально приглашенные на торжество.

На экране появляется надпись: «Более 125.000 демонстрантов прошли через площадь Свободы, славя большевистскую партию, родного и любимого СТАЛИНА». Далее звучит «Песня о Сталине» Михаила Исаковского:

Шумят плодородные степи,
Текут многоводные реки,
Весенние зори сверкают
Над нашим счастливым жильём.
Споём же, товарищи, песню
О самом большом человеке,
О самом родном и любимом, –
О Сталине песню споём [...].

Под эту песню участники несут транспаранты, портреты высших партийных руководителей. Портреты В.И. Ленина и Г.К. Орджоникидзе идут перед изображением И.В. Сталина. Кинозрителям показывают шествие представителей казанских вузов, спортивных обществ «Динамо», «Буревестник», «ДОСААФ». Согласно словам из фильма, всего на митинге участвовало 10 тысяч физкультурников. Молодежь дружным маршем шагает под «Физкультурную песню»:

Боевые песни громче запевайте!
Знамёна физкультурные выше поднимайте!
Боевые песни громче запоём!
Славу нашей Родины над миром пронесём!
Молодёжь рабочая, молодёжь колхозная,
Юность физкультурная радостью цветёт!
Сталину великому песня молодёжная
Звонким переливом свой привет несёт!

Можно заметить, что сценарий праздника тщательно разрабатывался с целью пропаганды и популяризации политики советского государства, которое, согласно организаторам торжества, ориентировано на построение нового общества с высоким социально-экономическим, культурным уровнем жизни.

Следующий фильм, посвященный Татарии, был снят в 1957 г.6 Он рассказывает о достижениях республики за последнее десятилетие в производстве, сельском хозяйстве, науке и культуре. Примечательно, что в этой киноленте звучат татарские мелодии, а фильм заканчивается песней о Казани на татарском языке.

Более подробно стоит остановится на фильме «Татария, год 1970» (Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФ). № 21120. Ч. 1–4). Это был первый документальный фильм о республике, работа над которой велась сотрудниками Казанской студии кинохроники (КСК).

КСК было образовано в 1961 г. В зону обслуживания казанских киноработников входили четыре автономные республики: Татарская, Чувашская, Марийская и Мордовская. В отдаленных республиках находились корреспондентские пункты (корпункты) со своими кинооператорами. Киностудия занималась съемками хроники для киножурнала «На Волге широкой», а также хроникально-документальных, научно-популярных и технико-пропагандистских фильмов (Галимзянова, 2021: 65).

Над фильмом «Татария, год 1970» работали режиссер Д.А. Дальский, операторы Л.А. Мирзоев и А.С. Стремяков. Эта кинолента наиболее полно отражает политическую, экономическую и культурную жизнь Татарской АССР.

Фильм состоит из пяти частей и начинается с рассказа о роли В.И. Ленина в образовании советского государства в целом и ТАССР в частности. Сюжет киноленты неоднократно возвращает к истории татарского народа, прежде всего для того, чтобы выигрышно показать современность на фоне «темного» дореволюционного прошлого. Особый акцент режиссер кинокартины делает на отражении сплоченности двух братских народов: татарского и русского. Так, например, фотографии Казани 1920-х гг. сопровождаются словами: «И в дни революции, и в годы Гражданской войны рядом с русскими шли крестьяне и рабочие-татары. Они боролись против белогвардейцев, татарских националистов, белочехов и других врагов советской власти...». В кадре, в котором у вечного огня стоят участники Великой Отечественной войны Б. Юсупов и А. Шаповалов, звучит фраза: «У обелиска двое: татарин и русский – братья по духу, товарищи по оружию».

Большое место занимает освещение экономических достижений республики. В фильме представлены промышленные гиганты: Казанские заводы органического синтеза, синтетического каучука, Нижнекамский нефтехимический комбинат, Чистопольский часовой завод. Отдельное внимание уделено строительству Камского автомобильного завода, работе Казанского медико-инструментального и вертолетного заводов.

Создатели киноленты не упустили из виду сюжеты из жизни села. На кадрах можно увидеть быт, условия работы и досуга колхозников хозяйства «Игенче» Сармановского района. В сюжете, посвященном уборке урожая на колхозном поле, запечатлен выдающийся татарский певец и деятель культуры Ильхам Шакиров. Стоит отметить, что этот кадр, где он за работой исполняет песню на татарском языке, в комитете по кинематографии долгое время не принимали, и, посчитав замысел неудачным, рекомендовали вырезать (Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. А-546. Оп. 1. Д. 1139. Л. 175). Вместе с тем данный эпизод все-таки удалось отстоять, и он был включен при монтаже кинопленки.

Еще одной важной темой в фильме «Татария, год 1970» является Сабантуй. В фильме детально представлены традиции и обряды присущие этому национальному празднику. На кадрах киноленты запечатлены как основные состязания (конные скачки и борьба корэш), так и развлекательные игры (бег с ведрами, бег в мешках, борьба с мешками на бревне, лазанье к верху столба). Большое внимание уделяется исполнению татарских песен и танцев.

Следующий сюжет освещает достижения Татарии в области высокого искусства, науки и спорта. Традиционным стал показ Казанского государственного университета, который позиционируется как место, где прошли студенческие годы В.И. Ленина. Представляется вечерняя Казань с ее иллюминациями и Домами культуры. Здесь можно увидеть здания цирка, Большого драматического театра имени В.И. Качалова, Театра оперы и балета им. М. Джалиля. В целом, замысел авторов кинокартины заключался в том, чтобы отобразить преемственность в развитии культуры Татарии. В фильме подчеркивается, что при советской власти татарский народ, как и другие национальности Союза, достигли небывалых высот в культурном развитии при одновременном сохранении лучших своих традиций. Это конечно же соответствовало главному лозунгу политики коммунистической партии о развитии национальной по форме и социалистической по содержанию культуры советского народа.

Несмотря на строгое следование официозным предписаниям, документальное кино «Татария, год 1970» является информативным и имеет большое фактографическое значение при изучении исторических процессов в Татарской АССР.

К 60-летию республики была подготовлена кинокартина «Советская Татария» («Дорога на Сабантуй») (РГАКФ. № 7319. Ч. 1–4). Это был последний юбилейный фильм, выпущенный КСК. Построение сюжетной линии во многом перекликалось с фильмом 1970 г. Перед зрителями снова демонстрировали успехи и прославляли достижения советской власти.

Несмотря на то, что советское документальное кино – это творческое представление реальности, оно служит уникальным и ценным источниковым материалом при изучении культурной, экономической, политической жизни республики в советский период.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests

The author declares no relevant conflict of interests.

ИСТОЧНИКИ

ГА РФ. Ф. А-546. Оп. 1. Д. 1139. Л. 175.

ГА РТ. Ф. 1337. Оп. 31. Д. 164.

РГАКФ. Татария, год 1970. 1970. Учетный номер документа 21120 части 1–4.

РГАКФ. Советская Татария. 1950. Учетный номер документа 7319 части 1–4.

 

1 Татарстан (Страна четырех рек). URL: https://www.net-film.ru/film-58515/?search=
tt1001%7C78%7C22ft1%7C5%7C7%7C8%7C9qСтрана%20четырех%20рек (дата обращения: 16.02.2024).

2 Здесь и далее выделено в соответствии с киноисточником.

3 Так в кадре.

4 Орденоносная Татария. URL: https://www.net-film.ru/film-58668/?search=v1tt1001
%7C78%7C22%7C78%7C1001ft1%7C5%7C7%7C8%7C9%7C1%7C8%7C5%7C9qДесятилетний%20юбилей%20Татарии (дата обращения: 16.02.2024).

5 Межреспубликанский киножурнал № 20 Советской Татарии 20 лет (1940). URL: https://www.net-film.ru/film-57856/?search=v1q30%20лет%20Советской%20Татарии (дата обращения: 16.02.2024).

6 Советская Татария (1957). URL: https://www.net-film.ru/film-58517/?search=tt1001%7C7
8%7C22ft1%7C5%7C7%7C8%7C9q30%20лет%20Советской%20Татарии (дата обращения: 16.02.2024).

×

Об авторах

Алина Тагировна Галимзянова

Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан

Автор, ответственный за переписку.
Email: alisabitva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1988-0522

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новейшей истории

Россия, Казань

Список литературы

  1. Алексеев И.Н. Рубежи кинодокументалистов Татарии. Казань, 1974.
  2. Алексеева Е.П. Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской губернии (1897–1917 гг.). Казань, 2007.
  3. Беляков В.К. Историко-художественный потенциал дореволюционной кинохроники. Дис. ... канд. наук искусствоведения. М., 2019.
  4. Галимзянова А.Т. Организация деятельности казанских киношников (1961–1991) // История повседневности. 2021. № 3 (19). С. 64–71.
  5. Галимзянова А.Т. Становление и развитие Казанской студии кинохроники (1961–1991 гг.). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2020.
  6. Галимзянова А.Т., Галлямова А.Г. Путь длиною в два десятилетия: как создавалась первая коллективная монография ИЯЛИ по «Истории Татарской АССР» // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11. №1. С. 202–219. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2023-11-1.202-219
  7. Горохов С.Н. Аудиовизуальные документы о прошлом и настоящем // Эхо веков. 2008. № 2. С. 20–22.
  8. Звонарева М.С. Документальное кино как исторический источник: особенности анализа и интерпретации // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2019. № 3. С. 98–107.
  9. Листов B.C. История смотрит в объектив. М.: «Искусство», 1974.
  10. Трофимов Е.А. Игровой фильм как исторический источник (на примере изучения кинодокументов по истории алжирского кризиса 1954–1962 гг.) // Вестник РГГУ. Серия: Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. 2011. № 18 (80). С. 201–212.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Галимзянова А.Т., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».