Модернизация курса «Чтение российских газет» в условиях реформы гуманитарного образования КНР
- Авторы: Антонова Ю.А.1
-
Учреждения:
- Сямыньский университет
- Выпуск: Том 23, № 4 (2025)
- Страницы: 673-695
- Раздел: Методика преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного
- URL: https://bakhtiniada.ru/2618-8163/article/view/360844
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2025-23-4-673-695
- EDN: https://elibrary.ru/OLAAUX
- ID: 360844
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современные условия «новой эпохи» в Китае, связанные с реформой гуманитарного образования и внедрением концепции «Русский язык +», актуализируют необходимость модернизации курса «Чтение российских газет» в системе иноязычного образования. Цель исследования - постановка новых задач курса, определение путей обновления китайских учебных пособий по обучению чтению российской прессы, а также разработка авторской модели анализа газетного текста, направленной на подготовку многопрофильных специалистов, воспитание личности в духе социализма с китайской спецификой и формирование медиаграмотности. Материалами послужили китайские учебные пособия по чтению газет (2002-2023) и исследования российских и китайских ученых; использовались методы комплексного теоретического анализа и сопоставления. Результаты показали несоответствие учебных пособий новым задачам (не отражают актуальную идеологическую повестку Китая; не формируют знания о медиакарте России; не учат рассматривать текст как отражение концепции газеты; не формируют навыки критического анализа медиатекстов; не развивают межкультурную компетенцию и др.) и определили пути их модернизации, включающей обновление корпуса газетных текстов, усиление аналитической и проектной деятельности студентов, использование цифровых инструментов. Предложена практико-ориентированная модель работы с газетным текстом, интегрирующая медиалингвистический, страноведческий и идеологический компоненты. Перспективой является создание нового учебного пособия, способного реализовать воспитательный и идеологический потенциал дисциплины в контексте инициативы «Один пояс - один путь».
Об авторах
Юлия Анатольевна Антонова
Сямыньский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yulia.rki@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3248-288X
SPIN-код: 7354-1467
кандидат филологических наук, доцент, преподаватель кафедры русского языка
Китайская Народная Республика, 361005, Сямынь, ул. Сы-мин-нань, д. 422Список литературы
- Antonova, Yu. A. (2022). National-psychological portrait of a Chinese student studying Rus-sian language. Philological Class, 27(2), 161–171. (In Russ.). https://doi.org/10.51762/1FK-2022-27-02-16 EDN: ZJWOMV
- Azimov, E. G., & Shchukin, A. N. (2018). Modern dictionary of methodological terms and notions (Theory and practice of a foreign language teaching). Moscow: Russkii Yazyk. Kursy Publ. (In Russ.). EDN: YVSCLR
- Balahonskaya, L. V., Belovodskaya, A. A., Bolotnov, A. V., Bolotnova, N. S., & others. (2018). Medialinguistics in terms and concepts: Dictionary-handbook. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.).
- Balykhina, T. M., & Zhao, Yu. (2009). What are they, the Chinese? Ethnometodic aspects of teaching Chinese to the Russian language. Higher education today, (5), 16–22. (In Russ.). EDN: LSPKXH
- Chudinov, A. P., & Shustrova, E. V. (2024). Modern metaphor research in Russia: Trends, schools and results. Russian Journal of Linguistics, 28(1), 190–209. https://doi.org/10.22363/2687-0088-35070 EDN: OKTFHP
- Dobrosklonskaya, T. G. (2020). Medialinguistics: theory, methods, directions. Moscow: KDU Publisher. (In Russ.). https://doi.org/10.31453/kdu.ru.91304.0107 EDN: CQKWES
- Dziuba, E. V. (2024). Russian lessons for foreigners: Tools of artificial intelligence or the art of technology? Russian Language Studies, 22(2), 242–261. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-2-242-261 EDN: SHBNRR
- Fedorov, A. V. (2001). Media Education: History, Theory and Methodology. Rostov-on-Don: CVVR Publ. (In Russ.). EDN: XPBNOH
- Gapochka, I. K. (2003). Constructivist foundations for texts testing reading skills and abilities. In T. M. Balykhina (Ed.), Testing in Teaching Russian as a Foreign Language: Current State and Prospects. Scientific-Methodological Essays. Terminological Dictionary (pp. 34–45). Moscow: Moscow State University of Printing Arts Publ. (In Russ.).
- Gridina, T. A., Konovalova, N. I., & Hu, Z. (2024). One Belt One Road: Expanding the belt and specifying the road (Language game in Chinese memes). Political Linguistics, (4), 16–23. (In Russ.). EDN: YBSMZQ
- Guan, Sh., & Sun, Yu. (2023). Multimodal metaphor and metonymy in political cartoons as a means of country image construction. Russian Journal of Linguistics, 27(2). 444–467. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2687-0088-31664 EDN: MEFURT
- Ignatovich, T. V. (2021). Teaching Russian as a foreign language with the use of LearningApps service. Russian Language Studies, 19(1), 51–65. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-1-51-65 EDN: MQVXEE
- Kostomarov, V. G. (2019). The linguistic taste of the era. From observations of the speech practice of the mass media. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.). EDN: LWOLKH
- Li, Y. (2024). Textbooks on reading in Russian for Chinese universities over the past 30 years: Analysis and prospects. Russian Language Studies, 22(1), 7–28. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-1-7-28 EDN: OHPUPE
- Liu, H. (2022). High-quality development of Russian language education in Chinese universities in the New Era. Philological Class, 27(2), 126–131. (In Russ.). https://doi.org/10.51762/1FK-2022-27-02-12 EDN: AWLPQK
- Lysakova, I. P. (2005). Newspaper language and press typology: a sociolinguistic study. Saint Petersburg: SPbU Publ. (In Russ.). EDN: SFMDBF
- Muhammad, L. P. (2003). An integrative model of teaching receptive types of speech activity to non-philological students: Initial and intermediate stages of instruction (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.). EDN: NMSCCH
- Qin, H. (2021). Games in teaching Chinese students how to read the press (on the example of a newspaper chronicle). Tomsk State University Journal, (465), 188–195. (In Russ.). http://doi.org/10.17223/15617793/465/25 EDN: HHTZWC
- Solganik, G. Y. (2008). About the language and style of the newspaper. In M.N. Volodina (Ed.), Language of the Media (pp. 471–478). Moscow: Akademicheskiy Proyekt Publ. (In Russ.)
- Strelchuk, E. N., & Ilikhamu, S. (2022). Teaching Russian to Uyghurs in PRC universities: Pedagogical toolkit of nationally oriented methods. Russian Language Studies, 20(4), 515–530. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-4-515-530 EDN: HPHZCW
- Xi, J. (2018). The Governance of China. Beijing: Foreign Languages Press. (In Russ.).
- Yang, K., & Sharafutdinov, J. R. (2022). Innovative approaches to training specialists in the Russian language in China. Philological Class, 27(2), 132–140. (In Russ.). https://doi.org/10.51762/1FK-2022-27-02-13 EDN: LEJQRD
- Zhang, W., & Vesnina, L. E. (2020). Arrangement of reading classes for foreign students under distance learning conditions. Philological Class, 25(2), 228–235. (In Russ.). https://doi.org/10.26170/FK20-02-20 EDN: DPKUCC
- Zhao, C. (2016). The current situation and countermeasures of publishing Russian newspaper and newspaper reading textbooks in universities in the new era. Publishing Broad Angle, (11), 82–84. (In Chin.).
- Zhou, H., & Wang, S. (2022). Teaching practice and reflection on Russian newspaper reading course under the new situation. Chinese Russian Language Teaching, (2), 78–85. (In Chin.).
Дополнительные файлы

