Стратегия продвижения русского языка через институты многосторонней дипломатии


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Поставлена проблема сокращения количества носителей русского языка в мире в постсоветский период. Отмечен значительный потенциал международных организаций с участием России (в частности — Шанхайской организации сотрудничества) в укреплении позиций русского языка и культуры за рубежом. Подчеркнуто, что через институты многосторонней дипломатии Россия получает возможность форми-ровать гуманитарную повестку, способствующую устойчивому сотрудничеству и культурной интеграции. Указанное свидетельствует об актуальности исследования, цель которого состоит в раскрытии потенциала межгосударственного объединения ШОС для продвижения русского языка и культуры в мире. Использованы методы наблюдения, обобщения опыта, прогнозирования сценариев укрепления позиций русского языка в мире, а также количественного, системного, хронологического и фактологического анализа. Материалы исследования: нормативные акты, закрепляющие позиции русского языка в странах ШОС; данные авторитетных аналитических агентств; информационные ресурсы официальных организаций по продвижению русского языка и культуры за рубежом. Обобщена нормативно-правовая база, сформулировано предложение о включении в содержание языковой политики России концептуальных основ продвижения русского языка и культуры через институты многосторонней дипломатии, прежде всего ШОС и БРИКС+. Охарактеризован комплекс научных, научно-методических, просветительских и культурных мероприятий в странах ШОС. Выявлены некоторые лакуны в деятельности по продвижению русского языка и культуры за рубежом, восполнение которых необходимо в ближайшее время. Сформулированы рекомендации по совершенствованию разработанной системы развития и продвижения русского языка в странах ШОС. Определено значение институционализации русского языка, выявлен потенциал международных организаций для его распространения в мире. 

Об авторах

Елена Вячеславовна Дзюба

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Автор, ответственный за переписку.
Email: dzyuba_ev@spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-3833-516X
SPIN-код: 6106-5500
Scopus Author ID: 56998786000
ResearcherId: AAJ-5882-2021

доктор филологических наук, профессор, профессор Высшей школы международных отношений, Гуманитарный институт

Российская Федерация, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29

Екатерина Владимировна Мушенко

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Email: mushenko_ev@spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1523-3099
SPIN-код: 2440-9148
Scopus Author ID: 58958987000
ResearcherId: S-4009-2016

старший преподаватель Высшей школы международных отношений, Гуманитарный институт

Российская Федерация, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29

Список литературы

  1. Azimov, E. G. (2020). Russian as a foreign language e-textbooks: current state and perspectives. Russian Language Studies, 18(1), 39–53. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-39-53 EDN: LUBJLR
  2. Antonova, Yu. A. (2022). National-psychological portrait of a Chinese student studying russian language. Philological Class, 27(2), 161–171. (In Russ.). https://doi.org/10.51762/1FK-2022-27-02-16 EDN: ZJWOMV
  3. Arutyunova, M. A. (2012). Language policy and the status of the Russian language in the USSR and the post-Soviet states. Lomonosov World Political Journal, (1), 155–178. (In Russ.). EDN: OXEUOT
  4. Bogdanova, A. V. (2018). The problem of the Russian language preservation in CIS and Baltic countries. Russia in the Global World, (12–13), 5–11. (In Russ.). EDN: YGFHVI
  5. Danilova, E. A., Ilyina, S. V., Ilyina, E. A., & Khrisanova, E. G. (2024). Empirical substantiation of organizational and pedagogical conditions for teaching Russian as a foreign language in comprehensive schools of Sri Lanka. I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, (4), 151–160. (In Russ.). https://doi.org/10.37972/chgpu.2024.125.4.018 EDN: HYQHNW
  6. Fung, T. N. A., & Kashchuk, S. M. (2025). The history and modernity of teaching Russian as a foreign language in Vietnam. Society: sociology, psychology, pedagogy, (2), 103–110. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2025.2.10 EDN: MLXHJC
  7. Gorbukhova, M. Y., & Sibiryakova, S. N. (2024). Strengthening the position of the Russian language in Eurasia. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, (4), 437–440. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-4107-437-440 EDN: ELAFYI
  8. Kamarova, N. A. (2024). Language as a foreign policy actor of Russia’s presence on the African continent: on the issue of effective channels for promoting the Russian language. Education Management Review, 14(11-1), 268–278. (In Russ.). https://doi.org/10.25726/v6210-1225-9308-g EDN: JMWLNK
  9. Kamysheva, S. Yu. (2023). Russian Language Index in the World – 2023: by the Year of the Russian language in the CIS countries. Russian Language Abroad, (4), 86–90. (In Russ.). https://doi.org/10.37632/PI.2023.299.4.013 EDN: JWXHMH
  10. Khrisanova, E. G. (2023). Organization of educational activities in Russian in the education system of Sri Lanka. National Association of Scientists, (96), 42–46. (In Russ.).
  11. Khusainova, S. S. (2025). The Russian language as a soft power tool of Eurasian integration. Russia in the global world, 28(2), 111–123. (In Russ.). https://doi.org/10.48612/rg/RGW.28.2.8 EDN: RDMZXS
  12. Kirillov, A. A. (2023). The experience of creating open education centers for learning the Russian language (on the example of the Democratic Socialist Republic of Sri Lanka). Naukosfera, (12), 108–111. (In Russ.). https://doi.org/10.5281/zenodo.10514383 EDN: WKBSGL
  13. Kupina, N. A. (2022). Russian culture abolition: the ideological flywhee. Political linguistics, (5), 82–90. (In Russ.). https://doi.org/10.26170/1999-2629_2022_05_07 EDN: IKVMED
  14. Kuznetsova, V. V. (2020). Promotion of the Russian language and culture in Spain as an in-strument of the “soft power” of the Russian Federation. Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations, 25(3), 180–191. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.3.16 EDN: XHUADI
  15. Panarina, D. S. (2023). Filipino students in Russia. South-East Asia: Actual problems of development, 3(2), 163–178. (In Russ.). https://doi.org/10.31696/2072-8271-2023-3-2-59-163-178 EDN: QZELTF
  16. Stepashkina, O. I., Zagorodneva, E. V., Gaidukova, I. V., & others. Promotion of the Russian language in the Republic of Cameroon: socio-cultural background, methodology and prospects. Lipetsk: Lipetsk GPU Publ. (In Russ.).
  17. Strelchuk, E. N., Kozhevnikova, M. N., & Borchenko, V. S. (2023). Blended learning in Russian higher education: the evolution of the term in science and practice. Educational Process: International Journal, 12(1), 97–116. https:// doi.org/10.22521/edupij.2023.121.6 EDN: PWVVAY
  18. Sun, Yu., & Yarovaya, T. Yu. (2024). Development and promotion of the Russian language in China: specifics, dynamics, prospects. In XV MAPRYAL Congress: selected reports (pp. 167–172). Saint Petersburg: MAPRYAL Publ. (In Russ.). EDN: MEKJAU
  19. Yakushkina, T. V. (2022). Why Italians and Russians study the languages of each other, or culture as a motivation to learn a foreign language. Cherepovets State University Bulletin, (6), 212–228. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-6-111-18 EDN: JUSGXC
  20. Yang, K., & Dzyuba, E. V. (2022). Modern tendencies of teaching Russian language in China. Philological class, 27(2), 122–125. (In Russ.). https://doi.org/10.51762/1FK-2022-27-02-11 EDN: DJAJNY
  21. Vlasov, M. S., Trofimova, U. M., Toropchina, O. V., & Vinogradova, N. G. (2024). Motivation to learn the Russian language in international learners: Experience of qualitative analysis — the cases of Thailand and Myanmar. RUDN Journal of Psychology and Pedago-gics, 21(3), 764–786. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-3-764-786 EDN: GPLXFQ
  22. Weber, G. (1997). The world’s 10 most influential languages. Language Monthly, (3).
  23. Zhang, W., & Vesnina, L. E. (2020). Online teaching Russian practical grammar at a Chinese university during the epidemic. Russian language studies, 18(4), 383–408. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-4-383-408 EDN: QPXXPU
  24. Zubtsova, E. R. (2024). Russia and Vietnam: the dialogue of cultures has happened. What’s next? Russian Journal of Vietnamese Studies, 8(4), 128–133. (In Russ.). https://doi.org/10.54631/VS.2024.84-643348 EDN: KIXPJL

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».