Стратегия продвижения русского языка через институты многосторонней дипломатии
- Авторы: Дзюба Е.В.1, Мушенко Е.В.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Выпуск: Том 23, № 4 (2025)
- Страницы: 543-565
- Раздел: Русский язык в мировом пространстве
- URL: https://bakhtiniada.ru/2618-8163/article/view/360837
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2025-23-4-543-565
- EDN: https://elibrary.ru/NIQGVI
- ID: 360837
Цитировать
Аннотация
Поставлена проблема сокращения количества носителей русского языка в мире в постсоветский период. Отмечен значительный потенциал международных организаций с участием России (в частности — Шанхайской организации сотрудничества) в укреплении позиций русского языка и культуры за рубежом. Подчеркнуто, что через институты многосторонней дипломатии Россия получает возможность форми-ровать гуманитарную повестку, способствующую устойчивому сотрудничеству и культурной интеграции. Указанное свидетельствует об актуальности исследования, цель которого состоит в раскрытии потенциала межгосударственного объединения ШОС для продвижения русского языка и культуры в мире. Использованы методы наблюдения, обобщения опыта, прогнозирования сценариев укрепления позиций русского языка в мире, а также количественного, системного, хронологического и фактологического анализа. Материалы исследования: нормативные акты, закрепляющие позиции русского языка в странах ШОС; данные авторитетных аналитических агентств; информационные ресурсы официальных организаций по продвижению русского языка и культуры за рубежом. Обобщена нормативно-правовая база, сформулировано предложение о включении в содержание языковой политики России концептуальных основ продвижения русского языка и культуры через институты многосторонней дипломатии, прежде всего ШОС и БРИКС+. Охарактеризован комплекс научных, научно-методических, просветительских и культурных мероприятий в странах ШОС. Выявлены некоторые лакуны в деятельности по продвижению русского языка и культуры за рубежом, восполнение которых необходимо в ближайшее время. Сформулированы рекомендации по совершенствованию разработанной системы развития и продвижения русского языка в странах ШОС. Определено значение институционализации русского языка, выявлен потенциал международных организаций для его распространения в мире.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Вячеславовна Дзюба
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Автор, ответственный за переписку.
Email: dzyuba_ev@spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-3833-516X
SPIN-код: 6106-5500
Scopus Author ID: 56998786000
ResearcherId: AAJ-5882-2021
доктор филологических наук, профессор, профессор Высшей школы международных отношений, Гуманитарный институт
Российская Федерация, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29Екатерина Владимировна Мушенко
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Email: mushenko_ev@spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1523-3099
SPIN-код: 2440-9148
Scopus Author ID: 58958987000
ResearcherId: S-4009-2016
старший преподаватель Высшей школы международных отношений, Гуманитарный институт
Российская Федерация, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29Список литературы
- Azimov, E. G. (2020). Russian as a foreign language e-textbooks: current state and perspectives. Russian Language Studies, 18(1), 39–53. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-39-53 EDN: LUBJLR
- Antonova, Yu. A. (2022). National-psychological portrait of a Chinese student studying russian language. Philological Class, 27(2), 161–171. (In Russ.). https://doi.org/10.51762/1FK-2022-27-02-16 EDN: ZJWOMV
- Arutyunova, M. A. (2012). Language policy and the status of the Russian language in the USSR and the post-Soviet states. Lomonosov World Political Journal, (1), 155–178. (In Russ.). EDN: OXEUOT
- Bogdanova, A. V. (2018). The problem of the Russian language preservation in CIS and Baltic countries. Russia in the Global World, (12–13), 5–11. (In Russ.). EDN: YGFHVI
- Danilova, E. A., Ilyina, S. V., Ilyina, E. A., & Khrisanova, E. G. (2024). Empirical substantiation of organizational and pedagogical conditions for teaching Russian as a foreign language in comprehensive schools of Sri Lanka. I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, (4), 151–160. (In Russ.). https://doi.org/10.37972/chgpu.2024.125.4.018 EDN: HYQHNW
- Fung, T. N. A., & Kashchuk, S. M. (2025). The history and modernity of teaching Russian as a foreign language in Vietnam. Society: sociology, psychology, pedagogy, (2), 103–110. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2025.2.10 EDN: MLXHJC
- Gorbukhova, M. Y., & Sibiryakova, S. N. (2024). Strengthening the position of the Russian language in Eurasia. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, (4), 437–440. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-4107-437-440 EDN: ELAFYI
- Kamarova, N. A. (2024). Language as a foreign policy actor of Russia’s presence on the African continent: on the issue of effective channels for promoting the Russian language. Education Management Review, 14(11-1), 268–278. (In Russ.). https://doi.org/10.25726/v6210-1225-9308-g EDN: JMWLNK
- Kamysheva, S. Yu. (2023). Russian Language Index in the World – 2023: by the Year of the Russian language in the CIS countries. Russian Language Abroad, (4), 86–90. (In Russ.). https://doi.org/10.37632/PI.2023.299.4.013 EDN: JWXHMH
- Khrisanova, E. G. (2023). Organization of educational activities in Russian in the education system of Sri Lanka. National Association of Scientists, (96), 42–46. (In Russ.).
- Khusainova, S. S. (2025). The Russian language as a soft power tool of Eurasian integration. Russia in the global world, 28(2), 111–123. (In Russ.). https://doi.org/10.48612/rg/RGW.28.2.8 EDN: RDMZXS
- Kirillov, A. A. (2023). The experience of creating open education centers for learning the Russian language (on the example of the Democratic Socialist Republic of Sri Lanka). Naukosfera, (12), 108–111. (In Russ.). https://doi.org/10.5281/zenodo.10514383 EDN: WKBSGL
- Kupina, N. A. (2022). Russian culture abolition: the ideological flywhee. Political linguistics, (5), 82–90. (In Russ.). https://doi.org/10.26170/1999-2629_2022_05_07 EDN: IKVMED
- Kuznetsova, V. V. (2020). Promotion of the Russian language and culture in Spain as an in-strument of the “soft power” of the Russian Federation. Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations, 25(3), 180–191. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.3.16 EDN: XHUADI
- Panarina, D. S. (2023). Filipino students in Russia. South-East Asia: Actual problems of development, 3(2), 163–178. (In Russ.). https://doi.org/10.31696/2072-8271-2023-3-2-59-163-178 EDN: QZELTF
- Stepashkina, O. I., Zagorodneva, E. V., Gaidukova, I. V., & others. Promotion of the Russian language in the Republic of Cameroon: socio-cultural background, methodology and prospects. Lipetsk: Lipetsk GPU Publ. (In Russ.).
- Strelchuk, E. N., Kozhevnikova, M. N., & Borchenko, V. S. (2023). Blended learning in Russian higher education: the evolution of the term in science and practice. Educational Process: International Journal, 12(1), 97–116. https:// doi.org/10.22521/edupij.2023.121.6 EDN: PWVVAY
- Sun, Yu., & Yarovaya, T. Yu. (2024). Development and promotion of the Russian language in China: specifics, dynamics, prospects. In XV MAPRYAL Congress: selected reports (pp. 167–172). Saint Petersburg: MAPRYAL Publ. (In Russ.). EDN: MEKJAU
- Yakushkina, T. V. (2022). Why Italians and Russians study the languages of each other, or culture as a motivation to learn a foreign language. Cherepovets State University Bulletin, (6), 212–228. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-6-111-18 EDN: JUSGXC
- Yang, K., & Dzyuba, E. V. (2022). Modern tendencies of teaching Russian language in China. Philological class, 27(2), 122–125. (In Russ.). https://doi.org/10.51762/1FK-2022-27-02-11 EDN: DJAJNY
- Vlasov, M. S., Trofimova, U. M., Toropchina, O. V., & Vinogradova, N. G. (2024). Motivation to learn the Russian language in international learners: Experience of qualitative analysis — the cases of Thailand and Myanmar. RUDN Journal of Psychology and Pedago-gics, 21(3), 764–786. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-3-764-786 EDN: GPLXFQ
- Weber, G. (1997). The world’s 10 most influential languages. Language Monthly, (3).
- Zhang, W., & Vesnina, L. E. (2020). Online teaching Russian practical grammar at a Chinese university during the epidemic. Russian language studies, 18(4), 383–408. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-4-383-408 EDN: QPXXPU
- Zubtsova, E. R. (2024). Russia and Vietnam: the dialogue of cultures has happened. What’s next? Russian Journal of Vietnamese Studies, 8(4), 128–133. (In Russ.). https://doi.org/10.54631/VS.2024.84-643348 EDN: KIXPJL
Дополнительные файлы

